«Территория» - это здесь!


Предпремьерный показ фильма прошел в Магадане

«Если выпало в Империи родиться - лучше жить в глухой провинции у моря» - чтобы следовать этому мудрому совету классика, множеству свободолюбивых людей в нашей отчизне, за неимением лучших вариантов, приходилось обживать малолюдные края Северо-Востока, на которых и происходит действие «Территории» Олега Куваева.

Все по делу

Сюжет книги (и фильма) - прост: начальник одного из управлений Территории Чинков в обход начальства начинает поиск месторождений золота, в которые не верят признанные корифеи геологии. Сюжет скорее подходящий для «производственного» романа, но в данном случае его непритязательность искупается галереей мастерски прорисованных героических персонажей, живущих и действующих «по делу».
«По делу» - ключевая формула, описывающая и книгу, и фильм. Герои «Территории» - именно люди дела, знающие «как надо» и живущие девизом «Сделай или умри», простые по своей натуре и не мучающиеся ненужными душевными терзаниями.

Если говорить о самом фильме, то первое, что надо отметить, - эпический размах картины, ощущение которого привносит безграничность и красота пространства, помноженная на силу характера персонажей. Величественная скупая поэзия пейзажей из снега и камня прекрасно передана. С технической стороны фильм сделан великолепно; все, что касается изображения и звука, исполнено по высшему разряду.

Что же до выстраивания повествования, то не все столь идеально. То, что органично в книге - постепенное представление персонажей (новая глава - новый герой), - в первой четверти фильма получилось несколько сумбурно. Для объяснения необозначенных деталей биографии или мотивации поведения героев введен закадровый текст - местами по делу, а местами его не хватает. Так, одиночная экспедиция одного из центральных героев - Баклакова, в которую он отправился налегке (что в книге обосновано его характером, подробностями прошлой жизни и желанием экономии времени), - лишена этих частностей и выглядит со стороны как дурацкая авантюра. В дальнейшем течении фильма, после того как все действующие герои представлены зрителю, этот недостаток исчезает.

Люди не изменились

Из блестящего актерского состава (Кирилл Лавроненко, Ксения Кутепова, Григорий Добрыгин) одной из самых удачных работ я бы назвал «предпоследнего авантюриста» Гурина в исполнении Евгения Цыганова; единственный из героев, обладающий самоиронией. (На Территории действует закон - чем меньше щетины у человека на лице, тем выше чувство юмора.) Актуальным приветом из века минувшего в век нынешний звучит его монолог о «всеобщем забалдении» - возможно, из-за того, что явление это разрослось в масштабах и не уменьшилось в силе. («Квартиры, финская мебель, мечта жизни - машина. Приобретатели, по-моему, собрались захватить мир. Самое неумолимое и беспощадное завоевание».)
Этот монолог смыслообразующий и в фильме, и в книге, поскольку главная идея «Территории» - идеал «правильной» жизни. Территория - место на планете, открывающее двери в параллельный мир, который населяют бородатые аскеты, постигшие высшие смыслы. «У вас вдруг сожмет сердце, и вы подумаете без всякой причины, что до сих пор жили не так, как надо. Что-то вы упустили. Почему вас не было на тех тракторных санях и не ваше лицо обжигал морозный февральский ветер? Может быть, именно это поможет ответить на недовольство, которым мучаем мы сами себя во время бессонницы в серый пред-утренний час, когда светлеют окна и гаснут звезды».

Экранизация не скатывается до подстрочных иллюстраций, хотя режиссер обращается с текстом книги довольно бережно, аккуратно воспроизводя его на экране, но позволяет себе большую вольность в концовке. Финал романа неэффектен, прост и бесконфликтен. Кино требует более эмоциональной развязки. И как будто спохватываясь, что ничего до этого момента не сказано о соблазне, который стоит за золотом, режиссер меняет судьбу экспедиции Баклакова - ход может и оправданный, но логически не до конца обоснованный. Вызывает сомнение и другой режиссерский ход: действие в фильме сдвинуто на несколько лет вперед по сравнению с книгой, чтобы финальным аккордом стало известие о полете Гагарина.
Идея понятна - космос покорен, Территория - освоена, «гром победы, раздавайся!»; но на мой субъективный взгляд такой финал несколько выламывается из общей непафосной интонации картины. Вместо грома фанфар была бы уместнее минута тишины. Видимо, режиссеру важно было подчеркнуть героизацию подвига прошлых поколений.

Несмотря на все вышесказанное, экранизация Александра Мельника производит приятное впечатление красивого, серьезного и незаумного кино, которое могло бы быть мейнстримом в нашем кинематографе, но пока, увы, является редким и приятным исключением.
- Этот фильм не столько про геологов, - говорит режиссер Александр Мельник, - сколько вообще о человеке и человеческом призвании. Вопросы «Честен ли ты? Сможешь ли жить по мечте?» - общечеловеческие, без привязки к профессии. Рано или поздно приходит осознание того, что жить как прежде больше нельзя. Мне хочется, чтобы люди задумались о том, на что они тратят свою жизнь, хочется, чтобы они вышли из кинотеатра и задумались о фильме.

Режиссер Александр МЕЛЬНИК:

«Картину мы снимали в разных местах нашей страны, в том числе и на Чукотке. Снимал огромный коллектив, более 300 человек было задействовано за это время. Были люди из других стран, которые по завершении съемок говорили, что они стали понимать русскую душу, нашу страну и наше пространство. И они в отличии от нас, тех, кто читал Куваева, воспринимают «Территорию» как некий символ, символ нашей страны, нашего человека во всем его многообразии. Финский композитор Туомас Кантиленен, который работал с нами, сказал мне: «Вы сделали настоящее русское патриотическое кино. Не пропагандистское». Мне это очень понравилось».


Заместитель мэра города Юрий КАЗЕТОВ:

«Фильм «Территория» мне понравился. Это редкий случай в кинематографии, когда внимание уделено Крайнему Северо-Востоку, а эта тема касается всех нас. Тем более автора романа «Территория» Олега Куваева мы считаем своим земляком, он прожил здесь часть своей жизни. Если сравнивать фильм с книгой, то, конечно, у книги есть свои особенности. Например, главный герой Чинков мне представлялся другим - плотным, массивным мужчиной, таким столпом. В фильме, по режиссерской задумке, он худой, поджарый, но вместе с тем жесткий в поведении. Иными словами, есть режиссерский взгляд, который, думаю, не всегда совпадает со взглядом Куваева.

Так, одной из самых поразительных сцен в книге для меня была та, где герои находят самородок, вылезают из шурфа, видят куропатку и начинают бросать в нее этот самородок, пытаясь попасть. То есть для тех людей само золото было обесценено перед романтикой поиска. Когда я спросил у режиссера, почему сцену в фильм не включили, он сказал, что есть читательский взгляд и кинематографический, что сцена была неудобна для съемок. Концовка меня тоже немного выбила из колеи, перед финальной песней о тревожной молодости, я почувствовал внутреннее расхождение. Для меня эта песня определенным образом связана с идеологией комсомола, первопроходцами-коммунистами, партией. А Куваев - это романтика освоения новых земель, открытий, Севера. Для меня это не одно и то же, поэтому немного резануло, я ждал другой концовки. Но, повторюсь, в целом фильм оставил положительные впечатления. Очень понравились съемки, виды, а главное, все же передан основной дух и книги Куваева, и того времени. А остальное, как говорится, - мелочи».

Кирилл БЕЛОКУРОВ

Автор:  Кирилл БЕЛОКУРОВ "КП в Магадане"









Колымские колонки