Герой нынешней публикации - ведущий научный сотрудник Магаданского областного краеведческого музея, историк Сергей Ефимов.
- Сергей Павлович, что вам запомнилось из детства? Где вы жили в старом Магадане?
- По рассказам родителей, отец прибыл на Колыму в 1950-м, по направлению в горвоенкомат. Мать - чуть позже, после окончания Воронежского пединститута. Из роддома нас с сестрой-двойняшкой Верой принесли домой - в барак, который стоял на пересечении улиц Полярной и Нагаевской, где сейчас развлекательный центр «Нагаевский». Там раньше на пустыре стояло несколько бараков для вольнонаемных. В одном из бараков у родителей была комната, мама рассказывала о коридорной системе - комнаты шли направо и налево.
- Как в песне у Высоцкого: «На 38 комнаток всего одна уборная»…
- Да, примерно так. Родители рассказывали, что через две-три комнаты в этом бараке жила Евгения Гинзбург с Вальтером и дочкой, и где-то в это же время, в начале 1950-х годов она уже освободилась из заключения и преподавала в первой школе. Есть известная фотография, где стоит коллектив учителей на фоне театра и где она запечатлена еще молодой. Потом моим родителям дали комнаты на улице Горького, дом 15 а, кв. 4. Там и прошли все мое детство и юность, вплоть до поступления в пединститут. Уже когда я учился в институте, мы переехали на Дзержинского.
- Что из себя представлял ваш двор?
- Там было четыре двухэтажных дома (на этом месте сейчас автостоянка, рядом - новый дом и Управление Росрегистрации). Здесь же до сих пор неподалеку и Гидрометеослужба, которая так и стоит там с середины 1950-х, когда она была построена. До Росрегистрации там был популярный в городе магазин «Кулинария», а еще раньше - киоск по приему стеклотары, и даже стояла бочка с пивом.
На фото мы как раз стоим с сестрой и с отцом у нашего дома, справа - деревянная вышка, там как раз строилась метеослужба. В этих домах были хорошие трехкомнатные квартиры, в одной из которых мы и жили вместе с работником ВНИИ-1. Потом ему дали квартиру, и наша семья заняла эту трехкомнатную. Недалеко от этих домов в сторону улицы Комсомольская стояло рядом П-образное одноэтажное здание, в котором размещались какие-то организации, одно время было даже книжное издательство (позднее там был магазин «Сувениры»). Но дома напротив, где сейчас МФЦ и магазин «Метелица», уже стояли. Были и дома, где располагался 45-й магазин на пересечении улиц Парковой и Горького. А чуть ниже наших домов стояло несколько двухэтажных бараков. Стояли домишки и за второй школой, в которой я потом учился. Проучился там четыре класса, а так как мама работала в первой школе, то мы с сестрой потом перевелись туда и ее оканчивали.
- А во что играли в то время во дворах?
- Зимой были и санки, и горки, и ледяные крепости строили. Дружили дворами. Лыжи начались попозже, уже в школе. До сих пор общаюсь с ребятами, с которыми учился во второй и первой школах. Например, известный хирург Василий Соколянский - мой одноклассник. Также сын председателя горисполкома Сергей Карпов, дочь первого секретаря обкома Галя Шайдурова, сын главного инженера «Северовостокзолота» Сергей Драгомирецкий, сын летчика, известный спортсмен-борец Женя Исаков и другие ребята - мои одноклассники. Некоторых уже нет в живых…
В здании нынешней вечерней школы были ясли N 5 - наши с сестрой. Потом мы с ней ходили в детский сад N 5, который находился ниже детской молочной кухни. Видите, на фото, тогда была такая мода - почти все дети в морских костюмчиках сидят, с модными стрижками. По этим фотографиям тоже можно проследить эпоху. На территории детского сада в небольшой хибарке жил, кажется, дядя Миша - кто-то из «бывших», помню, что мы к нему забегали, и он ставил пластинку с детской сказкой про мишку косолапого.
Мы с отцом ходили в баню N 2 (позже там была швейная фабрика). Там была тропиночка, парикмахерская, бараки, частные строения. Сейчас ничего этого уже нет. Осталось только три дома с адресом: улица Комсомольская, в том числе и школа N 18. Постепенно эта улица сошла на нет. Самым дальним кинотеатром для нас был «Спутник» на 95-м. Вообще, в городе было мало машин, народ гулял просто так по проспекту Карла Маркса…
- Когда у вас появилось увлечение именно историей? Еще в школе?
- Наверное, да. Может быть, все началось с коллекционирования фантиков, значков, марок, монет, потом уже календариков. Тогда их еще не было.
- Знаю, что вы и сейчас собираете календарики с местной тематикой и значки. Это ведь тоже история.
- Конечно. Что-то отец привозил с работы, покупал за 4-5 копеек, продавались наборы и иностранных марок, и советских. Когда к бабушке ездили на «материк», тоже привозили много монет. Здесь разменивали на что-то другое. Это было увлекательное занятие. У нас во дворе человек пять имели такое хобби.
К точным наукам у меня не было особого рвения, я был гуманитарием. Особенно любил, конечно, историю. И потом - ехать куда-то поступать в институт - особо не тянуло. Поступил на историко-филологический факультет, в группу историков. В отличие от других факультетов, историки учились четыре года. Но самое интересное, что нам и филологию особо не преподавали, все больше историю. А до нас группа была - они сдавали экзамены по русскому языку и литературе.
Поступил я удачно еще и потому, что после года моего обучения, в 1970-м году в институте ввели военную кафедру. И нас сразу туда забрали. Мы были первыми выпускниками военной кафедры. После выпускного всех забрали на сборы на Камчатку, и полтора месяца мы находились в воинской части.
- Помните ваших институтских преподавателей?
- Ректором был Алексей Сергеевич Трофимов. Он же преподавал и историю. Нелли Степановна Цепляева преподавала древнерусскую историю. Феликс Ибрагимович Врублевский, Кира Сергеевна Врублевская (они были однофамильцами), Геннадий Васильевич Зотов, Марк Давыдович Каневский. Ставили небольшие спектакли под руководством Зотова. Я учился вместе с Ларисой Григорьевной Бацаевой, которая вышла замуж за нашего студента Игоря. Они работают в Магадане. Она - в облизбиркоме, он - в СВКНИИ. Со мной в группе учился и наш будущий известный историк Александр Григорьевич Козлов. Практически все поразъехались по школам, Козлов попал учителем истории на Теньку. Потом все вернулись в Магадан, к научной деятельности.
В эти же годы я увлекся археологией. Мы ездили с известным архелогом-историком Николаем Николаевичем Диковым в археологические экспедиции.
- Наверное, и в школе пришлось поработать?
- Да, по направлению попал в 18-ю школу. И в 1973/1974 учебном году отработал там «от звонка до звонка». Мне попались самые хулиганистые пятые классы и два десятых. Но хорошо, что директором школы и учителем истории была Любовь Михайловна Шайтанова, которая курировала меня и не давала спуску. Я уже жил на Дзержинского, и утром бежать в школу было далековато, транспорта никакого тогда не было. Потом я перешел в 11-ю школу. Между школами тоже ездил в экспедиции и уже задумался всерьез о науке. С Диковым мы побывали на Колыме, Камчатке, на Чукотке. С 1975 года работал консультантом в областном отделении Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. В 1978 году я пришел работать в Магаданский областной краеведческий музей, где и работаю до сих пор.
К слову, Сергей Ефимов - член Коммунистической партии и не выходил из нее даже после развала Союза. 9 Мая коммунисты всегда несут красное Знамя Победы. Это история страны, которой он гордится. И Магадан для него - не просто история города, она неотделима от истории всей страны.
В фотоархиве Сергея Павловича - старый Магадан с его Домом пионеров, куда он ходил в кружок юннатов, строящаяся Портовая, памятник Кирову в городском парке, много-много других фотографий и, конечно же, снесенная первая школа - об этом ошибочном решении властей старые магаданцы до сих пор дискутируют в соцсетях.
«Я повидал много городов. Магадан - родной и неповторимый, где все знакомо, все компактно. Это моя родина! Как можно ее не любить?» - искренне удивляется он.
Наталья АЛЕКСЕЕВА