Ситуация в гражданской авиации сегодня не из простых, причем как на земле, так и в небе. Экономическая нестабильность всегда выводит из равновесия все сферы и отрасли. Поэтому сегодня воздушным воротам Колымы наряду с затяжными проблемами приходится решать последствия рублевого падения.
Впрочем, обо всем по порядку.
- С какими результатами отработал главный аэропорт территории в 2014 году, насколько сильными стали для предприятия экономические потрясения?
- По сравнению с 2013 годом количество самолетовылетов сократилось более чем на 5 %, также и максимальная взлетная масса снизилась почти на 4 %, - говорит генеральный директор ОАО «Аэропорт Магадан» Сергей Замараев. - Пассажирооборот упал примерно на 5,3 %. Если по итогам 2013 года он составил более 370 тысяч человек, то в 2014-м - 350 тысяч. Существенно, почти на 17 %, сократилась перевозка груза и почты. Но, несмотря ни на что, минувший год предприятие отработало с прибылью.
Хотя тенденция к снижению по всем показателям наблюдалась уже в конце 2013 года, несколько неожиданным стало уменьшение объема перевозки грузов. Прежде всего это связано с активностью недропользователей, в частности, РиМ сократил количество доставляемого груза, снизилась перевозка вахтовых рабочих. К сожалению, аналогичная ситуация складывается и сегодня. Пассажирооборот в январе снизился на 10 % к уровню января 2014 года. Рост курса евро и доллара привел к тому, что «подвижность» населения несколько сократилась, ведь его реальные доходы уменьшились. Таким образом, и в этом году прогнозируется снижение показателей в среднем на 5 - 7 %. Но даже при таком исходе предприятие должно остаться рентабельным.
- А как складываются отношения с авиакомпаниями?
- Для рынка авиаперевозок сегодня характерно наличие задолженности. Практически все авиакомпании, которые выполняют рейсы в Магадан, должны аэропорту. И эту ситуацию понять не сложно. Сегодня перевозчики эксплуатируют в основном иностранные воздушные суда. 70 % расходов авиаперевозчиков, в том числе и лизинговые платежи, производятся в валюте, а 70 % доходов поступают в рублях. В связи с изменившимся соотношением рубля к доллару и евро, все авиакомпании сегодня находятся в крайне тяжелом состоянии. Достаточно уверенно себя чувствуют, пожалуй, «Уральские авиалинии», «Аэрофлот», «Сибирь».
Согласно заключенным договорам работать авиаперевозчики с аэропортом должны по предоплате. Однако задолженность «Трансаэро» перед ОАО «Аэропорт Магадан» составляет около 20 млн. рублей. Это самая большая задолженность. Другие авиакомпании должны от 100 тыс. до 2 млн. рублей. Частично долги гасятся.
- Сергей Васильевич, а по реконструкции почему возникают сложности? Ведь еще в октябре прошлого года должна была состояться сдача мест стоянок, но до сих пор они не в строю.
- История такова: в 2013 году должны были реконструировать и сдать в эксплуатацию стоянки воздушных судов № 17 - 19. Работы предполагают не просто устройство покрытия, но и установку осветительных мачт, колонок электроснабжения, водосточно-дренажную систему. Когда работы были выполнены практически на 90 %, нам удалось за свой счет провести независимую экспертизу качества бетона, выяснилось, что оно не соответствует установленным требованиям. В проведении экспертизы очень помогла лаборатория «Усть-СреднеканГЭСстроя». Спасибо Леониду Аркадьевичу Мурину и Татьяне Андреевне Коршуновой. Мы настояли, чтобы 2/3 уложенного бетона были заменены. Для этого потребовалось в том числе вмешательство губернатора Владимира Печеного, который держит реконструкцию аэродрома под пристальным контролем. В 2014 году подрядчик за свой счет заменил бетон, но, занимаясь покрытием, он упустил работу по оформлению документов. Только в этом году аэропорт начал получать исполнительную документацию. Буквально в феврале подрядчик начал предпринимать усилия по сдаче объекта.
Надеюсь, стоянки все-таки удастся запустить в этом году. Они нам нужны. В течение последних 9 лет из эксплуатации выведено более 50 % стояночных мест, сданы только 2 и то по временной схеме распоряжением Росавиации. Аэропорт задыхается без стоянок! Ни о каком увеличении частоты рейсов не может быть и речи, потому что самолеты негде ставить. Основная часть перрона представляет собой стройплощадку. Надеюсь, что аэропорт получит 2 - 3 стоянки весной, как минимум, с осветительными мачтами. И тогда появится возможность заниматься получением допуска к приему нового типа воздушного судна - «Боинга-777».
- Сколько времени требуется для получения такого допуска?
- От трех месяцев до полугода, но, учитывая обстоятельства, возможность прихода крупной авиакомпании, мы сможем провести оформление в более короткие сроки. Опыт такой работы у нас значительный.
- Допуск наверняка предполагает приобретение дополнительной техники, как в целом обстоят дела с обновлением?
- Обновление - бесконечный процесс. 6 лет назад износ техники составлял 98 %, сегодня - около 60 %. За этот период приобретено более 60 единиц спецтехники. В прошлом году на эти цели израсходовано порядка 80 млн. рублей. В 2015-м предполагается задействовать только около 25 млн. Программа по обновлению сегодня серьезно сокращена, но созданный до этого некоторый «запас прочности» позволяет сделать такой шаг. Средства будут направлены на приобретение того, что нужно в первую очередь, - автолифта для обслуживания «Боинга-777».
В данный момент он изготавливается на заводе. Здесь без дополнительных расходов не обошлось. Когда объявляли конкурс на закупку, автолифт стоил порядка 8 млн. рублей, после того как обвалился курс рубля, его стоимость достигла 15 млн. Ничего не поделаешь, заплатить придется практически в два раза больше, поскольку не будет автолифта, не будет и «Боинга-777» в Магадане. Аэропорт попросту не сможет его обслужить. В марте состоится отгрузка спецмашины в наш адрес.
Подчеркну, допускаться на данное воздушное судно надо. Это, как минимум, даст возможность прийти на магаданский рынок еще какому-нибудь перевозчику. Желающие работать на московском или, допустим, симферопольском направлении, думаю, найдутся.
Что касается обновления, здесь тоже не всегда все гладко. В аэропорт Магадана было поставлено некачественное досмотровое оборудование. Через суд удалось вернуть 10 млн. рублей, и после повторно проведенного конкурса подписан договор на поставку 4 интроскопов. С их приобретением практически закрывается вопрос о техническом оснащении обеспечения требований авиационной безопасности.
Помимо названного, будут производиться и текущие закупки. В частности, сегодня с ОАО «Магаданский механический завод» ведутся переговоры по изготовлению новой платформы для разгрузки контейнеров. В прошлом году ММЗ поставил аэропорту хорошие комплектовочные столы, выполненные по нашему заказу. Полезное для обеих сторон сотрудничество.
- Сергей Васильевич, из разговора понятно, что, несмотря на все сложности, аэропорт как предприятие старается держаться достойно. Расскажите буквально в нескольких словах, как обстоят дела с кадрами?
- В конце 2014 года на 5 % повышена заработная плата. Больше поднять не удалось. Это связано с долгами авиаперевозчиков, необходимостью приобретения новой техники, о чем уже говорилось, сертификацией персонала, что является весьма затратной частью в работе предприятия. Ежегодно на эти цели направляется более 2 млн. рублей. Если говорить о кадрах, сегодня прием работников в аэропорт закрыт. Сокращений не предвидится, если и будут, то за счет естественной убыли (выход на пенсию, выезд в ЦРС на постоянное место жительства). К тому же существуют и жесткие требования по количеству персонала аэропорта, хотя и не всегда, на мой взгляд, объективные. Так, возле интроскопа во время досмотра должны находиться три сотрудника авиационной безопасности, и это требование нарушать нельзя.
Таковы будни воздушной гавани Колымы. Что в ближайших планах? Конечно же, продолжение работ по реконструкции - замена светосигнального оборудования, ремонт водоотводной дренажной системы взлетно-посадочной полосы, которая в рамках реконструкции уже была сделана, но с нарушениями и по сей день вовсе не функционирует. По признанию Сергея Замараева, прежнего оптимизма относительно хода реконструкции уже не осталось, потому что из года в год сроки выполнения подрядчиком работ все время затягиваются.
Трудно делать предположения и о том, какой станет отпускная кампания, учитывая, что авиация находится в непростой ситуации. Главное, чтобы на московском направлении был не один перевозчик. И здесь пока все идет к тому, что на магаданской межрегиональной воздушной линии с лета начнет работу «Аэрофлот», а это уже неплохое подспорье. Тем более что на комфортабельном авиалайнере полеты возможны не только в Москву, но и беспосадочные рейсы в Симферополь, о чем неоднократно говорил губернатор Владимир Печеный.
В целом направления останутся те же, что были в 2014 году, возможны изменения только в частоте выполняемых рейсов. Помимо этого, ОАО «Сибирская легкая авиация» предложило перелеты по маршруту Магадан - Петропавловск-Камчатский. Аналогичное желание высказывалось и руководством авиакомпании «Аврора». Более того, предполагается вариант базирования ее воздушного судна в Магадане для выполнения рейсов в Анадырь. Для аэропорта появление дополнительных рейсов даст только положительный эффект, да и колымчанам хуже от расширения географии полетов и частоты рейсов не будет. Таким образом, определенная доля оптимизма относительно ближайшего будущего все-таки есть.
Автор: Глеб Бояркин "Магаданская правда".