Из чего сложить пятерку?


Уровнем образования, как известно, определяется весь интеллектуальный, культурный, духовный потенциал общества.

Не случайно темой заседания недавнего форума Общероссийского народного фронта, собравшего в Пензе более 500 участников, стало «Качественное образование во имя страны». Выступление на нем президента Владимира Путина вызвало немало откликов. «Проблемы образования касаются каждого, поэтому необходимо общественное согласие по всем вопросам, связанным с дальнейшим развитием образования вообще и школьного в частности. Мелочей здесь, безусловно, нет. Важно и содержание образовательных программ, и квалификация преподавателя, и состояние школьных зданий и техники. И, вновь повторю, - подчеркнул президент, - ответственность учителя за качество, за результаты своей работы очень и очень высокая». Что на этот счет думают наши колымские педагоги и родители? Мнения некоторых из них предлагаем на нашей очередной странице «Открытый урок».

ИЗМЕНИТЬ ОТНОШЕНИЕ К УЧИТЕЛЮ

Давид РАЙЗМАН, заслуженный учитель школы РФ (на снимке):

- Как педагог с полувековым стажем утверждаю: давно пора ставить вопрос о качестве образования. И сегодняшнее обсуждение очень правильное, даже несколько запоздалое. В этой сфере нельзя слепо копировать усилия западных стран, у нас накоплен достаточно богатый опыт формирования мировоззрения учащихся и студенческой молодежи. И надо прислушиваться к голосу рядового педагога, чтобы оперативно откликаться на возникающие проблемы. А среди них я вижу изменение отношения как детей, так и педагогов к качеству обучения. Давно пора остановиться на едином стандарте образования, особенно что касается программ по гуманитарным дисциплинам - истории, литературе, обществознанию, правоведению. И больше доверять учителям-практикам.

И чтобы добиться качества образования, надо изменить отношение не только к самому учителю, оплате его труда, но и к документационному обеспечению учебно-воспитательного процесса. Зачастую возникают проблемы чисто бюрократического толка: сложности при создании методических пособий и подготовленных педагогами программ, когда каждый чиновник считает необходимым (и зачастую безосновательно) делать замечания, корректировать авторскую программу, не обладая ни опытом, ни достаточными знаниями, их замечания носят эмоциональный характер: нравится - не нравится.

Как добиться соблюдения баланса практики и опыта? Менять надо систему, чтобы она привела к повышению качества обучения. И тогда у нас появятся новые Лермонтовы, Менделеевы, Гагарины, будет больше нобелевских лауреатов и просто хороших, умных, грамотных и воспитанных людей.

КОГДА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ НЕ ХВАТАЕТ

Лариса ЯСТРЕБОВА, директор средней школы п. Стекольный, отличник просвещения, ветеран труда России:

- В этом году в нашей школе 209 учеников - на 2 человека меньше, чем в прошлом. Им созданы все условия для учебы, только преподавателей не хватает. Сегодня у нас в коллективе 20 педагогов и 2 вакансии - нет учителя химии и психолога. И хотя наш поселок находится совсем близко от областного центра, куда три раза в день автобус ходит, и климат хороший, но не едут к нам молодые специалисты, последней прибыла три года назад выпускница СВГУ. А ведь мы сейчас стараемся создавать им все условия: выплачиваются подъемные, предусмотрены доплаты по 250 тысяч в год в течение первых трех лет, льготы по оплате жилья, отопления, утилизации мусора. И я просто не понимаю, почему на жизненном старте всем этим не воспользоваться…

Тут выход один: надо обязательно вернуть систему распределения и закрепления кадров. Если студент учится на бюджетной основе, то пусть отрабатывает то, что государство на его учебу истратило, и не говорит, что в школе делать нечего, лучше в менеджеры пойдет. А это не так - сегодня в школе становится все интереснее. Хотя, конечно, не всего хватает и хорошо бы увеличить финансирование на оборудование, чтобы в каждом классе был рабочий кабинет с компьютером, на проведение капитального ремонта. В этом году нам удалось сделать только косметический, хотя в прошлом отреставрировали столовую, обновили фасад здания, вставили пластиковые окна.

Теперь о книгах. Очень хорошо, что учебники нынче бесплатные, ими все обеспечены, а то ведь недавно закупали русский язык для второго класса, так каждый учебник стоит 900 рублей, что совсем неприемлемо для родителей.

В стекольненской школе я работаю уже 45 лет, из них 10 - директором. Преподаю историю и удивляюсь, насколько неудобный учебник по истории России. Вспомните, сколько раньше отводилось времени на изучение Великой Отечественной войны, мы подробно разбирали все битвы, знали всех героев, подпольщиков и партизан. Сейчас описание битвы за Москву - всего один параграф, а в нем 20 строчек! А ведь выпускникам надо сдавать экзамены. По XX веку вообще немало учебников любых авторов, но нужен же один - единый и понятный. В среднем звене надо изучать всеобщую историю, доступную для 6 - 7-х классов, чтобы дети больше узнавали о прошлом своей страны. А пока они это делают через Интернет, и главная их проблема - дети мало читают. В нашей школе хорошая библиотека, сколько я энциклопедий накупила и другой литературы, а интересуются ею совсем немногие. Все это не мелочи, такими вопросами надо заниматься постоянно.

И УЧИТЬ, И ВОСПИТЫВАТЬ

Надежда ШИПИЦИНА, учитель русского языка и литературы школы № 14 г. Магадана, победитель городского конкурса «Самый классный классный-2011»:

- Все правильно говорит наш президент, и уже не в первый раз, еще в прошлом году я проводила классный час со старшеклассниками, где они с интересом обсуждали эти вопросы. Другое дело, что многие продолжают работать по старинке, как привыкли, и критерии не меняются.

Считаю, что отношение к преподаванию основных гуманитарных предметов у нас просто безобразное. В старших классах ученики сдают государственные экзамены, а у них по программе заложено два часа в неделю русского языка и три - литературы. Кроме того, сейчас ввели сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Проверяют умение ученика логически мыслить. А где нравственный аспект? Где человеческая составляющая? Почему не заложено в программу умение рассуждать на нравственно-этические темы? Тут бы мы и проверили отношение молодого человека к основным принципам жизни.

И все потому, что деятельность учителя с точки зрения качества - в оценках и процентах. А воспитание у нас на последнем месте, даже при составлении портфолио оно оценивается последним. Внеклассная работа сводится к редким беседам да классным часам по 20 минут. В первую очередь всех интересуют отметки, показатели, а не человеческие качества, отношение к матери, семье, сверстникам, Родине. Никто этим толком не занимается, не отслеживает. А почему бы не ввести экзамен на нравственную зрелость? Тогда будет понятно, кого мы взрастили. Результат воспитания процентами не измеришь. А мы все о планах да показателях выполнения…

«Вновь повторю, - сказал на форуме В. В. Путин, - школа должна давать не только знания. Нельзя забывать и о том, что преподавание в средней школе - это прежде всего воспитание. Так говорил наш замечательный гуманист академик Дмитрий Сергеевич Лихачев. А учителя в России, по его же словам, всегда были «властителями дум молодежи... И для того, чтобы соответствовать этому вызову, нужны и знания, и талант, и желание совершенствоваться».

ПОРА МЕНЯТЬСЯ!

Татьяна ВИТОВТОВА, директор Профессионального училища № 7:

- Мне кажется, что качество знаний в наших школах не улучшается. Это видно по тому, какие выпускники к нам в училища поступают, ведь некоторые даже таблицу умножения сразу вспомнить не могут. Вот и продолжаем учить тех, кого школа выпроводила.

Учителям подняли заработную плату. И что? Многие из них просто натаскивают учеников к экзаменам, и мало кто проводит дополнительные занятия, а некоторые даже прямо говорят: «Идите к репетиторам!». Такая форма жизни, когда каждый шаг чьей-то недоработки может приносить прибыль (а теперь с начальных классов умудряются отдавать детей к репетиторам), приучает людей к халявным деньгам, и вот уже уходит из школы понятие занятий с отстающими, а каждый шаг, вплоть до проверки тетрадей, требует оплаты.

Пора изменить отношение к качеству. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» определяются принципы и механизмы реализации права граждан на доступное, бесплатное и качественное образование. В том числе прописана обязанность образовательной организации «обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся».

В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

Нина ПЕТРОВА, мать семиклассника:

- Какое широкое понятие - «качество образования»! Оно включает многое и измеряется по-разному - от традиционной пятибалльной системы, результатов ЕГЭ до отношения учителя к ребенку. Но ведь не отметки и тесты определяют знания, а целый комплекс характеристик. Качество образования и успеваемость - не одно и то же. А в конечном счете качество должно оценивать общество как заказчик образовательных услуг, в том числе и родители. Их мнением по-прежнему мало кто интересуется, потому в школе все хорошо в теории, а на практике многое обстоит гораздо сложнее. Там могут, не объясняя причин, обидеть ребенка, признать его неперспективным и просто выдавить из школы. Родители с этим соглашаются, редко кто пытается оспорить такое решение, избегая еще большего давления на детей. И сколько бы мы ни говорили о повышенном уровне образования, при неуважении к личности ребенка это останется пустым звуком. Вот вам и результаты обучения и воспитания. Или их отсутствие.

Потому, на мой взгляд, в школе нужно психологическое сопровождение и учеников, и учителей, и даже родителей. И это тоже большая проблема, когда в крупной гимназии один специалист, ему хватает работы с детьми, не говоря уж о взрослых, а в малых школах, особенно в отдаленных районах, о психологах и логопедах только мечтают. А ведь дети разные, и подход к одаренному ученику нужен совсем другой, чем к отстающему или к ребенку с ограниченными возможностями здоровья. У нас же порой все едино. Отличаются только лицеи и гимназии, они себя считают образовательными организациями повышенного уровня и качество порой приравнивают к успеваемости, ориентируясь в первую очередь на личностные достижения, успешность ученика.

А ведь согласно закону «Об образовании» школа обязана учить всех, соблюдая права и свободы обучающихся, родителей, и нести ответственность «за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников».

Таким образом, понятно, что в школе должны работать люди, которые хорошо знают свой предмет, умеют заинтересовать им детей, честно относятся к преподаванию, уважают в маленьком человеке личность и, развивая его способности, помогают ему найти свое место в жизни.

Сейчас о качестве образования говорят все чаще. А в конечном итоге это не результат сдачи экзамена, а долгосрочный процесс, итог которого будет виден только после школы, по тому, смог ли человек найти себя в жизни. «Главное, ожидания граждан очень большие, - подчеркнул на форуме
В. В. Путин, - и поэтому следует приложить все усилия, чтобы качественно преподавать, соответствовать сегодняшнему времени, чтобы ответить
на вызовы этого времени и готовить будущих граждан и специалистов
для нашей страны так, как этого требует сегодняшний день. Чтобы школьники, независимо от места проживания, социального статуса родителей, получали прочные знания и на их базе смогли овладеть будущей профессией, добиться успеха и в жизни быть востребованными и полезными для своей страны, и сами получали полное удовлетворение от жизни». Приглашаем всех - педагогов, учеников и их родителей - поделиться мнениями по важным вопросам, с которыми приходится сталкиваться в процессе обучения и воспитания.

Вера Диденко

Автор:  Вера Диденко "Магаданская правда"









Колымские колонки