Дореволюционная история Православной Церкви в Магаданской области


Дореволюционная история Православной Церкви в Магаданской области

Освоение территории современной Магаданской области русскими землепроходцами и мореплавателями началось в первой половине 17 века.



Пришедшие в район Охотского побережья они основывали укрепленные поселения - остроги. По следам землепроходцев продвигались и христианские миссионеры, распространялось православие, возводились часовни, строились церкви. Прежде всего это происходило в острогах, а первым из них на побережье Охотского моря был основан Тауйский острог.

В 1739 году был основан Ямским острогом (современное село Ямск). Побывавший там весной 1743 года участник Второй Камчатской экспедиции Яков Линденау писал: "Укрепление последнего из штакетов на четырех углах к югу с двумя башнями, к северу - ворота с бойницей. Эти укрепления в окружности составляют 70 сажень. В этом остроге имеется часовня, ясашная изба и четыре государственных дома, в которых живут служивые".

В 1752 году русские казаки основали, самый мощный опорный пункт на Охотском побережье - Гижигинскую крепость. Спустя 6 лет там построили православную церковь. Немного позднее Гижигинская крепость получила название Гижигинск. В 1783 году ей был присвоен статус города, а затем и свой герб. Подробно о истории города Гижигинск можно прочитать в моем посте "Был такой город - Гижигинск".

Спустя 5 лет здесь побывал первый иностранец - сын французкого консула в Петербурге Бартоломей Лессепс, начавший свое путешествие из Петропавловска. В Гижигинске, обнесенном деревянным забором, он увидел государственные и частые дома, магазины, ларьки, другие заведения, а также церковь постройки 1758 года и принадлежавшие ей небольшие помещения, в которых проживало 3 священнослужителя.

К концу 18 столетия стало повышаться и значение Тауйского острога. В начале 19 века там проживало 117 человек, в том числе 6 казаков, 16 эвенов, 46 якутов и 7 коряков. Побывавший здесь осенью 1806 года путешественник И.И.Редовский отмечал : "Есть в форпосте часовня, лучше Инской, имеет она колокола, подвешенные у входа". Тауская часовня была построенна из дерева и несколько раз реконструировалась.

К концу 30-х годов 19 столетия она имела 9 метров высоты, более 11 метров длины и почти 4,5 метра ширины. В связи с этим возникло решение высших духовных властей "обратить часовню в церковь путем пристройки к ней алтаря". Одновременно с этим был издан документ, в котором указывалось: "Священник Попов и дьячок Протопопов от Охотской Преображенской церкви назначены быть при Тауйской Покровской церкви... немедленно отправиться в означенное место". Прибыв на место назначения, священник и дьячок организовали строительство, которое растянулось на длительное время.

Среди "рабочих людей при постройке новой церкви" в архивных документах к моменту ее окончания упоминаются 39 местных жителя. В их числе- Роман, Федор, Григорий Поповы, Семен и Василий Борисовы, Илья, Гавриил, Иван, Данила, Алексей, Роман, Петр, Игнатий, Савва 1-й и Савва 2-й Шахурдины, а также другие тауйчане. За свою работу все они получали денежную плату и специальное вознаграждение. Из "Тетради для записи выдачи в награду трудящимся при постройке новой церкви за 1844, 1845, 1846 и 1847 годы" видно, что вознаграждение производилось табаком и чаем.

Освящение Тауйской Покровской церкви состоялось 5 марта 1847 года. Через некоторое время при ней была организованна первая в этих местах приходская школа. В этой школе занималось 4 ученика. Плату за обучение вносили родители. В то же время священник Тауйской Покровской церкви занимался просветительской деятельностью среди местного населения. Его старания увенчались успехом. В 1858 году Московская синодальна типография отпечатала созданный Стефаном Поповым "Тунгусский букварь с молитвами". Это было первое издание подобного рода. В 1859 году та же типография издала "Краткий тунгусский словарь". Его автором также являлся протоиерей Стефан Попов. В своем роде он был незаурядной яркой личностью и внес несомненный и впечатляющий вклад в то, что к названию Тауйской Покровской церкви присвоили наименование "Благочинная".

Закат Церкви на Колыме наступил в послереволюционное время. К концу 30-х годов все храмы и часовни были закрыты, а позднее разрушены. На Пасху 1923 года красноармейцами из отряда Чубарова был расстрелян настоятель Спасской Гижигинской церкви - иеромонах Нифонт.

Подготовлено по материалам Магаданской и Синегорской епархии Русской Православной Церкви.

Автор Антон Афанасьев http://anton-afanasev.livejournal.com/



  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent

При комментировании тех или иных материалов запрещены:
Призывы к войне, свержению существующего строя, терроризму. Пропаганда фашизма, геноцида, нацизма. Оскорбления посетителей сайта. Разжигание межнациональной, социальной, межрелигиозной розни. Пропаганда наркомании. Публикация заведомо ложной, непроверенной, клеветнической информации. Содержащие ненормативную лексику. Информацию противоречащую УК РФ.






Колымские колонки