Минэкономразвития Магаданской области объявило об открытом конкурсе по разработке регионального бренда. А как мы сами ассоциируем себя с Колымской землей?
Территория временщиков
Не секрет, что многие люди на Колыме, несмотря на прожитые здесь 20-30 лет, колымчанами себя не считают, в их головах по-прежнему сидит мысль «еще немного поживу, заработаю и уеду к себе». Причем у людей выросли здесь дети, появились внуки, и все же принадлежности к этой суровой территории не ощущается. А о тех, кто планировал, но не успел уехать и упокоился здесь, говорят: «Колыма не отпустила». Так когда же человек понимает, что Колыма для него стала малой Родиной?
Этнографы утверждают, что территориальная идентификация человека происходит не со временем, прожитым в определенном месте, а из-за степени социальной укорененности, зависящей от количества значимых событий, произошедших с человеком. Но зачастую эта схема на Колыме не работает, а жизнь на Севере воспринимается как нечто временное, «до лучших времен».
Такой образ мышления связан не только с климатической «суровостью» региона, но и за счет сложившегося образа мрачной Колымы, отчего она по-прежнему воспринимается как территория ссылки, лагерей, а вся деятельность местных жителей сводится к долблению мерзлой земли в поисках золота. То, что это не так, по большому счету, понимаем только мы. А спросите любого жителя центральной России, что он знает и думает о Колыме, и услышите вышеперечисленное.
Язык мой - друг
В то же время есть и те магаданцы, кто возвращается обратно после переезда на «материк». Они объясняют, что, мол, «люди там не те». А здесь, получается, те? Значит, существует такое понятие как «колымчанин», соответственно, есть и общие признаки, присущие большинству жителей области, по которым можно узнать в толпе «своего».
«Прежде всего это особенности нашей речи, - уверена филолог, профессор СВГУ Елена ГОГОЛЕВА, - у нас отсутствуют диалектические черты, господствует литературный язык, повышена скорость речи за счет высокого уровня мышления. Центральные регионы в этом нам проигрывают, их речь «вязнет» и более насыщена диалектом. Поэтому, несомненно, в человеке можно узнать колымчанина, побеседовав с ним буквально несколько минут».
Психологи также выделяют нечто общее в жителях Магаданской области. «Мы заметили интересную вещь, - рассказал «АиФ-Магадан» кандидат психологических наук Игорь КУЗНЕЦОВ, - даже те люди, которые уезжают отсюда, сохраняют региональный патриотизм. И уже на «материке» создаются колымские диаспоры, в то время как жители многих регионов России этого не делают. Мы привыкли осознавать Колыму и людей, ее населяющих, как большую семью».
Нужен бренд?
Идея брендирования Колымы и самоидентификации жителей сегодня чрезвычайно важна. В первую очередь осознать в себе колымчанина нужно для переламывания стереотипа временщика, человека, приехавшего сюда на вахту, на побывку, заработать денег. Следующий шаг - внутренняя гордость за то, что живешь на Колыме. Так, как гордятся собой сибиряки, дальневосточники, Петербуржцы, челябинцы, жители российского юга.
Создание же нового, узнаваемого бренда Колымы привлечет внимание к региону, создаст его положительный и привлекательный образ.
«Нам нужны туристические символы, такие, как Дед Мороз Великого Устюга, - считает председатель Общественной палаты Магаданской области Яков РАДЧЕНКО, - уже пару лет обещают установить памятник бутерброду с икрой и маслом - это было бы узнаваемо, своеобразной «фишкой» региона. А существующий герб области, как мне кажется, не отображает всех особенностей региона и мало чем отличается от символов других субъектов России».
Владимир ДОПЕ