Сельхозпроизводители страдают от нашествия косолапых
Практически каждый магаданский фермер может рассказать свою историю о том, какие убытки понес из-за визита незваного гостя.
У кого-то медведь просто потоптался по огороду, у кого-то подавил птицу, у кого-то задрал животное покрупнее.
Страшно во двор выйти
У владелицы крестьянско-фермерского хозяйства «Эвелина» Галины Козичевой медведь задрал оленя. Причем случилось это, пока муж Галины бегал в дом за ружьем.
- Когда муж вышел во двор, медведь стоял и любовался цесарками. Но человека тут же почуял. Единственное, что спасло, - бассейн для гусей и уток, который как раз между ними оказался. Так что успел муж убежать. А медведь зашел в загон, где были олени: один ушел, а второму он лапой перебил спину. Мы пострадали и на Талоне - медведь разорил 10 ульев, - рассказывает Галина. - Сердце кровью обливается, как вспомню. А сейчас постоянное чувство страха преследует.
По словам Галины Козичевой, сами с этой напастью предприниматели справиться и не надеются - рассчитывают на помощь властей.
- Девять тысяч голов сейчас медведей, как сказали нам охотоведы. В прошлом году, говорят, 7000 было. А отстреливать разрешают только 600. С таким ростом надо что-то делать, иначе медведи разорят все сельское хозяйство, и все наши благие намерения накормить колымчан кончатся ничем, - считает Галина.
Кто тут гость?
Такой подсчет не совсем корректен, сказал «Комсомолке» сотрудник департамента госоохотнадзора Магаданской области Вадим Ужвенко, учет относительный - медведей ведь не по головам считают. Но в этом году, по наблюдениям, действительно, количество медведей несколько возросло.
- В Якутии пожары, у нас паводки - вот его и выдавило поближе к людям, - говорит Вадим Ужвенко, - потому что в других местах у них трудности с добыванием пищи.
А по поводу нападений на фермеров охотовед сказал, что в такой ситуации есть большая вина самих людей.
- Вот, к примеру, птицефабрика - нам каждый год жалуются, что на ее территорию проникают медведи, но мало того что само предприятие практически в лесном массиве находится, так еще и толком не огорожено. То есть препятствий для медведей нет. Соответственно, они и ходят где хотят. То же самое с огородами и дачами - они никак не огорожены, а находятся в лесном массиве, - считает охотовед. - Все исходит от человека: человек зашел в лес и считает, что это его, а о том, что там еще кто-то живет, сразу забывает. Если все огородить и содержать в надлежащем порядке, такого массового посещения не будет.
Кроме того, места самого массового паломничества зверей, Новая Веселая, Старая Веселая, Кедровый ключ, практически большая помойка. А это значит, что медведи там есть, были и будут.
- Вот говорят, что ждем пока что-то натворит медведь, но мы же не можем их убивать только за то, что они есть. Согласитесь, если медведь просто прошел, следы его увидели, это же не значит, что за ним гоняться и стрелять нужно, - считает Вадим Ужвенко.
Единственно, что можно предложить фермерам сейчас, - страховать свое имущество. Потому что пока город будет окружен свалками, медведи не уйдут.
Василий ВАРАПАЕВ.