Освоение территории современной Магаданской области русскими землепроходцами и мореплавателями началось в первой половине 17 века.
Пришедшие в район Охотского побережья они основывали укрепленные поселения - остроги. По следам землепроходцев продвигались и христианские миссионеры, распространялось православие, возводились часовни, строились церкви. Прежде всего это происходило в острогах, а первым из них на побережье Охотского моря был основан Тауйский острог.
В 1739 году был основан Ямским острогом (современное село Ямск). Побывавший там весной 1743 года участник Второй Камчатской экспедиции Яков Линденау писал: "Укрепление последнего из штакетов на четырех углах к югу с двумя башнями, к северу - ворота с бойницей. Эти укрепления в окружности составляют 70 сажень. В этом остроге имеется часовня, ясашная изба и четыре государственных дома, в которых живут служивые".
В 1752 году русские казаки основали, самый мощный опорный пункт на Охотском побережье - Гижигинскую крепость. Спустя 6 лет там построили православную церковь. Немного позднее Гижигинская крепость получила название Гижигинск. В 1783 году ей был присвоен статус города, а затем и свой герб. Подробно о истории города Гижигинск можно прочитать в моем посте "Был такой город - Гижигинск".
Спустя 5 лет здесь побывал первый иностранец - сын французкого консула в Петербурге Бартоломей Лессепс, начавший свое путешествие из Петропавловска. В Гижигинске, обнесенном деревянным забором, он увидел государственные и частые дома, магазины, ларьки, другие заведения, а также церковь постройки 1758 года и принадлежавшие ей небольшие помещения, в которых проживало 3 священнослужителя.
К концу 18 столетия стало повышаться и значение Тауйского острога. В начале 19 века там проживало 117 человек, в том числе 6 казаков, 16 эвенов, 46 якутов и 7 коряков. Побывавший здесь осенью 1806 года путешественник И.И.Редовский отмечал : "Есть в форпосте часовня, лучше Инской, имеет она колокола, подвешенные у входа". Тауская часовня была построенна из дерева и несколько раз реконструировалась.
К концу 30-х годов 19 столетия она имела 9 метров высоты, более 11 метров длины и почти 4,5 метра ширины. В связи с этим возникло решение высших духовных властей "обратить часовню в церковь путем пристройки к ней алтаря". Одновременно с этим был издан документ, в котором указывалось: "Священник Попов и дьячок Протопопов от Охотской Преображенской церкви назначены быть при Тауйской Покровской церкви... немедленно отправиться в означенное место". Прибыв на место назначения, священник и дьячок организовали строительство, которое растянулось на длительное время.
Среди "рабочих людей при постройке новой церкви" в архивных документах к моменту ее окончания упоминаются 39 местных жителя. В их числе- Роман, Федор, Григорий Поповы, Семен и Василий Борисовы, Илья, Гавриил, Иван, Данила, Алексей, Роман, Петр, Игнатий, Савва 1-й и Савва 2-й Шахурдины, а также другие тауйчане. За свою работу все они получали денежную плату и специальное вознаграждение. Из "Тетради для записи выдачи в награду трудящимся при постройке новой церкви за 1844, 1845, 1846 и 1847 годы" видно, что вознаграждение производилось табаком и чаем.
Освящение Тауйской Покровской церкви состоялось 5 марта 1847 года. Через некоторое время при ней была организованна первая в этих местах приходская школа. В этой школе занималось 4 ученика. Плату за обучение вносили родители. В то же время священник Тауйской Покровской церкви занимался просветительской деятельностью среди местного населения. Его старания увенчались успехом. В 1858 году Московская синодальна типография отпечатала созданный Стефаном Поповым "Тунгусский букварь с молитвами". Это было первое издание подобного рода. В 1859 году та же типография издала "Краткий тунгусский словарь". Его автором также являлся протоиерей Стефан Попов. В своем роде он был незаурядной яркой личностью и внес несомненный и впечатляющий вклад в то, что к названию Тауйской Покровской церкви присвоили наименование "Благочинная".
Закат Церкви на Колыме наступил в послереволюционное время. К концу 30-х годов все храмы и часовни были закрыты, а позднее разрушены. На Пасху 1923 года красноармейцами из отряда Чубарова был расстрелян настоятель Спасской Гижигинской церкви - иеромонах Нифонт.
Подготовлено по материалам Магаданской и Синегорской епархии Русской Православной Церкви.