65 лет педагогики высшего класса


Первый вуз нашей области - Магаданский государственный педагогический институт (МГПИ), ныне Северо-Восточный государственный университет, отмечает 65-летие, он создан постановлением Совета Министров РСФСР № 1761 от 22 ноября 1960 года. А 3 октября 1961 года в его аудитории пришли первые студенты. До 2010-го именно эту дату вуз праздновал как свой день рождения. На три факультета - педагогический, физико-математический, филологический - приняли 200 студентов очного и 75 - заочного обучения. Позже менялись его названия, но остаются в памяти его история, первые студенты и преподаватели...

ОТКРЫТИЕ

1 августа 1961 года на базе Магаданского педагогического училища, созданного в 1955 году, начались вступительные экзамены в первый вуз на Колыме. Этому предшествовало обсуждение на бюро обкома КПСС 10 мая 1955-го вопроса об организации в Магадане педагогического института в составе четырех факультетов - физико-математического, химико-биологического, русского языка и литературы, физического воспитания - с дневным и заочным обучением. Первым ректором МГПИ стал участник войны Г. Ф. Севильгаев, бывший заведующим Магаданским гороно, впоследствии профессор, доктор педагогических наук.

3 октября 1961 года состоялось открытие МГПИ. С тех пор за 55 лет работы МГПИ - МПУ - СМУ - СВГУ удалось создать систему подготовки не только учителей и руководителей общеобразовательных организаций, но и управленцев различных структур, работников творческих профессий, учреждений культуры, спорта, общественных организаций.

ПРЕДЫСТОРИЯ

О необходимости создания в Магадане педагогического института, который готовил бы специалистов с высшим образованием для молодой, недавно организованной Магаданской области, заговорили в мае 1955 года. Основания для этого были. На предприятиях шло пополнение старых и создание новых производственных коллективов. В 1954 - 1955 годах на Колыму и Чукотку прибыло 3708 специалистов со средним и высшим образованием, 800 выпускников ремесленных училищ. На курсах и учебных комбинатах проходило обучение свыше 25 тысяч человек. Процесс комплексного развития производства в области требовал перехода к социально-экономическому подъему.

Руководство области хорошо понимало роль образования в социальном обустройстве территории. Если в 1954-м расходы на его нужды составляли 56,3 млн. рублей, то на следующий год они достигли 74 млн. рублей, что равнялось 20 % всего бюджета области. 1260 учителей обучали тогда детей в школах Колымы и Чукотки, но большая часть педагогов прибыла из центральных районов страны и с Дальнего Востока. Работали они в небольших поселках горняков, дорожников, национальных центрах, совхозах. Но экономические и социальные интересы диктовали решение иметь свои педагогические учебные заведения.

В городе уже был опыт работы первого учреждения среднего профессионального образования - Магаданского педагогического техникума, открытого в октябре 1934-го. Через год его реорганизовали в Охотско-Колымский техникум с тремя отделениями: педагогическим, горным и сельскохозяйственным, однако в последующие годы здесь шла подготовка геологов и горняков. Только в 1955 году в Магадане открыли педагогическое училище, где готовили учителей начальных классов.

Активизация горного производства в регионе способствовала росту численности населения, развитию промышленного и жилищного строительства, формированию социальной инфраструктуры. Школа в поселках Колымы и Чукотки приобретала значение градообразующего объекта. Поэтому, взяв курс на формирование собственной интеллигенции, в мае 1955 года пришли к решению создать в Магадане педагогический институт. А практическое воплощение партийных решений началось с 1 января 1958 года, с открытием консультационного пункта Хабаровского педагогического института с четырьмя отделениями заочного обучения - педагогическим, физико-математическим, историко-филологическим и естественно-географическим - с общим количеством 300 студентов.

ВСПОМИНАЯ ПРОШЛОЕ…

…В то время я учился на третьем курсе Магаданского педагогического училища и помню, как много внимания уделяли тогда урокам трудового обучения, нашей педагогической практике. Прежде чем приступить к самостоятельной работе, каждый из нас в течение учебного года работал помощником классного руководителя, вел воспитательную работу, наблюдая и анализируя совместно с однокурсниками и наставником З. П. Ефремовой, которая впоследствии первой в Магаданской области была удостоена звания «Заслуженный учитель школы РСФСР», все этапы учебно-воспитательного процесса. В пример всегда ставили учителей первой школы Магадана - базовой для училища, педагогов школы № 3 г. Магадана, Спорного и Омчака.

Несмотря на то что в Анадыре было свое педагогическое училище, наших выпускников направляли и на Чукотку, заранее готовя их к работе в отдаленных северных поселениях. Полвека назад мы и не надеялись, что появится возможность учиться в вузе в Магадане, тогда для этого, как правило, надо было ехать в Хабаровск, Москву или Ленинград.

НАЧАЛО НАЧАЛ

Летом 1961 года приемная комиссия МГПИ расположилась в здании педагогического училища, где сейчас физико-математический факультет СВГУ. Последний выпускной экзамен по иностранному языку для Ю. Слоновой, Л. Страховой и меня был одновременно и вступительным в институт.

Летние каникулы были в разгаре, но по коридорам, где шел текущий ремонт, ходило непривычно много молодых людей. Помню демобилизованных сержантов В. Мякинина и А. Феськова и наших коллег, годом ранее получивших дипломы учителей начальных классов З. Сергееву и К. Костюченко, вчерашних школьников В. Остапенко, В. Кима, Ю. Колганова, И. Домникову. Среди абитуриентов нашего историко-филологического факультета, разных по возрасту и подготовке, многие были уроженцами Колымы и Чукотки, как молодые рабочие из Спорного Т. Степанова и А. Артеменко, из Атки - Г. Ульянова, из Анадырского района приехала Л. Павлова - выпускница Ваежской национальной школы, а некоторые - из Якутии. Набор 1961 года отличался тем, что поступали не только бывшие школьники, но и люди, имевшие производственный опыт и стаж, учительскую практику. Некоторые уже имели семьи, детей, но это не отражалось на учебе.

Нас было немного - около 200 студентов, что позволяло хорошо узнать друг друга и преподавателей. Занятия вели те педагоги, которые имели опыт преподавания в училище, но в то время без ученых званий и степеней, - А. И. Долгих, Т. П. Самолыго, М. С. Орехова, И. В. Николаева, П. В. Зарубин, И. А. Анчуков. Л. П. Бирюкова согласилась с предложением заведующего городским отделом народного образования Г. Ф. Севильгаева работать в первом магаданском вузе, который вскоре Георгий Федорович и возглавил, а впоследствии он стал доктором педагогических наук, Людмила Павловна - кандидатом философских наук, она преподавала более 40 лет, получила звание «Почетный работник образования Магаданской области», награждена орденом «Знак Почета».

В структуре МГПИ до 1963 - 1964 годов сохранились классы педагогического училища, по сути, они были предшественниками Северного гуманитарного лицея.

В 1963 году коллектив МГПИ был сравнительно невелик - 65 преподавателей, в том числе 8 кандидатов наук и доцентов, работали на шести кафедрах, трех факультетах: физико-математическом, историко-филологическом, педагогики и методики начального образования.

МОЛОДЫЕ ПРЕПОДАВАТЕЛИ

Знания, а главное - умения и навыки, приобретенные в училище, значительно облегчали жизнь в институте. Мы уже владели методикой анализа уроков и с этих позиций критически смотрели на своих молодых преподавателей. Тем не менее с огромным удовольствием посещали лекции историков В. Н. Балязина, М. П. Павловой-Сильванской, В. А. Тишкова, А. Я. Серебряного, М. Д. Каневского, философов В. А. Зайцева, Н. М. Юна, экономиста В. Е. Веремковича, филологов А. И. Панфилова, И. П. Свиряева.

Наши молодые преподаватели видели в своих студентах почти ровесников и единомышленников, поощряя совместные спортивные соревнования, научные конференции, трудовые десанты, между нами складывались уважительные отношения. Валерий Зайцев и Валерий Тишков строго спрашивали на семинарских занятиях, а потом со студентами играли в волейбол, баскетбол, но при этом никогда никто не позволял панибратского отношения. Марина Павлова-Сильванская, дочь известного академика-историка, поражала энциклопедичностью знаний. Зная, что многие из нас не видели знаменитых памятников истории и культуры, часто приносила на лекции яркие цветные иллюстрации, фотоальбомы и комментировала этот дидактический материал, которого, к сожалению, тогда еще не было в Магадане, хотя библиотека МГПИ в 1961 году комплектовалась книгами из Загорской учительской семинарии, что под Москвой, и там было много интереснейших публикаций - монографий, альбомов, учебных пособий, мемуаров, но все же ощущался их недостаток в первые годы работы вуза.

Наши преподаватели не только стремились привить профессиональный интерес к гуманитарным знаниям, различным дисциплинам, которые читали, но и учили нас выходить за рамки учебника, заниматься научными исследованиями, творчеством, спортом. И здесь я благодарен В. Н. Балязину, кандидату исторических наук, ставшему членом Союза писателей СССР. Это было время формирования историко-филологического альманаха «Росток», в котором активное участие принимали Л. Ганеева, Л. Дорошенко, Ю. Колганов. На его страницах появлялись студенческие стихи, новеллы, рисунки, а я вел историческую хронику событий в Магаданской области. Все мы, прошедшие школу «Ростка», стали впоследствии журналистами, активно сотрудничали с областными газетами, радио, телевидением: на Магаданской телестудии работали Василий и Элла Остапенко, редактором книжного издательства трудился Юрий Колганов, на радио - Людмила Ганеева, Людмила Дорошенко, Нина Пугачева, популярной в городе телеведущей стала Ирина Выприцкая... Но я тогда не мог и представить, что меня спустя десятилетия изберут членом Союза журналистов и Союза писателей России.

ПЕРВЫЙ ТОМ «УЧЕНЫХ ЗАПИСОК»

Тогда в МГПИ было уже 400 студентов, из них только половина - на дневном отделении. В 1963 году учились 1300 человек на трех факультетах: физико-математическом, историко-филологическом, педагогики и методики начального образования. В структуре вуза оставались курсы Магаданского педагогического училища. Там начинался творческий путь молодого преподавателя Л. П. Бирюковой, позже вице-президента Северного международного университета - предшественника СВГУ. На всех шести кафедрах вели научно-исследовательскую работу, готовили к выпуску первый том «Ученых записок». Только за два года институт значительно увеличил число студентов на всех трех факультетах, учебно-педагогическую работу проводили 64 педагога, из них 8 доцентов и кандидатов наук. Вместе с тем отмечалось, что дальнейшее расширение института, улучшение учебной и научной работы сдерживаются недостаточной его материальной базой, и были намечены меры по строительству студенческого общежития, улучшению жилищно-бытовых условий для преподавателей, организации факультета общественных профессий.

В 1970 году построили новый корпус института, позволивший расширить площади, потом еще один. Совершенствование вуза продолжилось и через десятилетия, когда на базе МГПИ организовали 5 апреля 1993 года Международный педагогический университет, а 18 декабря 1997 года МПУ преобразовали в Северный международный университет, объединивший и Магаданский филиал Хабаровского технического университета. СМУ наладил тесное содружество с Университетом штата Аляска (США) и Университетом образования г. Хоккайдо (Япония).

23 апреля 2007 года переименован в Северо-Восточный государственный университет.

И сегодня в нем продолжают готовить нужных нашей области специалистов. В его структуре Политехнический институт, 6 факультетов: педагогический, филологический, естественных наук и математики, социально-гуманитарный, экономики, менеджмента и финансов, дополнительного профессионального образования - и 27 кафедр. В вузе трудятся 234 преподавателя, среди которых 4 члена-корреспондента различных академий наук, 29 докторов и 116 кандидатов наук. В настоящее время в университете очно и заочно обучаются 3355 студентов. Университет ведет подготовку кадров более чем по 30 специальностям и направлениям высшего профессионального образования.

Давид РАЙЗМАН.

Автор:  Давид РАЙЗМАН "Магаданская правда"




  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent

При комментировании тех или иных материалов запрещены:
Призывы к войне, свержению существующего строя, терроризму. Пропаганда фашизма, геноцида, нацизма. Оскорбления посетителей сайта. Разжигание межнациональной, социальной, межрелигиозной розни. Пропаганда наркомании. Публикация заведомо ложной, непроверенной, клеветнической информации. Содержащие ненормативную лексику. Информацию противоречащую УК РФ.






Колымские колонки