Итак, как мы уже упоминали, наш театр родился раньше самого Магадана. По исследованиям историков А. Козлова, Г. Волкова, журналиста и краеведа Т. Смолиной это произошло, вероятнее всего, в 1933-35 годах.
Этот театр возглавил Георгий Петрович Шнабель, прибывший на берег Охотского моря на одном пароходе с директором Дальстроя Эдуардом Берзиным в феврале 1932 года. Он же поставил и самый первый спектакль «Утопия». Не все имена дебютантов известны, однако магаданскому историку Александру Козлову удалось установить, что труппа театра УСВИТЛа (Управления Северо-Восточных исправительно-трудовых лагерей) насчитывала несколько десятков человек, в большинстве своем заключенных, в прошлом профессиональных артистов. Вот оценка театра УСВИТЛа, данная специальным корреспондентом газеты «Тихоокеанская звезда» А. Фетисовым в заметке, напечатанной в этой газете 28 июля 1934 года: «Мы здесь увидели театр, который по мастерству актеров, декорациям, костюмам, уютному, просторному фойе и убранству зрительного зала может сравниться с лучшими московскими и ленинградскими рабочими клубами».
Лучший на Колыме
Клуб УСВИТЛа был в то время самым лучшим клубом в Магадане. Он располагался на проспекте Карла Маркса, рядом со стадионом. Здесь были и фойе, и зрительный зал, и сцена с большим вертящимся кругом, позволяющим быстро, иногда на глазах у зрителей менять декорацию. Другой такой сцены в Магадане не было. На этой сцене и ставились спектакли.
Уже в 1936-м артисты театра совершили летнюю поездку по приискам Колымы. Тогда небольшой актерский коллектив назывался театром клуба УСВИТЛ. О работе театра в 1937-38 годах уже упоминается в газете «Советская Колыма», а также в государственном областном архиве. Объявления о спектаклях клуба давались всегда на последних страницах газеты. Например, «5 февраля 1938 года в клубе УСВИТЛа – спектакль «Очная ставка». 6 февраля - пьеса В. Ардова «Мелкие козыри». 3 марта – премьера «Платон Кречет» А. Корнейчука». И так далее.
А может, это был самодеятельный театр, а не профессиональный? Нет, многочисленные свидетельства говорят о том, что это был театр профессиональный. При клубе УСВИТЛа он только базировался. В конце марта 1938 года клуб был переведен в другое помещение, а в этом здании разместился клуб райкома союза золота и платины, театр же остался на своем прежнем месте, на своей прежней сцене. Однако, доблестные чекисты, давшие театру крышу над головой, считали своим долгом также непосредственно оценивать и направлять творческий процесс. Представители НКВД всегда сидели на сдаче спектакля, и могли запросто «зарубить» ту или иную постановку. В госархиве Магаданской области сохранилась докладная записка директора театра Г. Филипповича в управление комендатуры Нагаево-Магаданского района «ДС»(Дело № 3, л.д. 3-4): «Сегодня с 8 часов вечера в театре им. Горького состоится генеральная репетиция пьесы К. Тренева «Любовь Яровая»». Прошу Вашего представителя для политпросмотра. 5.XI.1938. 8.30 вечера 6. XI.1938 - премьера «Любовь Яровая».
Имени Максима Горького…
1938-й стал самым трудным в истории нашего театра. По всей стране прошли массовые репрессии, не могли они не коснуться и дирекции Дальстроя, самого Берзина, и театра в частности. Труппа оказалась небольшой, к лету она сократилась до одиннадцати человек, осталась без художественного руководителя Кацмана, так как его отстранили. К тому же, райком союза самоустранился от руководства театром и передал его в ведение… горкомхоза.
И все же, несмотря на трудности, коллектив поставил в том сезоне пять спектаклей: «Очная ставка» Тур и Шейнина, «Мелкие козыри» В. Ардова, «Банкир» А. Корнейчука, «Бешеные деньги» А. Островского и «Слуга двух хозяев» К. Гольдони, не считая «Платона Кречета» - спектакля, о котором газета писала, что он был не новой постановкой сезона , а возобновлением. Главенствовала тогда, конечно, только драма, оперетты еще не было и в помине… Яркими исполнителями были актеры И. В. Эллис, Н. А. Изаксон, Г. И. Алабин, Е. М. Негина, И. А. Глазунова, Н. Т. Горбунов, Н. П. Сысолятин, В. А. Сидоров, А. П. Шутова, М. Г. Удольская, Н. А. Гамильтон, Ю. Э. Розенштраух (Кольцов), Т. А. Шубин и другие.
В июне 1938 года, когда отмечалась вторая годовщина со дня смерти А. М. Горького, театру было присвоено его имя. Это несомненно воодушевило, окрылило коллектив и ко многому его обязало. Последний спектакль сезона «Слуга двух хозяев» был поставлен лучше предыдущих. Об этом писал рецензент В. Святухин в «Советской Колыме» от 1 августа 1938 года. С этим спектаклем, а также с пьесой «Бешеные деньги» и концертом Магаданский театр имени М. Горького (так он тогда назывался) выехал на гастроли в таежные поселки Оротукан, Ягодное, Хатыннах и на прииски Северного и Южного горных управлений. Главным режиссером и художественным руководителем театра в то время был 30-летний бывший заключенный Георгий Николаевич Кацман, отдавший нашему театру долгих десять лет. Впоследствии талантливый режиссер был награжден медалью «За трудовое отличие» (1945 г.) и знаком «Отличинку-Дальстроевцу» (1943 г.). Умер Георгий Кацман в Ленинграде.
Театральный репертуар
Сезоны 1933 – 1938 гг.
«Утопия». Режиссер Г. Шнабель.
«Как ее зовут» Либретто Н. Адуева, музыка О. Долгорукова. Режиссер Г. Кацман.
«Горе от ума» А. Грибоедова. Режиссер Г. Кацман.
«Таланты и поклонники» А. Островского. Режиссер Г. Шнабель.
«Платон Кречет» А. Корнейчука. Режиссер Г. Шнабель.
«Дальняя дорога» А. Арбузова. Режиссер Г. Шнабель.
«Коварство и любовь» Ф. Шиллера. Режиссер Г. Шнабель.
«Лес» А. Островского.
«Женитьба Бальзаминова» А. Островского
«Талант» А. Штейна.
«Чужой ребенок» В. Шкваркина.
«Цезарь и Клеопатра» У. Шекспира.
«Бронепоезд 14-69» В. Иванова.
У театра - постоянная прописка
Магадан активно рос и развивался, и 14 июля 1939 года законно получил статус города. Городу нужен был хороший театр, поэтому было решено построить его на перекрестке Школьного переулка и улицы Карла Маркса. 3 марта 1940 года начались подготовительные работы к сооружению нового театра, и спустя три месяца была закончена укладка фундамента. Все лето и осень возводили стены. Автором проекта стал архитектор Е. В. Симов. Летом 1941-го планировалось сдать здание в эксплуатацию, однако из-за проблем с отделкой новоселье было перенесено на 5 октября 1941 года.
28 октября 1940 года заместитель начальника Дальстроя старший лейтенант госбезопасности Г. А. Корсаков подписал приказ об организации Магаданского эстрадного театра малых форм (МЭТ) «для обслуживания работников Дальстроя в Магадане и на трассе». Но МЭТ просуществовал недолго – назрела необходимость в объединении с драмой. Поэтому приказом по Дальстрою от 3 сентября 1941 года труппа МЭТа слилась с труппой драматического театра, в результате которого и появился Магаданский музыкально-драматический театр имени М. Горького.
Театр в годы войны
Театральный сезон 1941/42 годов начался через 4 месяца после начала Великой Отечественной войны. Война отразилась прежде всего на репертуаре, основное место в котором заняли произведения разные по художественной ценности, но объединенные патриотическим содержанием - «Фельдмаршал Кутузов» В. Соловьева, «Ключи Берлина» М. Гусса и К. Финна, «Весна в Москве» В. Гусева, «Батальон идет» на Запад», Г. Мдивани и другие. Как писал в своей книге «Театр на северной земле» замечательный магаданский историк А. Г. Козлов, в Фонд обороны страны работники Дома культуры имени Горького, в том числе и вольнонаемные сотрудники театра, уже к концу ноября 1941 года сдали более одиннадцати тысяч рублей наличными деньгами и без малого семь тысяч - облигациями. Несколько человек оставили сцену и ушли на фронт добровольцами. Заключенные же только могли предельно выкладываться на репетициях. Директором театра в 1941-1944 годах был Федор Андреевич Яриков.
Во второй половине августа 1944-го впервые в своей истории Магаданский театр отправил на гастроли по Дальнему Востоку группу из девяти актеров. Они с успехом выступили в Хабаровске, Уссурийске, Спасске-Дальнем, Владивостоке.
В 1945 году ученик Вс. Мейерхольда Леонид Варпаховский, арестованный по доносу в 1937 году и привезенный на Колыму в 1940-м, поставил на нашей сцене театра оперу «Травиата», которая имела грандиозный успех как у публики, так и у лагерного начальства. С 1944-го по 1947 год он поставил 9 спектаклей. Впоследствии, талантливый режиссер уехал в Усть-Омчуг, где до отъезда на «материк» работал режиссером самодеятельного театрального коллектива.
Наталья АЛЕКСЕЕВА
Фото из архива ГАМО
Продолжение следует