О внешних преображениях и о том, как при этом Магадану удается сохранить исторически-архитектурный облик, с «ВМ» охотно поделилась заместитель руководителя департамента САТЭК мэрии города Магадана, главный художник города Магадана Галина ШЕВЦОВА.
У нашего города, впрочем, как и любого другого, всегда много проблем; они бывают минутные и маленькие, есть же проблемы большие и серьезные, и решать их приходится ежедневно. К одним из таких относится наружная реклама.
Наружная реклама
Ситуация такова, что множество рекламных щитов в городе размещено без разрешения или эксплуатируются с разрешительными документами, утратившими срок действия. Недобросовестные рекламораспространители монтируют и эксплуатируют ее в нарушение Федерального закона.
«Хочется им очередной раз напомнить, что такие самопроизвольные действия влекут за собой административную ответственность. Штрафы за несоблюдение закона могут достигать до 1 миллиона рублей за одну рекламную конструкцию для юридических лиц», – поясняет главный художник города.
Ухудшают внешний облик улиц фасады домов, на которых размещены рамки для рекламных щитов. Собственники или рекламораспространители зданий обязаны следить за этим и демонтировать подобные конструкции. Также фасады, на которых размещено более двух рекламных плакатов, придают зданию неэстетический вид, попросту загромождая его. Департамент САТЭК в рамках своих полномочий совместно с Управлением административно-технического контроля проводит мониторинги внешнего состояния фасадов зданий, консультирует собственников и арендаторов и предпринимает при необходимости меры воздействия к нарушителям градостроительных правил для приведения этих фасадов в соответствие с нормативными требованиями. Проблемы, конечно, есть. Зачастую найти недобросовестных рекламораспространителей не представляется возможным. Отдельно стоящие рекламные конструкции или расположенные на фасадах зданий, на ограждениях рекламные баннеры, размещенные без взаимоувязки с архитектурным пространством, ухудшают эстетику восприятия улиц города, отрицательно действуют на психику горожан. Вместе с этим хочется отметить, что добросовестные рекламораспространители следят за состоянием своих рекламных конструкций, систематически обращаются для получения разрешения на установку наружной рекламы в департамент САТЭК. Это директор ООО «Фабрика рекламы» Н.В. Соин, директор ООО «Твой выбор» А.А.Мостовщиков.
Отдельная тема – это наружная реклама на автомобильных дорогах. Здесь проблема заключается в выполнении требований ГОСТа. По таким объектам департамент САТЭК провел мониторинг соответствия и пришел к неутешительному выводу. Многие конструкции необходимо демонтировать. В настоящее время департамент САТЭК проводит работу по внесению изменений в схему размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования «Город Магадан». После утверждения и опубликования данной схемы рекламораспространители могут обращаться в департамент САТЭК с заявлением о проведении аукциона на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на объектах, находящихся в муниципальной собственности.
Центральная часть города
Согласно постановлению городской Думы, на проспекте Ленина, включая телевышку, не должно быть рекламных щитов большого формата ни на фасадах, ни на отдельно стоящих рекламных конструкциях. Они нарушают сформировавшийся образ центра города, закрывают архитектуру зданий, нарушают перспективу пространства. Полностью исключается возможность размещения наружной рекламы на фасадах зданий с уникальной архитектурой, расположенных на главном магаданском проспекте. Соответственно, разрешения на установку рекламных конструкций на фасады зданий, расположенных по проспекту Ленина, выдаваться в дальнейшем не будут. Говоря о больших форматах, имеется в виду размер более 2, 4, 5 квадратных метров.
Административно-торговые центры
«Что касается площади Комсомольской, а именно: бывших магазинов «Маяк» и «Северный», там поменялись собственники, – рассказывает Галина Шевцова.– На сегодняшний день идет реконструкция внешнего облика и внутренних помещений данных объектов. А к Новому году горожане увидят обновленную площадь с символом Магадана – телевышкой. Рекламное кольцо будет демонтировано, конструкция телевышки станет легче и наряднее».
Работа ведется и с другими торговыми центами, и с небольшими учреждениями административно-делового назначения. Допустим, в одном доме находится несколько фирм, и каждая из них хочет привлечь к своему бизнесу наибольшее количество потребителей. Используя зачастую непродуманное внешнее оформление без консультаций специалистов в области архитектуры и дизайна, согласований с департаментом САТЭК, бизнес получает обратный эффект. В итоге мы видим полностью заклеенные окна, огромные вывески с названиями и агрессивного (черного, красного) цвета подложками – все небрежно и некрасиво. Само же здание из-за этого теряет свой изначальный облик.
Например, адрес: Ленина,3, гостиница «ВМ-Центральная». На сегодняшний день департамент добился того, чтобы его собственник сделал единый проект оформления здания. Затем уже арендаторы будут придерживаться стиля – вывески их будут состоять из отдельных легких букв в названии, без сопровождения громоздких подложек так же, как по адресу: Ленина, 11, магазин «Подиум». Этот объект служит прекрасным примером, там всегда красивые витрины, рисунок меняется посезонно, аккуратно и эстетично написано название магазина.
Парадокс, что этот же адрес– проспект Ленина, 11, боковой фасад, где расположилось кафе «Пельменная», теперь пример того, как не надо делать. Собственник не прислушался к мнению Градостроительного совета, департамента САТЭК и руководства города. Несмотря на все предписания – сохранить исторический облик фасада, продолжаются работы по кардинальному изменению внешнего облика. До настоящего времени не демонтирован козырек, расположенный вдоль всего бокового фасада, также не демонтированы две консоли с вывеской «Пельменная». А 24 октября, на момент очередного осмотра данного фасада, было выявлено, что собственник зашил портал входной группы плитами ДСП, поверх которых установил пластиковые псевдоколонны. Если же собственник так и не услышит уполномоченный в градостроительных вопросах орган муниципальной власти, то в конечном результате эта ситуация будет рассматриваться в суде.
Сложная ситуация обстоит и с адресом: Ленина, 16. Жители города, и Департамент САТЭК, и управление АТИ предпринимали в рамках своих полномочий соответствующие меры; подготавливались рекомендации по сохранению внешнего облика данного здания; организовывались выездные осмотры и комиссии. Собственникам предлагали множество вариантов цветового решения по окраске и отделке здания. Также было указано: обязательно сохранить все без исключения архитектурные элементы. В итоге по решению суда им было определено восстановление здания с указанными рекомендациями. Срок исполнения всех этих решений – 1 октября 2016 года. Но, как мы видим, вместо того, чтобы сделать реконструкцию данного здания, собственники закрыли дом фальшфасадом с нанесенным на него принтом некоего фасада сине-фиолетового цвета. Поскольку решение суда не было исполнено, дальнейшие меры воздействия к собственникам данного здания не в компетенции департамента САТЭК.
В мероприятиях, связанных с незаконным размещением наружной рекламы и с изменением фасадов зданий, вместе с департаментом САТЭК активно работает Управление административно-технического контроля. Очень много было написано совместных писем собственникам зданий и арендуемых помещений, чтобы те привели фасады в надлежащий вид. И хочется отметить, что фактически все, кто получил предписание, обращались в департамент для консультаций, разъяснений. В настоящее время многие собственники и арендаторы разрабатывают проекты обновления фасадов. Результат нашей работы очевиден. Надеемся и верим, что Магадан со временем преобразится. Политика руководства города нацелена не для того, чтобы наказать нарушителя, а в первую очередь для того, чтобы привести внешний облик домов, улиц и в целом городское пространство в соответствие с требованиями нормативов.