В исторических документах, предоставленных областным архивом, есть сведения, что 13 октября 1928 года президиум Ольского райисполкома постановил определить местом постройки культбазы и снабженческих баз бухту Нагаева.
Позже, 22 июня 1929 года в бухту прибыл пароход с грузом и строителями Восточно-Эвенской (Нагаевской) культбазы. Уже на следующий день они начали вырубку леса и возведение первых построек.
Но статус города Магадан получил в 1939-м году. Куда же отнести 10 лет магаданской истории? Этот вопрос и разделил историков, политиков, краеведов и активных горожан на 2 лагеря. Одни полагают, что годом основания Магадана нужно считать 1929-й год, другие ведут отсчет от даты присвоения статуса города– 14 июля 1939-го года. К этому времени в Магадане непрерывно проживали люди (более 20 000 человек), уже был населенный пункт.
«ВМ» решил выяснить, где истина, и есть ли здесь вообще основание для спора? Суть такова: можно ли считать Нагаевскую культбазу началом города или нет?
«На сегодняшний день нет четкой концепции по датам образования населенных пунктов. Например, год основания Москвы исходит из летописных упоминаний. Датой основания Владивостока и Хабаровска считается день, когда пришли казаки, забили первый колышек и поставили свой острог. Споры по истории основания Новосибирска привели к тому, что за дату основания решили считать момент создания там железнодорожного переезда
.В Магадане на смотровой площадке «Каменный венец» установлен памятник первопроходцам, где указано, что на этом месте они высадились 22 июня 1929 года. Поэтому нам нельзя не отдать дань тем людям, которые его строили. Нужно чтить память о них.
Когда принималось итоговое решение о дате основания населенного пункта Магадан, все мнения учитывались. В общем ответе от научных сотрудников СВКНИИ было написано: «Да, считать образованием населенного пункта 1929 год, а города Магадана 1939 год».
В обсуждение были вовлечены и средства массовой информации. Проводилось голосование на сайте мэрии, где каждый желающий мог высказать свое мнение. Вопрос поднимала и общественная палата. Поэтому обвинения в том, что мы ни с кем не посоветовались,– неправда.
Не нужно путать, мы не меняем дату образования города, а мы говорим о дате образования населенного пункта, из которого впоследствии вырос город Магадан.
На данный момент у нас две даты празднования – основания и присвоения статуса».
Юрий Казетов, заместитель мэра Магадана
«В истории становления нашего города все даты имеют документальное подтверждение, они четко указывают на дату основания – начало строительства города в 1929 году и дату преобразования населенного пункта Магадана в город в 1939 году.
Утверждением даты основания Магадана в 1929 году мы воздадим должное нашим первостроителям, которые ехали сюда в начале 1930-х годов строить город на берегу бухты Нагаева.
Строить наш город стали в 1929 году, значит это и есть дата основания. И мы, настоящие коренные магаданцы, это знаем, гордимся и искренне рады, что эта дата станет для нас законной на все времена.
В заключение хочу сказать о том, что уточнение дат основания городов, организаций и предприятий – дело правильное для нас и наших потомков, нужное для восстановления исторической истины. Примером может стать уточнение даты основания газеты «Магаданская правда». С начала 2013 года она изменила ее с 23 июля 1935 года на 1 октября 1932 года, когда вышел первый номер общедальстроевской газеты «Дальстрой». С него-то до сих пор идет валовая нумерация «МП».
Сергей Ефимов, историк, ведущий научный сотрудник Краеведческого музея
А как у других?
С переносом даты основания города столкнулся не только Магадан.
Благовещенск. Годом основания Благовещенска считается 1856 год, когда был заложен Усть-Зейский военный пост. Но позже выяснилось, что еще 2 июня 1856 года в эти земли прибыл военный отряд из 500 человек. По поводу переноса даты власти провели публичные слушания, решение город принял единогласно. Таким образом, счет возраста Благовещенска стал вестись не с 17 июля 1858 года, а со 2 июня 1856 года.
Нальчик. Город Нальчик документально получил статус города в сентябре 1921 года.
Но сегодня датой основания города считается 1724 год – время закладки первых поселений на берегу горной реки у подножия лесистых гор Главного Кавказского хребта, когда из верховьев реки Кумы сюда переселились аулы князя Асланбека Кайтукина.
За
Людмила ХАХОВСКАЯ, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник СВКНИИ ДВО РАН:
«Тот факт, что строительство Нагаевской культбазы положило начало городу Магадану, отрицать невозможно.
Акция выбора места расположения Нагаевской культбазы является той исторической развилкой, «точкой бифуркации», которая предопределила локализацию, топографию и самое имя будущего города. Если бы склоны безлюдной бухты не показались привлекательными культбазовцам в то время, наш город, вполне вероятно, мог бы располагаться в другом месте и носить иное название».
Нинель Плахова, директор школы № 19:
«К инициативе изменить дату рождения Магадана я отношусь положительно. Ведь первые строители культбазы высадились с парохода «Генри Ривнер» на берег бухты Нагаева в июне 1929 года и сразу приступили к ее строительству. В комплекс культбазы входила и школа – первая в будущем городе Магадане. Вместе с учителями сразу по прибытии включились в свою работу медики, геологи, дорожники, и т. д. Их вклад в строительство Магадана велик, и о нем нам нельзя забывать».
Против
Кандидат исторических наук Александр ЛЕБЕДИНЦЕВ:
«Перенос дня основания Магадана не обоснован, поскольку создание культбазы в бухте Нагаева не предусматривало образования населенного пункта с постоянно проживающим населением. Создавались такие учреждения в глухих изолированных районах, вдали от населенных пунктов, особенно русских поселений, в местах сосредоточения в основном кочевого населения. Культбаза являлась социально-культурным учреждением. Деятельность ее носила узковедомственный характер. Утверждение, что город существовал с 1929 г., не верно. Постройки культбазы не подпадают под понятие «рабочий поселок…».
Председатель Союза журналистов Магаданской области Павел ЖДАНОВ:
«Подтягивание под основание появление Нагаевской культбазы на берегу бухты, наивно. Первое – культбаза потому Нагаевской называется, что находилась в поселке Нагаево.
Второе – поселки Нагаево и Магадан срослись или, если угодно, объединились значительно позже, а до присвоения городу статуса и численность населения в них указывалась как у самостоятельных единиц».