Без команда - не спасать?!


Эта история произошла в конце октября, но о ходе спасательной операции в районе острова Спафарьева говорят до сих пор. И будут говорить еще долго, как и о трагедии января 2009 года, когда на тенькинской трассе замерз водитель, попавший в аварию на скользкой дороге, и о летнем столкновении двух микроавтобусов с многочисленными жертвами. Люди задают одни те же вопросы - все ли было сделано для спасения, насколько оперативно и согласованно действовали все службы, призванные работать в чрезвычайных ситуациях?

Без команда - не спасать?!


Сразу оговорюсь, что ни в коей мере не ставлю под сомнение действия сотрудников областного Пожарно-спасательного центра, Главного Управления МЧС России по Магаданской области и Территориального центра медицины катастроф. Низкий поклон спасателям и медикам за повседневную работу - опасную и рискованную, на них последняя надежда каждого попавшего в беду. Но всегда ли согласованы усилия всех этих ведомств? Вот в чем вопрос. А задаться им пришлось после изучения всех информационных сообщений и просмотра ряда видеороликов с места ЧП, в том числе и новостных выпусков центрального телевидения. А усомниться есть в чем…

Итак, по порядку хронологии событий, о которых 27 и 28 октября сообщили многие информационные агентства.

«На острове Спафарьева в Охотском море потерпела крушение рыбацкая шхуна. На помощь людям вылетели медики Центра медицины катастроф во главе с руководителем Алексеем Васильченко. На южную часть острова Спафарьева, расположенного почти в 120 км от Магадана, выбросило шхуну марки «Кинремару», на борту которой находилось шесть рыбаков. У одного - травма головы. Сообщение в службу спасения поступило от одного из рыбаков. Он по спутниковому телефону рассказал, что во время прохождения мимо острова Спафарьева трюм их шхуны наполнился водой. Больше никакой информации получить не удалось, поскольку связь оборвалась. Сотрудникам МЧС позже удалось выйти на связь с пострадавшими, с их слов они узнали, что шхуну выбросило на южную часть острова Спафарьева.



Из-за темноты и волнения моря пострадавших не смогли сразу эвакуировать. С ними поддерживали связь всю ночь и только утром направили туда вертолет Ми-8 с медиками Центра медицины катастроф. Его сотрудники сообщили, что в составе бригады медиков на помощь рыбакам вылетел руководитель Алексей Васильченко, врач-травматолог по специальности».

«На помощь рыбакам, шхуну которых выбросило на остров Спафарьева, идет катер со спасателями на борту. Вертолет с медиками не смог приземлиться на месте. К месту происшествия из Магадана в 14.50 (мст) отправился патрульный катер «Рассвет», на борту которого - спасатели поисково-спасательного отряда Пожарно-спасательного центра Магаданской области и сотрудники Магаданского территориального центра медицины катастроф. Дорога может занять 3 - 5 часов в одну сторону. Сотрудники МЧС поддерживают с пострадавшими постоянную спутниковую связь. По словам рыбаков, им удалось развести костер, есть запас продовольствия и сигнальные средства, состояние здоровья опасений не вызывает».

«Рыбаков с острова Спафарьева наконец доставили в Магадан. Двое из них находятся в больнице с диагнозом общее переохлаждение. 28 октября утром катер «Рассвет» доставил рыбаков с острова Спафарьева в областной центр. На берегу их встречали кареты «скорой помощи», которые отвезли всех шестерых мужчин в Магаданскую областную больницу. После обследования четверых отпустили домой, двое остались под наблюдением врачей с диагнозом общее переохлаждение. Черепно-мозговая травма, о которой говорилось, не подтверждается. Днем ранее сотрудники МЧС поддерживали с рыбаками постоянную спутниковую связь. Мужчины находились в жилых помещениях работников маяка на острове Спафарьева».

А теперь о несоответствиях. Первое - ЧП в Охотском море произошло не 27-го, как сообщалось в новостях, а 26 октября в 17.55. Кроме того, меня сбила с толку итоговая информация пресс-службы Пожарно-спасательного центра (ПСЦ): «В 04.30 28 октября 2010 года завершена операция в районе о. Спафарьева в Охотском море по спасению пяти членов экипажа и двух пассажиров рыболовецкого судна, выходившего из зоны промысла через о. Спафарьева в Магадан. В двух милях от острова в носовую часть трюма стала поступать вода, после чего, по словам капитана, лопнула переборка, вода пошла в моторный отсек. После остановки двигателя команде и пассажирам удалось эвакуироваться на берег с помощью плота, где они развели костер, обсушились и обогрелись. Один из рыбаков пешком дошел до маяка, находившегося на перешейке между двумя горными массивами острова. Затем смотрители на лодке доставили оставшихся людей в помещение маяка, где они и находились до прибытия спасателей.

Непосредственно операция по эвакуации началась 27 октября с момента выхода в 14.50 в Охотское море поисково-спасательного судна «Рассвет» Пожарно-спасательного центра Магаданской области с находившимися на борту тремя членами экипажа и спасательной группой из 9 человек, в том числе тремя медицинскими работниками Центра медицины катастроф. Операцией руководил заместитель начальника ПСЦ Олег Геннадьевич Плешков. Через 6 часов катер «Рассвет» достиг места аварии. Эвакуация рыбаков по нескольку человек проводилась спасателями на резиновой лодке с навесным мотором. Состояние людей усугубилось воздействием минусовых температур и угарным газом от костра, в котором сжигали различные пластиковые материалы от плота. По этим же причинам у пострадавших наблюдалось резкое снижение зрения. Все спасенные осмотрены медперсоналом, по необходимости им оказана медицинская помощь. В 4.00 28 октября катер «Рассвет» прибыл в порт Магадана. Двое пострадавших доставлены в реанимацию Магаданской областной больницы».

Не буду останавливаться подробно на сопоставлении нестыковок, а они очевидны. Это количество спасаемых (5 - 7), разноречивость в координатах терпящих бедствие (южная и северная оконечности острова), сомнительные длительные переговоры по спутниковому телефону (он стационарно прикреплен в рубке шхуны и вместе с ней сразу ушел на дно), звонок капитана в Единую службу спасения (он успел позвонить в Магадане только товарищу). А обращу внимание только на один факт, о котором так ничего и нигде не сказано. Сообщение в МЧС поступило 26 октября в 17.55, шхуна затонула около 19.00, а спасательная операция началась лишь утром. Почему не сразу? На этот вопрос лучше и объективно ответят участники спасательной операции. Им слово.

Олег Плешков, зам. начальника Пожарно-спасательного центра (ПСЦ): «Погодные условия не позволили вертолету сесть 27 октября, поэтому людей оставалось спасти только с помощью плавсредств, которыми среди спасательных служб морского класса располагаем только мы. Сообщение от МЧС нам поступило в час дня 27 октября. Полчаса на подготовку «Рассвета», и группа отправилась к острову. Почему не пошли сразу вечером? Команды не было, в МЧС исключили возможность эвакуации морем в ночное время, их диспетчер сообщил в Центр медицины катастроф, что такая запись есть в журнале. Если бы в ПСЦ сразу сообщили о ЧП, а не на следующий день, то наши спасатели стали бы готовиться немедленно».

Андрей Танин, начальник отдела информации, пропаганды и общественных связей Пожарно-спасательного центра:

«Я стал случайным свидетелем разговора между человеком, который пришел в Центр медицины катастроф, и охранником ПСЦ. Мужчина сообщил, что ему по спутниковому телефону позвонил капитан судна и попросил: «Мне нужен вертолет, люди терпят бедствие!». И лишь после этого случайного обращения мы стали ждать команду на спасательную операцию. Если бы спасатели вышли в ночь при нормальных погодных условиях, то к утру были бы на острове, еще до вылета вертолета… Сегодня есть оперативный дежурный МЧС, куда стекается вся информация о ЧС, он и принимает решения о привлечении дополнительных сил и средств».

Михаил Четвертаков, начальник поисково-спасательного отряда ПСЦ: «Наша задача - спасти людей. В 21.00 мы подошли к острову, на месте уточнили количество пострадавших. По нашим данным, пять, увидели семь, капитан не сообщил о двух пассажирах. Работал водолаз, сделали по цепочке несколько рейсов к берегу, в течение часа переправили всех на спасательное судно, где потерпевшими сразу занялись медики. 28 октября в 4.30 утра были уже в Магадане, где передали пострадавших бригадам «Скорой помощи». Почему спасали мы, а не МЧС? Там нет таких спасательных плавсредств».

Алексей Васильченко, начальник ГУЗ «Магаданский территориальный центр медицины катастроф»: «Если быть точным, наш диспетчер получил из МЧС сигнал о том, что судно тонет, 26 октября в 17.55, в 19.00 - что оно уже затонуло. Я считаю, что нужно иметь общий телефон с диспетчером либо его включать автоматически, чтобы сигнал о бедствии получили одновременно все службы. И каждый может дифференцировать свое участие в процессе, определить объем сил и средств, количество бригад спасателей. Например, когда мы работаем на море, то привлекаем спасателей Дальневосточного регионального центра (они базируются в Соколе), имеющих все оснащение. Но они были бессильны. Кстати, и фотографии свидетельствуют, что рыбаков невозможно было спасти с воздуха. На вертолете сделали несколько кругов, обнаружили костерок из спасательного плота, увидели людей. Функционально они не могли выбраться самостоятельно. Почему вертолет не вылетел сразу после сигнала бедствия? Правила безопасности запрещают полеты ночью, хотя сейчас разрабатываются новые правила и допуски. А пока разрешения согласовываются до двух часов… И еще один из отрицательных моментов - договор на авиационное обслуживание в области имеет только наш Центр медицины катастроф. Остальные службы и формирования таких договоров с авиаторами не имеют».

Александр Глазунов, и.о. начальника Главного управления МЧС России по Магаданской области: «Подразделения Пожарно-спасательного центра переданы нам в оперативное управление наряду с федеральными учреждениями - Дальневосточным региональным поисково-спасательным отрядом и пожарными частями. Прерогатива ЦУКС (Центр управления кризисными ситуациями) - привлекать все необходимые силы и средства для поисково-спасательных работ в соответствии со складывающейся обстановкой. В данном случае мною принято такое решение, поскольку было позднее время. А в соответствии с приказом № 502 МЧС России о запрещении проводить какие-либо спасательные работы с привлечением плавсредств ночью это стало бы нарушением федерального законодательства. Дежурная смена ЦУКС сразу предоставила информацию в Центр медицины катастроф, где решили организовать спасательные работы вертолетом. По нашей информации, люди на острове были на берегу и в здравии, какое-то время общались с нами по спутниковому телефону. И утром к ним ушел вертолет с парашютистами нашей поисково-спасательной базы. Вертолет не смог даже зависнуть, погода угрожала жизни экипажа и спасателей, вернулся, и только тогда нами было принято решение направить в зону ЧС подразделение областного Поисково-спасательного центра, имеющего необходимые плавсредства. В каждой спасательной операции важен конечный результат. Спасатели ПСЦ отработали замечательно, прибыли оперативно на остров, забрали рыбаков и вернулись в Магадан. Почему мы не оповестили ПСЦ сразу вечером 26-го? Это привлечение дополнительных сил и средств, которые мы считаем нужными. И нельзя было выходить ночью на катере «Рассвет», никто бы такую команду не дал. А если бы со спасателями что-то случилось? Есть законы, которые определяют правила эксплуатации маломерных судов. Любое должностное лицо, которое берет на себя ответственность вразрез с действующим законодательством, потом за это отвечает. Как, допустим, послать пожарного в огонь, где замкнутое пространство, без средств защиты органов дыхания? Кто за это ответит? Начальник караула. В ПСЦ говорят, что они были бы готовы вечером. Но никто бы им такую команду не дал и запретил выход в море».

Валерий Терехин, судовладелец и капитан шхуны с бортовым номером Р 35-19 МА: «Спутниковый телефон не утонул, я звонил по нему еще с берега, только и просил прислать какое-нибудь судно спасти нашу шхуну. А когда нас понесло на камни, оставалось только спасаться на плоту и грести к берегу. Дежурному МЧС сообщил, что с людьми все в порядке, вертолет нам не нужен, ему тут негде сесть, нас подберут проходящие суда. Я уже запросил помощь еще одного своего судна. Затем член команды Владимир Вея по скалам отправился на маяк за помощью. А спасатели забрали нас с берега, от маяка, куда его смотрители уже перевезли всех на своей лодке. В такую ситуацию попал впервые, могли обойтись и своими силами. Но холодновато было нырять и разрезать сеть, которую намотало на винт. Главное, что все остались живы…».

Валерий Николаевич был уверен в своей команде, поэтому и не удивился, когда один из членов экипажа самостоятельно решил пойти за помощью на маяк. Только Владимир Вея, опытный тундровик, сменивший профессию оленевода на рыбака, смог бы добраться по отвесным скалам до маяка. Боялся смотреть вниз, когда карабкался по горной породе, хватаясь за клочья травы, боялся, что шальной камень уйдет из-под ног и его понесет по галечнику вниз, в штормовые волны. В сумерках ползком по щебенке пробирался между валунами, ежеминутно рискуя жизнью. Он пошел спасать товарищей без приказа, понимая, что, если с природой на «ты», ничего страшного не произойдет. И оказался сильнее всех, преодолев и победив каменный мешок острова Спафарьева!

Метеорологи, увидев на пороге посиневшего от холода рыбака, все сразу поняли, уточнили у него местонахождение остальных, спустили на воду лодку и перевезли окоченевших мокрых людей в тепло. Накрыли стол с горячим чаем, связались в очередной сеанс связи по рации с МЧС и сообщили, что все люди живы и здоровы. А в это время на помощь людям только шло поисково-спасательное судно «Рассвет», до встречи оставалось еще шесть часов…
- Самое печальное, что информация преждевременно прошла по всем центральным СМИ, - резонно заметил начальник Центра медицины катастроф Алексей Васильченко. - Сообщалось об успешном завершении спасательной операции. А если бы мы не успели? Если были бы жертвы? О чем бы тогда рассказывали? Временной интервал здесь решающий.

Нельзя сказать, что в Магаданской области некому спасать людей. У нас классные спасатели, водолазы, вертолетчики, медики, которые готовы в любую минуту броситься на помощь. Но всегда ли их взаимодействие работает четко, в том числе и система оповещения? Современные средства связи сегодня позволяют это сделать, ведь все начинается с первого звонка: «Спасите!».

Вывод напрашивается сам. В подобных чрезвычайных ситуациях нужно действовать согласованно и в одной связке, четко определить схему оповещения. Так считают все участники спасательной операции, но не капитан затонувшей шхуны. Он до сих пор считает, что команду не спасали, а эвакуировали. Конечно, о самостоятельности в принятии решения, недопустимой и опасной, можно говорить бесконечно, как и о задачах каждой службы в любой зоне ЧС. Так в итоге и получилось в этой истории. Слава Богу, что есть главный результат - остались живы все терпящие бедствие рыбаки. А ведь все могло быть иначе и печальнее…

Допускаю, что при подготовке отчетов некоторые даже тихо перекрестились о благополучном завершении операции. Ведь, по сути, люди спасли себя сами, выжив в ночном шторме в ожидании помощи. Вопрос в другом, и он остается самым главным: а что завтра? Если возникнет аналогичное ЧП, сколько времени будет потрачено на согласование, оценку обстановки, уточнение деталей и расстановку сил и средств? Представим себя на месте людей, попавших в беду. Отчаяние и страх свойственны каждому человеку, как и надежда на спасение. Но это уже наше право…

Кстати, Магаданская транспортная прокуратура дала поручение ряду ведомств проверить все обстоятельства ЧП. Первыми о результатах доложили в Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России: за управление судном без соответствующих документов к административной ответственности в виде штрафа в 1000 рублей привлечен судовладелец Валерий Терехин. Формулировка - за нарушение правил судовождения.

Александр МУРЛИН.
"Магаданская правда"




  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent

При комментировании тех или иных материалов запрещены:
Призывы к войне, свержению существующего строя, терроризму. Пропаганда фашизма, геноцида, нацизма. Оскорбления посетителей сайта. Разжигание межнациональной, социальной, межрелигиозной розни. Пропаганда наркомании. Публикация заведомо ложной, непроверенной, клеветнической информации. Содержащие ненормативную лексику. Информацию противоречащую УК РФ.






Колымские колонки