Добиться пищевой автономии необходимо к 2020 году. С южными регионами все понятно - им и карты в руки, а что может предложить российский Север? Эти вопросы мы задали заместителю председателя Магаданской областной Думы Игорю ДОНЦОВУ. В шестом созыве заксобрания именно он курирует этот сектор экономики.
Потенциал региона
- Игорь Борисович, насколько реалистична поставленная задача для Магаданской области?
- В новом составе Магаданской областной Думы я занимаюсь вопросами аграрного сектора и рыбной промышленности. Даже беглый анализ ситуации показывает, что пока потенциал этих отраслей раскрыт не на 100 процентов. Поставленная президентом задача говорит о том, что мы все-таки движемся в правильном направлении. Год от года областная Дума закладывает в бюджет все больше средств на поддержку сельского хозяйства, если говорить о 2016-м, на субсидии фермерам, закупку техники, компенсацию ставок по кредитам, прямую поддержку оленеводства планируется направить более 300 миллионов рублей. Наиболее заметным результат работы стал в 2015 году - снизилась зависимость от импорта, Магаданской области удалось практически полностью обеспечить себя некоторыми видами популярных овощей. Урожай картофеля - более 12 тысяч тонн, остальных овощей - более 4 тысяч тонн. Постоянно растет производство молока, мяса и яиц. Конечно, полностью исключить поставки продукции растениеводства с «материка» нам не удастся, все-таки Колыма - это зона экстремального земледелия. А вот мясом и морепродуктами регион должен и может себя обеспечить сам. Большой потенциал кроется в оленеводстве и рыбной промышленности. Задача законодателя - помочь тем, кто хочет и может работать.
- Игорь Борисович, вы затронули тему оленеводства. Год назад именно вы привлекли внимание власти и общественности к этой проблеме. Выяснилось, что, несмотря на достойное регулярное финансирование, отрасль не то что не развивается, а находится в глубочайшем кризисе. Что изменилось за прошедшее время?
- Действительно, более года назад мы подняли эту проблему. Оказалось, что многие годы оленеводству не уделялось должного внимания. Грубо говоря, мы дожили до того, что еще год-другой, и поголовье было бы уже не восстановить. Это критическая черта. У нас на Колыме оставалось чуть более 10 тысяч оленей. В прежние годы оленеводческие хозяйства были даже в Ольском, Среднеканском, Омсукчанском районах. Потом это потеряли, а отрасль сохранилась лишь в самом удаленном Северо-Эвенском районе, ныне городском округе, и здесь в первую очередь заслуга самих оленеводов и небезразличных людей, которые руководили отраслью. Удаленность района, отсутствие инфраструктуры, собственно, и не позволили в 90-е разграбить и растащить то, что осталось.
За последний год к проблемам оленеводства было привлечено пристальное внимание всех заинтересованных сторон, губернатор Магаданской области Владимир Печеный взял этот вопрос под свой личный контроль. По сути, над отраслью ввели внешнее управление - начали проводить совещания, приглашать специалистов, искать пути выхода из кризиса. Вложили значительные средства, в том числе приобрели в Якутии племенных животных для северо-эвенских оленеводов. Однако селекционная работа не велась, вопросы ветеринарии были упущены, никто не приобретал так называемую подкормку для оленей - соль, комбикорм.
Сейчас проведена полная инвентаризация хозяйств, оставшиеся олени пересчитаны. В течение нескольких лет сокращение поголовья списывалось на хищников. Безусловно, волки - это значимая и серьезная проблема. Работу по их уничтожению нужно вести, мы будем изыскивать на это средства, привлекать к работе самих оленеводов, с которых никто не снимал эту обязанность. Но 10 тысяч оленей все-таки волкам не съесть. Первопричина всех бед - низкое качество управления отраслью. Мы начали наводить элементарный порядок и получать первые результаты. По сведениям учета этого года в результате весеннего отела поголовье выросло более чем на 2 тысячи. Теперь нужно посмотреть, как животные пережили лето и осень. Следующий учет должен показать, каков итоговый прирост.
Увезу тебя я в тундру...
- А как планируется преодолеть главную проблему - кадровый голод? Ведь не секрет, что работать в тундре скоро будет просто некому...
- Задача номер один - это повышение заработной платы оленеводов. Сейчас ее уровень слишком низок, это не позволяет людям достойно жить и привлекать в тундру молодежь. Изыскивать и направлять на это средства мы будем даже в условиях напряженного областного бюджета. Не менее важная задача - обеспечить оленеводов жильем. В Северо-Эвенском округе почти 70 процентов трудящихся в тундре своих квартир или домов не имеют. В прежние времена были промежуточные населенные пункты, например, п. Крестики или Дом оленевода в Эвенске, где пастухи могли отдохнуть от своего труда. Сейчас такой возможности нет. Люди сидят в тундре, так как выехать им некуда. Упущена ситуация с воспитанием молодого поколения, без которого у оленеводства нет будущего, а большинство коренного населения перебралось в город, в окружные центры. Я много лет выезжаю в бригады и вижу, что в последнее время молодежи там практически не осталось. Изменить тенденцию должно улучшение ситуации с заработной платой и жильем. Колымчане, занятые оленеводством, будут получать ежемесячную выплату в размере 7 тысяч рублей за счет средств областного бюджета.
- Знаю, что в ваши планы входит заимствование позитивного опыта наших соседей - оленеводов Чукотки. Ведь там климатические условия жестче, чем у нас, а оленеводство процветает. В чем секрет?
- Чукотка - пример, когда отсутствие транспортной инфраструктуры пошло на благо региону. По этой же причине у нас в Северо-Эвенском городском округе удалось сохранить оленьи стада. Там, где была связь с Большой землей, все растащили. В этом смысле Чукотке, получается, повезло. 170 тысяч голов - это внушительная цифра для небольшого региона. Там налажено не только производство, но и глубокая переработка оленины - выпуск тушенки. Свежее мясо поступает в продажу, им в полном объеме обеспечиваются школы, детские сады и больницы. В Магаданской области также много говорят об этом элементе экономической мотивации хозяйствующего субъекта. Если мясо продавать, вырученные деньги можно направить и на заработную плату, и на развитие материальной базы. Уверен, мы к этому придем и будет производиться плановый забой. Тем более такой опыт был в Эвенске несколько лет назад - около 2 тонн мяса направили на обеспечение социальных учреждений городского округа. Мое мнение таково, что бюджет должен брать на себя эти закупки, чтобы предприятие развивалось. Вскоре состоится поездка на Чукотку, опыт региона будет для нас полезен. Нужно посмотреть, каким образом решаются проблемы у соседей.
Недавно ко мне поступило обращение от главы Северо-Эвенского городского округа. Он совершенно верно обратил внимание на то, что в нашем областном Законе «Об оленеводстве в Магаданской области», который приняли много лет назад, отсутствует само понятие «оленевод». Необходимо это исправить, а также дополнить закон мерами социальной поддержки этой категории колымчан для решения кадровых проблем отрасли и жилищных - оленеводов.
300 миллионов для аграриев
- Игорь Борисович, как вы сказали, более 300 миллионов рублей потратит областная казна в этом году на поддержку сельского хозяйства. Адекватны ли эти затраты ожидаемому результату?
- В 2015 году объем сельхозпроизводства в Магаданской области составил 2 миллиарда рублей. Это солидная цифра для региона Крайнего Севера. Аграрный сектор хорошо развивается в стране и нашем регионе, люди стали больше задумываться о том, что они едят, многие отказались от импортной продукции, что придало дополнительный импульс нашим фермерам. Сейчас производители овощей получили большое распространение в Магадане и вся их продукция востребована. Люди охотно покупают местную свеклу, морковь, капусту, картофель. Область субсидировала и поддерживала наши сельхозпредприятия, и сейчас проект «Импортозамещение» вдохнул в них новую жизнь. Один из приятных результатов в том, что в Магадане, например, казна получила дополнительно 56 миллионов рублей единого сельхозналога. В 2016 году у фермеров более амбициозные планы по площадям посадок и посевов, но просто вырастить мало, нужно еще сберечь. Сейчас областные власти активно занимаются вопросом организации хранения фермерской продукции.
- А что скажете о рыбной отрасли?
- В ней произошло много позитивных изменений. Российская продукция стала более востребованной. Мы перестали покупать и употреблять в пищу рыбу, которую выращивают в канализационных каналах Юго- Восточной Азии. На прилавках магаданских рынков, повторюсь, именно рынков, ассортимент достаточно широкий. Конечно, не хватает глубокой переработки продукции, но можно быть уверенным, что представленная замороженная рыба имеет высокое качество. Однако у нас не решены вопросы ценообразования в крупных торговых сетях, где наблюдается неуправляемый, необоснованный рост цен на продукты. Это проблема не только нашего региона, но и всей страны. Как правило, в 99 процентах случаев оснований для сверхнаценок нет. Правительством Магаданской области утвержден перечень предельных торговых надбавок на продукты. Вопрос находится на постоянном контроле губернатора В. Печеного, который регулярно проводит заседания областного штаба по контролю над ценами. Как показывают проверки, правоохранительным органам есть над чем поработать. Думаю, что проблему ценообразования решат не репрессивные, а рыночные механизмы.
Уже сейчас все больше людей предпочитает покупать продукты не в супермаркетах, а на рынках, где цены справедливее. И это касается не только Магадана. Регулярные ярмарки местных товаропроизводителей сейчас проводят в городских округах, и там они тоже пользуются огромной популярностью. Полагаю, в ближайшем будущем мы увидим возрождение небольших магазинчиков шаговой доступности, которые отыграют у супермаркетов утраченные позиции. Там продукты, как правило, отечественные и свежие. В центральных районах этот процесс уже идет. Думаю, и у нас не за горами.