Как перегоняли иностранные машины. К концу 80-х годов основной парк частных автомобилей представлял продукцию советского автопрома. По дорогам территории колесили частники на «Москвичах», «Ладах», «Жигулях», «Нивах», «Запорожцах» реже на «Волгах», «Уазиках» и «Луазиках». Но как бы ни старалась советская экономика удовлетворить спрос на приобретение автомобиля в личную собственность, сделать она этого так и не могла.
Хочется чего-то новенького
Праворульные иномарки впервые стали появляться в Магадане также в 80-х гг. прошлого столетия. Моду на них завели моряки, ходившие в заграничные рейсы и привозившие из Японии подержанные автомобили. Иметь в своем гараже старенький «Нисан», «Тойоту» или «Хонду» было очень престижно, и это говорило о достатке семьи. Да и стоимость на подержанное авто было существенно ниже, чем на новый отечественный автомобиль. На фоне отечественных «Жигулей» и «Москвичей», «японка» смотрелась, словно космический корабль: полный электропакет, кондиционер, автоматическая коробка передач и многое другое.
Но, главное, оказалось, что эти машины отлично выдерживают наш не самый простой климат с его резкими перепадами температур, плохой бензин и местные дороги. Так что со спросом проблем не было. А как организовать предложение, поставки машин? Купить подержанный автомобиль в городах Приморья, где этот вид бизнеса уже был налажен? Но не факт, что покупатель сможет вожделенное авто увидеть у себя в Магадане. Его могли просто «отжать» крепкие ребята в кожаных куртках и спортивных штанах одной известной фирмы прямо при погрузке в портах Владивостока или Находки. В итоге со всеми накладными расходами и рисками подержанный автомобиль становился «золотым».
Но был и иной, более дешевый способ частично удовлетворить спрос магаданцев на подержанную иномарку.
На начало 90-х по действующему на тот момент законодательству любой моряк мог раз в год в портах, прежде всего Японии или Корее, реже Аляски приобрести в свою собственность машину без оплаты ввозной пошли, что существенно сказывалось на цене иномарки, в зависимости от марки автомобиля это могло составить в 2–3 раза. Но освобождение от таможенных платежей и в целях защиты интересов отечественного автопрома наш российский моряк не имел права ни продать, ни передать по доверенности данный автомобиль даже своим родственникам. В техпаспорте и техталоне ставилась отметка о том, что машина может эксплуатироваться только собственником автомобиля. Так что владелец автомобиля при его эксплуатации должен был находиться, если не за рулем, то, как минимум в салоне машины. Иначе доблестные автоинспекторы имели все основания осложнить ваше чувство удовольствия от вождения автомобиля.
Бэу
И вот как эту коллизию решали наши магаданские бизнесмены. Схема проста и логична. Создавалось предприятие, для условности назовем ее «Фирма К». Фирма предлагала за определенные средства (50–100 долларов США) любому на время стать… моряком. То есть оформить паспорт моряка, по которому можно было на корабле в составе команды провести месячное увлекательное морское путешествие и попасть в порты Японии и Кореи. И вот так инженеры, учителя, журналисты и домохозяйки становились… матросами. Параллельно «Фирма К» фрахтовала корабль. В моем случае это был краболов. Я сам дважды в 1994 и 1995 годах провожал и встречал свою подругу – сотрудницу этой фирмы из таких рейсов. Все легально. В Магадане на корабль грузилась древесина или металлолом, и краболов «трансформировался» в торговый корабль и обоснованно шел за рубеж. Например, в порту корейского города Пусан сгружалась привезенная древесина, а наши люди на специализированных рынках закупали мебель и другие товары народного потребления. Или, для того что бы возместить свои затраты на путешествие приобретали различные товары «под заказ» своим друзьям и родственникам. А в японских портах, в первую очередь автомобили и бэушную бытовую технику – холодильники, микроволновки, стиральные машины и проч. Сейчас многие уже и не помнят, а кому до 30 лет и не знают, что магазины были пусты. К примеру, я сам в конце 1993 года купил отечественный цветной телевизор «Садко» по большому блату.
Подстраховка от бандитов
По возвращении в Магаданский торговый порт наш корабль напоминал новогоднюю елку. Машины размещались везде, где можно, большинство буквально по бортам судна нависали над морской поверхностью. В трюмах – бытовая техника, мебель и… автомобили тоже. Конечно же, возможности такого, приспособленного под торговый, корабля не велики, поэтому еще до начала рейса с «моряками» – туристами оговаривались объемы их заграничных приобретений.
Достоверно мне неизвестны случаи в Магадане успешного «отжатия» криминалом привезенных таким способом авто, ведь до таможенного оформления машина как бы еще не имела собственника. Но большинство туристов все равно страховалась. Среди встречающих я видел массу знакомых мне представителей различных силовых структур. Например, в сентябре 1994 года я встречал свою подругу из рейса и нашу первую машину – вместе со своим братом сотрудником МВД.
Удостоверение
Машина доставлена, и, естественно, зарегистрирована на мою подругу. А водить автомобиль мне. Первые дни, радость от авто, поездки на природу: все замечательно, пока владелица рядом на пассажирском сидении. Первый рабочий день, и моя поездка без подруги на работу, и первые претензии со стороны автоинспекторов… Понятно, что все хотят заработать, время-то какое было. Опускаю подробности и скажу только, что вместо документов на машину и прав я регулярно предоставлял свое удостоверение начальника орготдела администрации области. Зачастую это прокатывало. Грусть в глазах автоинспектора мне была понятна. Но, видать, таких, как я, было много, и мы им порядком поднадоели. И как-то летним вечером в районе телевышки меня в очередной раз тормозят. Обычная процедура с документами дала сбой. Более того, автомобиль, на котором я отъездил почти год и фактически считал своим, оказался… в угоне. Машину я не отдал, а прав лишился до выяснения ситуации. На следующий день в субботу меня пригласили в ГАИ. По субботам в администрации, как правило, рабочий день. Прихожу на работу, захожу в кабинет к непосредственному руководителю – управделами администрации Б. В. Чайковскому поздороваться и получить задание. А он мне и говорит: «Сегодня суббота (формально выходной день) я не стал вызывать дежурную машину. Не смог бы ты, Андрей, отвезти меня с друзьями на дачу на своем микроавтобусе?». Мой эмоциональный рассказ об изъятии прав его порядком развеселил:
– Ладно, иди пока поработай, – сказал он мне.
Через час мои права были у меня в кабинете на рабочем столе. И больше меня никто не трогал до того момента, когда на следующий год мы не сменили авто на новую подержанную иномарку, приобретенную по паспорту моряка. Но у меня уже был печальный опыт, когда все время не знаешь – заберут у тебя права при очередной поездке или нет. Скажу так, описанные годы, когда российское законодательство только формировалось, мне помогли найти некоторые «дыры» и нестыковки в нем. И мне удалось частично «очистить» машину от ограничений на право эксплуатации машины, приобретенной по паспорту моряка, – я получил нотариально заверенную доверенность на право вождения.
И вот еще о чем хотелось бы напомнить читателям. К середине 90-х в границах современного ДФО автопарк праворульных машин стал преобладающим. И, конечно, правительство РФ пыталось сохранить жизнь отечественному автопрому. Весной 1995 года весь Дальний Восток с ужасом ждал, когда председатель правительства В. С. Черномырдин подпишет постановление о запрете эксплуатации японских иномарок. Все знали, что «лобби» отечественных автозаводов такой проект уже подготовило. Но тогда, чтобы не нагнетать социальное напряжение, а для Дальнего Востока автобизнес с подержанными иномарками – это рабочие места для тысяч людей, удовлетворение спроса на относительно дешевое и комфортабельное авто, доходы бюджета (к тому же приближались выборы Президента РФ весна 1996 г.), от запрета праворульных отказались. Хотя эта борьба «левых» с «правыми» не утихает и до сих пор.