Недавно возникла инициатива перенесения даты основания Магадана на более раннее время. Это связано, скорее всего, не с выяснением каких-то конкретных данных, а с простым желанием сделать город чуть старше - хотя бы на 10 лет. Эту инициативу без должного тщательного анализа поддержали магаданские историки.
Вместе с тем на II Всесоюзной конференции по историческому краеведению (1989 г.) были намечены главные критерии датирования основания населенных пунктов - исторический, этнический, топонимический и другие. Для современных поселений важны экономический и юридический аспекты. Только комплексный и всесторонний анализ всех имеющихся данных может быть базой для обоснованного вывода по этой проблеме. Попробуем разобраться в этом и на фактах определиться в необходимости предлагаемого переноса.
Если рассмотреть вопрос о населении примагаданской территории в древности, то еще в 1946 г. будущим академиком А. П. Окладниковым были обнаружены стоянки древних коряков на м. Чирикова и вблизи ключа Марчекан. Впоследствии стоянки древнекорякской (V - XVII вв.) и токаревской (VIII в. до н. э. - V в. н. э.) культур найдены во многих местах п-ва Старицкого и, в частности, в б. Гертнера, ранее - Монгодан. В б. Веселая выявлены местонахождения более раннего времени - неолитические, оставленные континентальными охотниками, выходившими на побережье и начинавшими осваивать морские биоресурсы. А стоянка Уптар близ аэропорта Магадан относится даже к раннему голоцену.
В XV - XVII вв. на Охотском побережье появляются тунгусы. По данным С. П. Крашенинникова и Б. О. Долгих в XVII - XVIII вв. они кочевали на п-ве Старицкого и близлежащих территориях. Стойбища XVI - XVII вв. были обнаружены в системе р. Армань - Тауй, могильники - в б. Астрономическая и на м. Трех Братьев, в 1941 г.
древнее кладбище было найдено и раскопано на территории совхоза «Дукча». В последующий период тунгусы кочевали в районе п-ва Старицкого. Охотские эвенки (ламуты) постоянно передвигались в поисках охотничьих и пастбищных угодий. В окрестностях б. Нагаева и Веселая располагались их летне-осенние пастбища.
По данным «Приполярной переписи населения северных районов СССР 1926 -1927 гг.» в устье р. Могадан постоянно проживали 4 ламута, а в долине этой же реки - 16. Зампредседателя Дальневосточного Комитета Севера К. Я. Лукс поздней осенью 1928 г. на перешейке между б. Нагаева и Магадан (Гертнера) встретил представителей трех тунгусских родов Ольского района.
Этнограф У. Г. Попова сообщала, что в этих местах весной проходили ежегодные сборы эвенских экзогамных родов, во время которых обсуждались общие хозяйственные дела, происходили обмен товарами, брачные сговоры, молодежные состязания, танцы и назывались они «дзялбу».
Согласно законодательству населенным пунктом является любое место обитания, используемое хотя бы сезонно. Поэтому, если с заходящих в б. Нагаева кораблей не замечалось никаких строений и аборигенного населения, то это не значит, что данное место было безлюдным. Появление пришлого населения вынудило аборигенов уйти из этих мест.
ПРЕДЫСТОРИЯ
Первые постройки в б. Нагаева связаны с организацией в этом месте Восточно-Эвенской культбазы. 22 июня 1929 г. пароход доставил подготовленные строения и материалы. План строительства не сохранился. В постановлении президиума Ольского райисполкома от 13 июля 1929 г. сообщалось, что культбаза должна стать опорным пунктом для поднятия культурного и экономического уровня туземного населения. Строительство велось все лето и половину осени 1929 г. Строители (62 чел.), закончив работу, в конце октября отправились в обратный рейс. Сотрудники культбазы прибыли в б. Нагаева на пароходе «Фей-ху» осенью 15 сентября 1929 г. (всего 8 человек). Торжественное открытие культбазы состоялось 7 ноября 1929 г. После этого оставшиеся рабочие (8 чел.) занимались отделкой, ремонтом, благоустройством, заготовкой дров. С февраля 1930 г.
велись земляные работы: рылся фундамент под здания интерната и бактериологической лаборатории, углублялся колодец, а также сооружались склады и бараки для рабочих. В эту пору население в б. Нагаева было малочисленным, и здесь не было никаких органов советской власти. Сама культбаза была подчинена Комитету Севера при ВЦИК СССР. Кроме того, имеются сведения, что работа по постройке культбазы была возложена на Акционерное Камчатское общество (АКО), сотрудники которого также поселились в б. Нагаева. В июле 1929 г. в бухте был произведен отвод места и площади под склады Совторгфлота. Какое-то участие в упорядочении хозяйствования принимал Ольский райисполком.
В ноябре 1929 г. в Нагаево находилось всего 45 человек, относящихся к различным организациям, то есть говорить о том, что там базировались только сотрудники культбазы, неверно. Так, например, АКО поручалось снабжение Восточно-Эвенской культбазы и колымских приисков, для чего в б. Нагаева были созданы склады. Зимой 1929 - 1930 гг. Нагаево населяло до 75 человек
Особого влияния культбаза на развитие региона не оказала и была ликвидирована в конце 1931 г.
Утверждение, что в ней содержались зачатки будущей городской инфраструктуры и органов управления, является голословным. Она не подпадает под понятие «рабочий поселок». В решении Ольского райисполкома от 13 октября 1928 г. говорилось о постройке культбазы и снабженческих баз, а не о создании населенного пункта с промышленным производством.
Летом 1930 г. в б. Нагаева начали прибывать новые экспедиции и организации: она рассматривалась как место для центра снабженческой базы. Так, управление «Союззолото» имело базы для грузов в восточной части залива и в долине р. Магаданки. В Нагаево обосновались также другие крупные организации - Добролет, Ольский кооператив, Совторгфлот, контрольный пункт ГПУ, Союззолото, Вторая Колымская геологоразведочная экспедиция. Все они подчинялись своим управлениям. Так что вся их деятельность на то время носила узковедомственный характер, без какого-либо подчинения административной власти. Только 17 декабря 1930 г. был организован Нагаевский рабочий поссовет, но и этот орган был похож скорее на собрание представителей различных организаций и просуществовал недолго. Само поселение не соответствовало представлению и уровню рабочего поселка.
1 января 1931 г. пленум Нагаевского поссовета постановил переименовать Нагаево в Северо-Сталинск, а бухту назвать именем Лазо в память замученного японцами героя гражданской войны на Дальнем Востоке. Это решение не было воплощено в жизнь, но и не было отменено. Нагаевский поссовет в первые месяцы деятельности занимался практическими решениями: были созданы секции (культурно-воспитательная, кооперативная, благоустройства, госкредита, здравоохранения и рабоче-крестьянской милиции), принято постановление о создании стола ЗАГС, введено единое хабаровское время, заслушан ряд докладов и отчетов наиболее крупных организаций и учреждений поселка. В это время поселение представляло собой малонаселенный пункт, где в основном имелись постройки культбазы, другие организации имели по 1 - 2 строения.
6 июля 1931 г. в б. Нагаева приехал оргкомитет из 4 человек Охотско-Эвенского национального округа, образованного по постановлению Президиума ВЦИК РСФСР 10 декабря 1930 г. Он поддержал решение о сворачивании деятельности культбазы и передаче всей ее собственности в ведение Охотско-Эвенского окр-исполкома. Население в Нагаево в сентябре 1931 г. составляло 600 человек. Вполне возможно, что в это число входили также рабочие, которые были завербованы Союззолотом, но не смогли попасть на прииски из-за бездорожья.
Деятельность небольшого коллектива была связана главным образом с аборигенным населением округа, а не со всем населением Нагаево-Магаданского района. Утверждение о том, что Нагаевская культбаза во время своего существования являлась административным центром Восточно-Эвенского национального округа, является неверным. В ноябре 1931 г. все учреждения культбазы были переданы округу. А уже 22 ноября 1932 г.
Президиум Далькрайисполкома принял решение о переносе центра Охотско-Эвенского национального округа из Нагаево в с. Аян.
На карте начала 1932 г. все строительство в б. Нагаева велось недалеко от уреза воды. У культбазы было 3 общежития, а в сопку намечены еще 3 здания (интернат, школа, больница). На участках других организаций стояло по 1 - 2 домика. Только на территории Цветметзолота обозначены 4 склада и 3 административно-жилых здания. За перевалом, у р. Магаданки, очерчена территория, где планировалось разместить конный двор Союззолота. Так что в это время не было как такового единого поселка, строения возводились без конкретного плана и архитектурного проекта.
НАГАЕВО-МАГАДАНСКАЯ БАЗА
В октябре 1931 г. был организован гострест «Дальстрой», который рассматривал не б. Нагаева, а расположенный в 2,5 - 3 км от нее п. Магадан как временный административный центр, где и началось массовое строительство. Уже в 1933 г. были возведены гаражи, мастерские, кирпичный и лесопильный заводы, электростанция, 13-километровая узкоколейка, два клуба, три магазина, пекарни, бани, столовые и даже теннисные и волейбольные площадки. Однако тяжелые климатические условия Нагаево-Магаданского района заставили руководство Дальстроя искать возможность размещения административного центра в других районах Колымы с более благоприятным климатом и ближе к месту золотодобычи. Центр Дальстроя преду-сматривалось перенести в устье Таскана. Были и другие варианты -
в устье Оротукана, в район п. Стекольный и Уптар.
ЭВЕНГРАД НЕ ПРОШЕЛ
5 декабря 1932 г. был подписан приказ о реорганизации Дальстроя и Севвостлага в структуру, объединяющую хозяйственные и административные службы. Все управленческие действия возлагались на эту организацию. В декабре 1932 г. была утверждена комендатура гостреста «Дальстрой», которой поручено коммунальное, медицинское, охранное и др. обслуживание населения п. Нагаево и Магадан. Дальстрою уже в 1934 г. были переданы Ольский, Северо-Эвенский и Среднеканские районы. Поселки Магадан и Нагаево в 1933 - 1934 гг. оставались преимущественно с лагерным населением. В 1933 г. в этих поселках проживало 3 тыс. человек (вольнонаемные рабочие и служащие и их семьи).
Это уже соответствовало уровню поселка городского типа. В 1934 г. дирекция Дальстроя ходатайствовала о присвоении поселку названия «город Монгодан». Однако в РСФСР по законодательству городом мог стать населенный пункт с населением не менее 12 тыс. человек с городским Советом депутатов трудящихся и исполкомом, а вот этого в Нагаево-Магаданском районе Дальстроя не было и не предусматривалось. На первом межрайонном съезде Советов Колымы в начале ноября 1934 г. опять было предложено просить присвоить п. Магадан статус города и переименовать его в Эвенград. К концу 1935 г. в Дальстрое утвердилось самоназвание «город Магадан».
В 1937 г. новый директор Дальстроя К. А. Павлов отказался от идеи переноса административного центра Дальстроя в район Таскана, и стал разрабатываться генплан Магадана. Отметим, что населенный пункт Магадан до 1939 г. был рабочим поселком, он даже не имел статуса поселка городского типа.
Официальный статус город Магадан получил 14 июля 1939 г., когда в Хабаровском крае был образован Колымский округ, а Магадан утвержден его центром и объявлен городом, население которого по переписи 1939 г. составило 27 тыс. человек. Однако округ просуществовал только полтора месяца. Органы городского самоуправления так и не были созданы. Вся власть находилась в руках Дальстроя.
Но статус города придал населенному пункту определенную значимость. Вот эта дата и является основополагающей в вопросе о времени становления Магадана как города, поскольку отнесение населенного пункта к городам определяется государственным законодательством.
Кроме того, понятие «город» подразумевает, что этот населенный пункт должен быть административным, торговым, промышленным и культурным центром. Магадан стал соответствовать этому только к концу 1930-х.