Об этом стало известно от руководителя проекта «Открытая Колыма» Ольги Бархатовой: жители округа обратились в WhatsApp-группу «Открытый Северо-Эвенск» и лично к администраторам проекта с тревогой: до сих пор не открыт автозимник, по которому в холодное время года в Эвенск доставляют социально значимые грузы. Люди выражают опасения остаться в скором будущем без продовольствия и товаров первой необходимости, а также указывают на то, что продукты в магазинах уже заканчиваются. Как выяснил корреспондент «МП», беспокойство жителей не лишено оснований.
ГОЛОД НЕ ГРОЗИТ?
- Почему мы паникуем, - пояснила корреспонденту «МП» жительница Эвенска Евгения Казимирова, - потому что знаем, чем это "пахнет". Знаем, каково это, когда в продаже только консервы, макароны и просроченная колбаса: ни лука, ни растительного масла, ни картошки! Когда не купить ни туалетную бумагу, ни зубную пасту! Такое уже бывало и не раз. Угрозы голода, конечно, нет, но попробуйте одними макаронами прокормить детей или людей с особенностями питания!
Евгения также добавила, что уже сейчас не все продукты в магазинах Эвенска есть на прилавках. Например, морковки нет точно.
- Разговоры о том, что продукты заканчиваются, не соответствуют действительности, голодомор нам не грозит, - попытался разуверить корреспондента «МП» глава Северо-Эвенского округа Сергей Романов, - это все слухи. В магазинах есть мясо, овощи. Но люди опасаются остаться без мандаринов.
Однако по мере разговора Сергей Романов согласился, что основания для волнения жителей есть, признал и сложность положения, в котором оказался Северо-Эвенский округ.
- Морская навигация для маломерных судов неделю назад закрыта, - рассказал Сергей Романов, - последний плашкоут доставил продовольствие в Эвенск 15 ноября. - Вопрос в том, что автозимника, по которому социально значимые грузы доставляются в зимнее время, действительно, нет и в этом году, наверное, не будет.
ЗИМНИК НЕ ПОД СИЛУ
По словам Сергея Романова, на протяжении последних 10 лет зимнюю дорогу строила и содержала для своих хозяйственных нужд горнодобывающая компания «Полиметалл», но в этом году она делает зимник только на участке от Омсукчана до сопки Кварцевой протяженностью 508 км. Другой участок, от сопки Кварцевой до Эвенска ввиду экономической нецелесообразности делать уже не будет. Муниципальному же бюджету обустройство и содержание автозимника не под силу.
- Протяженность автозимника на отрезке сопка Кварцевая-Гарманда-Эвенск -105 км, это труднодоступный участок работы, - пояснил глава Северо-Эвенского округа, - заниматься этим некому. Делать это должна серьезная организация, имеющая оборудование и технику. Не так все просто. Мы не можем содержать зимник своими силами.
Далее Сергей Романов сказал корреспонденту «МП», что понимает волнение жителей, и что с таким же волнением он обратился в региональный минтранс. Там глава округа задал вопрос, что будет с зимником, там же получил надежду на выход из трудного положения. Таковым, по его словам, в минтрансе видят использование новых самолетов ТВС-2МС, приобретенных за счет средств регионального бюджета для пассажирских перевозок и доставки социально значимых грузов в труднодоступные пункты области, вместимостью до 1,5 тонн.
- Остается надежда только на воздух, - как будто согласился с таким вариантом Сергей Романов, указав, однако, на его дороговизну. - Но авиадоставка существенно отразится на цене грузов, это тоже не решение проблемы. Если не будет дотаций нашим коммерсантам со стороны правительства региона, продукты будут очень дороги.
А они и без того в округе недешевы - жители давно жалуются на баснословную дороговизну всего и вся в Северо-Эвенском округе.
- Вопрос остается открытым, - заключил Сергей Романов. - Будем его решать вместе с губернатором по его возвращению из командировки.
ВОПРОС ОТКРЫТ
Тем временем в беседе с корреспондентом «МП» в региональном минтрансе называют еще несколько возможных вариантов доставки продовольствия в Северо-Эвенский округ, в том числе на перспективу.
По словам руководителя управления дорожного хозяйства регионального минтранса Сергея Ерохина, помимо авиадоствки, всего их четыре. Первый - восстановить практику строительства зимника компанией «Полиметалл». Второй, наименее вероятный, - передать зимник в федеральную собственность (сейчас она муниципальная) и включить его в перечень дорог федерального значения. Вопрос передачи поднимался еще в апреле этого года на уровне Минтранса РФ, но пока безуспешно. Третий - создать в Северо-Эвенском округе муниципальное дорожное предприятие, которое бы занималось строительством и содержанием зимника при финансовой поддержке региона. Четвертый и наиболее приемлемый на перспективу - перейти на систему северного завоза и делать продовольственные запасы в период летней навигации, как это было в прежние годы.
Вариант строительства капитальной (без асфальта) дороги приемлем вряд ли - один только километр стройки обойдется в 30 млн рублей, а всего на участке Сопка Кварцевая-Гарманда-Эвенск нужно обустроить 105 км.
Вопрос непростой, но решить его надлежит в самое ближайшее время. В Правительстве Магаданской области о ситуации знают и сейчас прорабатывают разные варианты ее решения.