Первый вуз нашей области - Магаданский государственный педагогический институт (МГПИ), ныне Северо-Восточный государственный университет, отмечает 65-летие, он создан постановлением Совета Министров РСФСР № 1761 от 22 ноября 1960 года. А 3 октября 1961 года в его аудитории пришли первые студенты. До 2010-го именно эту дату вуз праздновал как свой день рождения. На три факультета - педагогический, физико-математический, филологический - приняли 200 студентов очного и 75 - заочного обучения. Позже менялись его названия, но остаются в памяти его история, первые студенты и преподаватели...
ОТКРЫТИЕ
1 августа 1961 года на базе Магаданского педагогического училища, созданного в 1955 году, начались вступительные экзамены в первый вуз на Колыме. Этому предшествовало обсуждение на бюро обкома КПСС 10 мая 1955-го вопроса об организации в Магадане педагогического института в составе четырех факультетов - физико-математического, химико-биологического, русского языка и литературы, физического воспитания - с дневным и заочным обучением. Первым ректором МГПИ стал участник войны Г. Ф. Севильгаев, бывший заведующим Магаданским гороно, впоследствии профессор, доктор педагогических наук.
3 октября 1961 года состоялось открытие МГПИ. С тех пор за 55 лет работы МГПИ - МПУ - СМУ - СВГУ удалось создать систему подготовки не только учителей и руководителей общеобразовательных организаций, но и управленцев различных структур, работников творческих профессий, учреждений культуры, спорта, общественных организаций.
ПРЕДЫСТОРИЯ
О необходимости создания в Магадане педагогического института, который готовил бы специалистов с высшим образованием для молодой, недавно организованной Магаданской области, заговорили в мае 1955 года. Основания для этого были. На предприятиях шло пополнение старых и создание новых производственных коллективов. В 1954 - 1955 годах на Колыму и Чукотку прибыло 3708 специалистов со средним и высшим образованием, 800 выпускников ремесленных училищ. На курсах и учебных комбинатах проходило обучение свыше 25 тысяч человек. Процесс комплексного развития производства в области требовал перехода к социально-экономическому подъему.
Руководство области хорошо понимало роль образования в социальном обустройстве территории. Если в 1954-м расходы на его нужды составляли 56,3 млн. рублей, то на следующий год они достигли 74 млн. рублей, что равнялось 20 % всего бюджета области. 1260 учителей обучали тогда детей в школах Колымы и Чукотки, но большая часть педагогов прибыла из центральных районов страны и с Дальнего Востока. Работали они в небольших поселках горняков, дорожников, национальных центрах, совхозах. Но экономические и социальные интересы диктовали решение иметь свои педагогические учебные заведения.
В городе уже был опыт работы первого учреждения среднего профессионального образования - Магаданского педагогического техникума, открытого в октябре 1934-го. Через год его реорганизовали в Охотско-Колымский техникум с тремя отделениями: педагогическим, горным и сельскохозяйственным, однако в последующие годы здесь шла подготовка геологов и горняков. Только в 1955 году в Магадане открыли педагогическое училище, где готовили учителей начальных классов.
Активизация горного производства в регионе способствовала росту численности населения, развитию промышленного и жилищного строительства, формированию социальной инфраструктуры. Школа в поселках Колымы и Чукотки приобретала значение градообразующего объекта. Поэтому, взяв курс на формирование собственной интеллигенции, в мае 1955 года пришли к решению создать в Магадане педагогический институт. А практическое воплощение партийных решений началось с 1 января 1958 года, с открытием консультационного пункта Хабаровского педагогического института с четырьмя отделениями заочного обучения - педагогическим, физико-математическим, историко-филологическим и естественно-географическим - с общим количеством 300 студентов.
ВСПОМИНАЯ ПРОШЛОЕ…
…В то время я учился на третьем курсе Магаданского педагогического училища и помню, как много внимания уделяли тогда урокам трудового обучения, нашей педагогической практике. Прежде чем приступить к самостоятельной работе, каждый из нас в течение учебного года работал помощником классного руководителя, вел воспитательную работу, наблюдая и анализируя совместно с однокурсниками и наставником З. П. Ефремовой, которая впоследствии первой в Магаданской области была удостоена звания «Заслуженный учитель школы РСФСР», все этапы учебно-воспитательного процесса. В пример всегда ставили учителей первой школы Магадана - базовой для училища, педагогов школы № 3 г. Магадана, Спорного и Омчака.
Несмотря на то что в Анадыре было свое педагогическое училище, наших выпускников направляли и на Чукотку, заранее готовя их к работе в отдаленных северных поселениях. Полвека назад мы и не надеялись, что появится возможность учиться в вузе в Магадане, тогда для этого, как правило, надо было ехать в Хабаровск, Москву или Ленинград.
НАЧАЛО НАЧАЛ
Летом 1961 года приемная комиссия МГПИ расположилась в здании педагогического училища, где сейчас физико-математический факультет СВГУ. Последний выпускной экзамен по иностранному языку для Ю. Слоновой, Л. Страховой и меня был одновременно и вступительным в институт.
Летние каникулы были в разгаре, но по коридорам, где шел текущий ремонт, ходило непривычно много молодых людей. Помню демобилизованных сержантов В. Мякинина и А. Феськова и наших коллег, годом ранее получивших дипломы учителей начальных классов З. Сергееву и К. Костюченко, вчерашних школьников В. Остапенко, В. Кима, Ю. Колганова, И. Домникову. Среди абитуриентов нашего историко-филологического факультета, разных по возрасту и подготовке, многие были уроженцами Колымы и Чукотки, как молодые рабочие из Спорного Т. Степанова и А. Артеменко, из Атки - Г. Ульянова, из Анадырского района приехала Л. Павлова - выпускница Ваежской национальной школы, а некоторые - из Якутии. Набор 1961 года отличался тем, что поступали не только бывшие школьники, но и люди, имевшие производственный опыт и стаж, учительскую практику. Некоторые уже имели семьи, детей, но это не отражалось на учебе.
Нас было немного - около 200 студентов, что позволяло хорошо узнать друг друга и преподавателей. Занятия вели те педагоги, которые имели опыт преподавания в училище, но в то время без ученых званий и степеней, - А. И. Долгих, Т. П. Самолыго, М. С. Орехова, И. В. Николаева, П. В. Зарубин, И. А. Анчуков. Л. П. Бирюкова согласилась с предложением заведующего городским отделом народного образования Г. Ф. Севильгаева работать в первом магаданском вузе, который вскоре Георгий Федорович и возглавил, а впоследствии он стал доктором педагогических наук, Людмила Павловна - кандидатом философских наук, она преподавала более 40 лет, получила звание «Почетный работник образования Магаданской области», награждена орденом «Знак Почета».
В структуре МГПИ до 1963 - 1964 годов сохранились классы педагогического училища, по сути, они были предшественниками Северного гуманитарного лицея.
В 1963 году коллектив МГПИ был сравнительно невелик - 65 преподавателей, в том числе 8 кандидатов наук и доцентов, работали на шести кафедрах, трех факультетах: физико-математическом, историко-филологическом, педагогики и методики начального образования.
МОЛОДЫЕ ПРЕПОДАВАТЕЛИ
Знания, а главное - умения и навыки, приобретенные в училище, значительно облегчали жизнь в институте. Мы уже владели методикой анализа уроков и с этих позиций критически смотрели на своих молодых преподавателей. Тем не менее с огромным удовольствием посещали лекции историков В. Н. Балязина, М. П. Павловой-Сильванской, В. А. Тишкова, А. Я. Серебряного, М. Д. Каневского, философов В. А. Зайцева, Н. М. Юна, экономиста В. Е. Веремковича, филологов А. И. Панфилова, И. П. Свиряева.
Наши молодые преподаватели видели в своих студентах почти ровесников и единомышленников, поощряя совместные спортивные соревнования, научные конференции, трудовые десанты, между нами складывались уважительные отношения. Валерий Зайцев и Валерий Тишков строго спрашивали на семинарских занятиях, а потом со студентами играли в волейбол, баскетбол, но при этом никогда никто не позволял панибратского отношения. Марина Павлова-Сильванская, дочь известного академика-историка, поражала энциклопедичностью знаний. Зная, что многие из нас не видели знаменитых памятников истории и культуры, часто приносила на лекции яркие цветные иллюстрации, фотоальбомы и комментировала этот дидактический материал, которого, к сожалению, тогда еще не было в Магадане, хотя библиотека МГПИ в 1961 году комплектовалась книгами из Загорской учительской семинарии, что под Москвой, и там было много интереснейших публикаций - монографий, альбомов, учебных пособий, мемуаров, но все же ощущался их недостаток в первые годы работы вуза.
Наши преподаватели не только стремились привить профессиональный интерес к гуманитарным знаниям, различным дисциплинам, которые читали, но и учили нас выходить за рамки учебника, заниматься научными исследованиями, творчеством, спортом. И здесь я благодарен В. Н. Балязину, кандидату исторических наук, ставшему членом Союза писателей СССР. Это было время формирования историко-филологического альманаха «Росток», в котором активное участие принимали Л. Ганеева, Л. Дорошенко, Ю. Колганов. На его страницах появлялись студенческие стихи, новеллы, рисунки, а я вел историческую хронику событий в Магаданской области. Все мы, прошедшие школу «Ростка», стали впоследствии журналистами, активно сотрудничали с областными газетами, радио, телевидением: на Магаданской телестудии работали Василий и Элла Остапенко, редактором книжного издательства трудился Юрий Колганов, на радио - Людмила Ганеева, Людмила Дорошенко, Нина Пугачева, популярной в городе телеведущей стала Ирина Выприцкая... Но я тогда не мог и представить, что меня спустя десятилетия изберут членом Союза журналистов и Союза писателей России.
ПЕРВЫЙ ТОМ «УЧЕНЫХ ЗАПИСОК»
Тогда в МГПИ было уже 400 студентов, из них только половина - на дневном отделении. В 1963 году учились 1300 человек на трех факультетах: физико-математическом, историко-филологическом, педагогики и методики начального образования. В структуре вуза оставались курсы Магаданского педагогического училища. Там начинался творческий путь молодого преподавателя Л. П. Бирюковой, позже вице-президента Северного международного университета - предшественника СВГУ. На всех шести кафедрах вели научно-исследовательскую работу, готовили к выпуску первый том «Ученых записок». Только за два года институт значительно увеличил число студентов на всех трех факультетах, учебно-педагогическую работу проводили 64 педагога, из них 8 доцентов и кандидатов наук. Вместе с тем отмечалось, что дальнейшее расширение института, улучшение учебной и научной работы сдерживаются недостаточной его материальной базой, и были намечены меры по строительству студенческого общежития, улучшению жилищно-бытовых условий для преподавателей, организации факультета общественных профессий.
В 1970 году построили новый корпус института, позволивший расширить площади, потом еще один. Совершенствование вуза продолжилось и через десятилетия, когда на базе МГПИ организовали 5 апреля 1993 года Международный педагогический университет, а 18 декабря 1997 года МПУ преобразовали в Северный международный университет, объединивший и Магаданский филиал Хабаровского технического университета. СМУ наладил тесное содружество с Университетом штата Аляска (США) и Университетом образования г. Хоккайдо (Япония).
23 апреля 2007 года переименован в Северо-Восточный государственный университет.
И сегодня в нем продолжают готовить нужных нашей области специалистов. В его структуре Политехнический институт, 6 факультетов: педагогический, филологический, естественных наук и математики, социально-гуманитарный, экономики, менеджмента и финансов, дополнительного профессионального образования - и 27 кафедр. В вузе трудятся 234 преподавателя, среди которых 4 члена-корреспондента различных академий наук, 29 докторов и 116 кандидатов наук. В настоящее время в университете очно и заочно обучаются 3355 студентов. Университет ведет подготовку кадров более чем по 30 специальностям и направлениям высшего профессионального образования.
Давид РАЙЗМАН.