Как известно, 2014-й в России объявлен Годом культуры. Это значит, что он станет стимулом, чтобы регионы приняли системные меры по развитию культуры, разработали новые региональные программы, обновили материально-техническую базу учреждений, оказали поддержку известным творческим и начинающим коллективам, организовали гастроли, приобрели инструменты для детских музыкальных школ, училищ искусств, решили кадровые вопросы.
Кроме того, проведение Года культуры послужит сигналом к развитию меценатства, благотворительности, партнерства, повысит престиж людей творческих профессий - художников, актеров, музыкантов, зодчих. Сегодня у нас в гостях человек, который не только всей душой любит Магадан, колымскую землю, но и внес собственный вклад в то, чтобы наша столица по праву считалась культурным городом Северо-Востока России.
Недавно архитектор монумента «Маска Скорби» К. Т. КАЗАЕВ по приглашению руководства территории принял участие в торжественных мероприятиях, посвященных празднованию юбилея золотой Колымы. Камиль Тагирович посетил собственное творение, встретился с друзьями и знакомыми и, по его словам, увез добрые впечатления от встречи с горожанами, Магаданом. Чтобы узнать из первых уст, какой перед взором архитектора на этот раз предстала колымская столица, обратилась к Камилю Тагировичу:
- Мне вспомнились ваши слова, произнесенные на одной из встреч с магаданцами: «Жители города особенно бережно должны хранить традиции, ауру города, оставаться такими же духовными людьми, как поколение северян 60 - 80-х годов».
- Духовность, - вступил в разговор Камиль Тагирович, - от слов «дух», «душа». Город состоит из множества наших душ. Каковы они, таков и Магадан. Через Колыму прошел весь цвет страны. Многие после освобождения остались здесь и вместе с первооткрывателями заложили основу культурного слоя Магадана. Вспомним, какой был организован клуб творческой интеллигенции при областной библиотеке им. А. С. Пушкина по инициативе сотрудниц, какие познавательные вечера там проводили с актерами, писателями, архитекторами, художниками! Это были взаимно обогащающие встречи. Часто обсуждение новинок переносилось в квартиры и продолжалось до утра. В них участвовали художники Валерий Цирценс и Владимир Мягков-старший, писатели Александр Бирюков и Анатолий Пчелкин, Владимир Серкин и еще два Владимира из Магаданского музыкального и драматического театра - Поздин и Барляев, Лидия Чукаева и Алексей Мазуренко, Вил и Любовь Бурцевы и, конечно, душа творческой интеллигенции Нина Кошелева. Словом, то были золотые годы Магадана! Наряду с профессиональными существовали народные театры и хоры, ансамбли и студии для взрослых и детей, все тогда бурлило, играло и пело. По нынешним меркам то были рабы культуры, люди-самородки.
Собеседник уточнил, что по градостроительным нормам в городе численностью 100 - 150 тысяч жителей театры не предусмотрены. Но к Магадану это не относилось. Еще до его образования был построен театр имени Горького, а в 1979-м кукольный, к нему имеет прямое отношение Камиль Тагирович.
- Инициатором строительства театра для детей стал Г. Е. Дорофеев, председатель Магаданского горисполкома, - продолжил К. Т. Казаев. - Проект разрабатывал ваш покорный слуга. Считаю магаданцев тех лет, да и сегодня тоже, большими театралами. Еще они страстные книголюбы, обладали великолепными домашними библиотеками. Не случайно в нашей среде бытовало выражение «облучиться», то есть купить книги в магазине «Луч». Активными участниками культурной жизни города были преподаватели музыкальных школ и училищ, творческие коллективы города. Множество разных людей вносило лепту в культурную жизнь.
Камиль Тагирович выразил надежду, что начавшийся год, объявленный в России Годом культуры, как и предстоящее 75-летие города, будет способствовать возрождению лучших традиций колымской столицы. Вновь обращаюсь к архитектору с вопросом:
- Чтобы понять, какая творческая атмосфера царила среди архитекторов 60 - 70-х годов, вспомните, что было важным для зодчих тогда?
- Первый генеральный план областного центра и сама архитектура первых каменных зданий создавались архитекторами-сидельцами А. Лепковским, Н. Андриканисом, Е. Симовым, а также А. В. Машинским, Н. Н. Юргенсоном, В. Г. Поляковым. Это здания по ул. Ленина, Портовой, пер. Горького, а также Дворец спорта, музыкальный и драматический театр - вот история города, его лицо. Надо бережно сохранять эту красоту. Она запечатлена в памяти нескольких поколений людей. Сами зодчие трепетно относились к строениям и не позволяли нарушать первоначальный облик зданий, понимая их значимость. В 70-е годы существовали два институ- та - «Дальстройпроект» и «Магадангражданпроект». Планы обсуждались на градостроительных советах и всеми зодчими творческого союза в клубе творческой интеллигенции. В конце 70-х внес предложение главному архитектору города К. М. Васильеву о цветовом решении фасадов домов центральных улиц. Магаданцы испытывают цветовой голод, ведь у нас преобладает белый цвет. Это решение тогда поддержали. В конце 80-х мною было сделано проектное предложение по сохранению исторических зданий центра города, созданию пешеходного бульвара от Комсомольской площади до ул. Пролетарской и частично по ул. Портовой и К. Маркса
Архитекторы тех лет придумали осенние послеотпускные посиделки, на которых делились впечатлениями от поездок с теми, кто не смог выехать летом в отпуск на «материк». А когда началась перестройка, из Америки в нашу страну приехал скульптор-фронтовик Эрнст Неизвестный. Он захотел воочию увидеть перемены, встретиться с друзьями. У Эрнста Иосифовича возникла идея установить в «Треугольнике скорби» - Екатеринбург, Воркута, Магадан - монументы в память жертв сталинских репрессий, но жизнь распорядилась так, что монумент появился только в нашем городе. Вот как это было.
Идею обратиться с просьбой о создании монумента жертвам политических репрессий к всемирно известному скульптору, проживающему в Нью-Йорке, Э. И. Неизвестному предложил председателю горисполкома Г. Е. Дорофееву председатель магаданского отделения общества «Мемориал» М. М. Этлис. В августе 1990 года Эрнст Неизвестный предоставил проект, названный «Маска Скорби», на расширенное заседание Магаданского горисполкома с участием общественности. Проект приняли. Мирон Маркович познакомил меня с Эрнстом Иосифовичем, и мы вместе продолжили обсуждение. Я предложил использовать задуманную им лестницу и войти внутрь скульптуры, организовав в ней камеру-одиночку, как в лагерных бараках усиленного режима. Каждый посетитель, пройдя через эту камеру, на секунду почувствует себя заключенным. Неизвестный согласился. Элементы музейной камеры с решетками, одеждой, полуистлевшей обувью привезли из брошенных лагерей Колымы.
Я был рад, что выбрали удачное место для мемориала - на сопке, так как понимал, что ему не место в городской суете. Это место покойное, и сюда надо специально приехать и поклониться тем, кто прошел круги ада. Склон сопки, где стоит «Маска», имеет скупой каменистый лагерный ландшафт. Поверьте - лагеря в оазисах не строили. У подножия сопки была знаменитая пересылка, через которую прошли все заключенные Колымы. Моя задача как архитектора состояла в создании монументу среды, соответствующей его настроению. Мне кажется, это удалось.
Возведение монумента потребовало огромных усилий. Строители мемориала нередко в непогоду, по сугробам поднимались на стройку пешком, потому что не успевали расчищать дорогу после ночных метелей.
- Возведение мемориала, - вновь вступает в разговор К. Казаев, - как ни странно, осуществили вопреки времени. Тогда, в 90-х, работающие не получали вовремя зарплату, полки магазинов были пусты, инфляция съедала деньги. Как говорится, утром рубль, а вечером это уже копейка. И именно в то трудное время задумали строительство грандиозного памятника. На пресс-конференции в Москве Эрнста Иосифовича спросили: «Почему в Воркуте и Екатеринбурге не построили задуманные монументы?». Скульптор ответил: «Я верю в народ, еще больше - в одного сумасшедшего из народа. Так вот в Магадане я встретил таких сумасшедших и подружился с ними, а в других городах таких больше нет». Только родившиеся или долго живущие в Магадане могли пойти на эту уникальную стройку, которой руководил В. В. Головань. Самый молодой строитель в бригаде Эдик Орлов, только что вернувшийся из армии, отказался переходить на высокооплачиваемую работу в бригаду на объект «Кубаки», заявив, что он сооружает «Маску» в память о репрессированном деде. В отношении монумента шли споры. Верующим не понравился искаженный канонический крест. Эрнст мне как-то сказал: «Старик, я не настолько верующий, чтобы изваять каноническое распятие. Это моя скульптура, говорящая о том, что каждый несет свой крест. А сжатые кулаки, поджатые ноги и истошный крик говорят о том, какой крест несли политические заключенные». Обратная сторона «Маски Скорби» выглядит как разрушенный храм. Храм души. Через отверстие в потолке солнечный луч должен был освещать крест, но поскольку солнца в зените в Магадане не бывает, предложил вмонтировать лампу уличного освещения желтого цвета, ее привезли с «материка». Строили в долг. Дирекции строительства, которую мне пришлось возглавлять, только перед завершением, дойдя до Президента России Бориса Николаевича Ельцина, удалось получить из федерального бюджета целевое финансирование и расплатиться с рабочими.
- Как вы оцениваете нынешнее состояние творения?
- Мне приятно, что вопреки возражениям, что мемориал построен далековато от города, никто туда ездить, а тем более ходить не будет, «Маску Скорби» посещают. Так и должно быть, если бы она обрела статус памятника федерального значения, то и ухаживать городу за ней было бы сподручнее.
Напоследок прошу рассказать, чем сейчас занят архитектор Камиль Казаев, о его впечатлениях о Магадане, городе, готовящемся к 75-летию.
- Все магаданцы, кто по тем или иным причинам покидает город, делают это с болью, которая долго не утихает. Приглушается она, когда на новом месте встречаешь земляков. Волею судьбы я работаю сейчас в Москве главным архитектором проектов в институте «Курортпроект». По моим проектам построены и строятся многоэтажные и малоэтажные жилые дома в Москве и Подмосковье, Ульяновске, Благовещенске, других городах России. Рад тому, что в Москве много магаданцев и есть землячество «Северное притяжение», которое собирает нас на различные встречи. Это общение как бальзам на душу. Мы, конечно, никогда не забываем родной город, друзей, колымскую природу. Землячество делегировало меня по приглашению главы территории Владимира Печеного на празднование юбилея области. Город приятно удивил. Магадан ухожен, освещены улицы, скверы, он становится более уютным. А из уютного города не хочется уезжать. Все гости отметили, что Магадан хорошеет, надеюсь, жители, переехавшие из районов, гордятся, что стали магаданцами, и будут достойно представлять город, где бы они ни находились. Желаю, чтобы горожане свято хранили душу любимого Магадана, его многолетние доброжелательные традиции. Живите дружно, мир вашим домам.
Марина ПРАСКОВА