Экономический кризис, гуляющий по России, затронул и колымскую столицу. Кого-то он подкосил, а кому-то стал стимулом для борьбы за существование. Какова же реальная ситуация?
Большие и маленькие
Экономический кризис коснулся практически всех сфер бизнеса. В первую очередь, от него страдают крупные производственные предприятия: увеличиваются издержки, а значит большим игрокам рынка труднее справиться с экономическими «ударами». Так, уже возникли трудности у магаданского механического завода. По словам директора ММЗ Мурата ГАЛОЕВА, с приходом новых цен на металл и повышением энерготарифов руководству Магаданского механического завода придется прибегнуть к радикальным мерам – увольнению 60 работников. На такой шаг завод может пойти, чтобы банально выжить в новых условиях, если региональные власти не найдут способ помочь предприятию.
Предприятия же малого бизнеса более гибки и могут быстрее подстроиться под меняющуюся экономическую ситуацию. По словам руководителя комитета по работе с хозяйствующими субъектами мэрии Магадана Натальи РЫСЬКОВОЙ, в 2015 году в городе открылось 96 объектов розничной торговли, из них 80 магазинов. А закрылись и перепрофилировались 82 объекта, из которых магазинов– 67. Таким образом, на 1 января 2016 года в Магадане действуют 937 объектов розничной торговли (по сравнению с 2015 годом, прирост составил 13 объектов). И это на 98 тысяч жителей города!
По словам владельцев продовольственных магазинов, в целом рынок жив и вполне бодр. Продукты с прилавков не исчезли, не стало меньше их количество и разнообразие. Подорожание, естественно, происходит, люди начинают выбирать более экономичный товар, однако резкого спада спроса на дорогую продукцию не произошло.
Что касается люксовых товаров (например, норковых шуб), то на них сейчас существенно снижается спрос. К тому же, скоро будет введен налог на роскошь, шубы будут чипировать, и по чипу каждая шуба будет отслеживаться налоговыми органами. В среднем (с сентября этого года) накрутка на «мягкое золото» будет составлять 25%. Падает спрос и на дорогую мебель, бытовую технику и гаджеты.
Но сильнее всего страдает рынок услуг, что естественно в нелучших экономических условиях. Эта ниша бизнеса всегда первой встречает волну кризиса.
Как растет цена?
По словам председателя комиссии по экономике, финансам и предпринимательству молодежного парламента Госдумы РФ Алексея МОСТОВЩИКОВА, одна из проблем местного бизнеса в том, что наши предприниматели, производящие продукцию, могут ее реализовать только внутри региона, а за его пределами она становится попросту неконкурентоспособной.
Причина – большие издержки при ведении бизнеса. Например, за свой счет они вынуждены нести дополнительные «соцобязательства» перед своими работниками, которые возложены на них государством в рамках «закона о Северах». Эти расходы в итоге складываются в цену товаров, и их конкурентоспоспособность падает.
Также цена на товары растет за счет роста тарифов на электроэнергию. На сегодняшний день она в нашем регионе и так заоблачна, а к июлю планируется увеличение для предприятий на 30%. Все это отрицательно скажется на покупательной способности и на развитии бизнеса в целом. А многие предприятия и попросту могут обанкротиться.
Дешевле привозить, чем производить
Есть проблемы и у сельхозпроизводителей. Первая из них – несвоевременная оплата за поставку продукции (в основном касается бюджетных учреждений). Понятно, что в бюджете дефицит, но фермерам от этого не легче. Им нужно платить кредиты, закупать сырье, готовится к посевной.
Для животноводства и птицеводства существенна проблема закупки кормов, которые в этом году подорожали на 50%.
Вторая проблема – высокая цена на электроэнергию, которая непосредственно отразилась на цене продукции. Поэтому и охлажденное мясо сложнее реализовать, нежели привозное, которое в рамках особой экономической зоны льготно «таможится», и его цена получается ниже, чем у местного производителя. Выходит, что дешевле будет привезти товар из другого региона, чем здесь его производить.
Неразвитая инфраструктура, высокие цены на электроэнергию, дорогие авиаперевозки, оплата проезда сотрудникам – эти факторы бьют по бизнесу, тормозя его развитие. «Для решения этих проблем необходимо, чтобы государство взяло на себя расходы по северным льготам населения, которые несут сегодня предприниматели, выровняло энерготариф и решило вопрос с логистикой. Сделав это, мы перейдем на равные условия с другими предпринимателями», – отметил Мостовщиков.
Поддержка власти
Не все так мрачно, в целом для бизнеса много делается со стороны властей. По словам мэра Магадана Юрия ГРИШАНА, одним из источников роста экономики региона и повышения благосостояния горожан муниципалитет видит в развитии малого бизнеса. В городе уже работает муниципальная программа по поддержке предпринимательства. Для вновь открывшихся предприятий действуют налоговые каникулы. Существуют налоговые льготы по упрощенной системе налогообложения, налоговые ставки снизились в два раза для отдельных категорий налогоплательщиков.
Расширен перечень по патентной системе налогообложения. Государственная Дума продлила решения ЕНВД (единый налог на вмененный доход) до 2018 года. Выделяется и множество различных субсидий.
Можно сказать, что пока ситуация стабильна, никаких резких спадов не произошло. Да и в Правительстве РФ говорят о том, что пик кризиса пройден, экономика начала оздоравливаться. Так ли это на самом деле, покажет время.