Не юбилейные заметки, или «Нам - 75»


Вот и подошел наш Магаданский музыкальный и драматический театр к своему серьезному юбилею - 6 ноября ему исполнилось 75!

Но, похоже, ни его руководство, ни люди, призванные курировать сферу культуры в области, об этом не знают. Но кому, как ни нам, журналистам и историкам, восстанавливать историческую справедливость? Давайте обратимся к документам, дабы не прослыть Иванами, не помнящими родства своего.
Первый спектакль

По исследованиям историков Александра Козлова, Германа Волкова, журналиста и краеведа Тамары Смолиной наш театр родился еще раньше, вероятнее всего, в 1933-35 годах. Этот театр возглавил Георгий Петрович Шнабель, прибывший на берег Охотского моря на одном пароходе с директором Дальстроя Эдуардом Берзиным в феврале 1932 года. Он же поставил и самый первый спектакль «Утопия».

Не все имена дебютантов известны, однако историку Александру Козлову удалось установить, что труппа театра УСВИТЛа насчитывала несколько десятков человек, в большинстве своем заключенных, в прошлом профессиональных артистов.

Вот оценка театра УСВИТЛа, данная специальным корреспондентом газеты «Тихоокеанская звезда» А. Фетисовым в заметке, напечатанной в этой газете 28 июля 1934 года: «Мы здесь увидели театр, который по мастерству актеров, декорациям, костюмам, уютному, просторному фойе и убранству зрительного зала может сравниться с лучшими московскими и ленин-градскими рабочими клубами».

Лучший на Колыме

Клуб УСВИТЛа был в то время самым лучшим клубом в Магадане. Он располагался на проспекте Карла Маркса, рядом со стадионом. Здесь были и фойе, и зрительный зал, и сцена с большим вертящимся кругом, позволяющим быстро, иногда на глазах у зрителей менять декорацию. Другой такой сцены в Магадане не было. На этой сцене и ставились спектакли.

Уже в 1936-м артисты театра совершили летнюю поездку по приискам Колымы. Тогда небольшой актерский коллектив назывался театром клуба УСВИТЛ. О работе театра в 1937-38 годах уже упоминается в газете «Советская Колыма», а также в государственном областном архиве. Объявления о спектаклях клуба давались всегда на последних страницах газеты. Например, «5 февраля 1938 года в клубе УСВИТЛа - спектакль «Очная ставка». 6 февраля - пьеса В. Ардова «Мелкие козыри». 3 марта - премьера «Платон Кречет» А. Корнейчука». И так далее.

Многочисленные свидетельства говорят о том, что это был театр профессиональный. При клубе УСВИТЛа он только базировался. В конце марта 1938 года клуб был переведен в другое помещение, а в этом здании разместился клуб райкома союза золота и платины, театр же остался на своем прежнем месте, на своей прежней сцене.

Однако доблестные чекисты, давшие театру крышу над головой, считали своим долгом также непосредственно оценивать и направлять творческий процесс. Представители НКВД всегда сидели на сдаче спектакля и могли запросто «зарубить» ту или иную постановку.

Имени Максима Горького...

Но в том году театр переживал большие трудности. Труппа оказалась небольшой, к лету она сократилась до одиннадцати человек, осталась без художественного руководителя. К тому же райком союза самоустранился от руководства театром и передал его в ведение… горкомхоза.
И все же, несмотря на это, коллектив поставил в том сезоне пять спектаклей: «Очная ставка» Тур и Шейнина, «Мелкие козыри» В. Ардова, «Банкир» А. Корнейчука, «Бешеные деньги» А. Островского и «Слуга двух хозяев» К. Гольдони, не считая «Платона Кречета» - спектакля, о котором газета писала, что он был не новой постановкой сезона, а возобновлением.

Главенствовала тогда, конечно, только драма, оперетты еще не было и в помине… Яркими исполнителями были актеры И. В. Эллис, Н. А. Изаксон, Г. И. Алабин, Е. М. Негина, И. А. Глазунова, Н. Т. Горбунов, Н. П. Сысолятин, В. А. Сидоров, А. П. Шутова, М. Г. Удольская, Н. А. Гамильтон, Ю. Э. Розенштраух (Кольцов), Т. А. Шубин и другие.

В июне 1938 года, когда отмечалась вторая годовщина со дня смерти А. М. Горького, театру было присвоено его имя. Это, несомненно, воодушевило, окрылило коллектив и ко многому его обязало. Последний спектакль сезона «Слуга двух хозяев» был поставлен лучше предыдущих. Об этом писал рецензент В. Святухин в «Советской Колыме» от 1 августа 1938 года.

С этим спектаклем, а также с пьесой «Бешеные деньги» и концертом Магаданский театр имени М. Горького (так он тогда назывался) выехал на гастроли в таежные поселки Оротукан, Ягодное, Хатыннах и на прииски Северного и Южного горных управлений. Главным режиссером и художественным руководителем театра в то время был 30-летний бывший заключенный Георгий Николаевич Кацман, отдавший нашему театру долгих десять лет.
Впоследствии талантливый режиссер был награжден медалью «За трудовое отличие» (1945 г.) и знаком «Отличнику-дальстроевцу» (1943 г.). Умер Георгий Кацман в Ленинграде.

Историю на задворки?

Однако официальной датой рождения нашего театра принято считать 6 ноября 1938 года, когда состоялась премьера спектакля «Любовь Яровая» К. Тренева. С этой даты всегда и велся отсчет сезонов. И нынешний сезон 2013-2014 получается юбилейным, 75-м. Я тоже помню, что в сезоне 1998-99 отмечалось 60-летие театра. Но давайте же обратимся к непосредственному участнику некоторых юбилейных мероприятий, председателю Магаданского отделения Союза театральных деятелей России Алексею Яновскому, дабы восторжествовала историческая справедливость.

- Алексей Петрович, вы служите в нашем театре с 1977 года. Когда обычно отмечался его юбилей?

- Датой рождения театра принято считать 6 ноября 1938 года. И раньше всегда вывешивалась специальная афиша, на которой указывалось: «Открытие такого-то сезона». Сейчас с некоторых пор этого не стало. По каким причинам не стало - не понятно. Создается такое впечатление, что историю театра хотят нивелировать. Как будто раньше ни театра, ни спектаклей, да и вообще ничего не было.

А началось это беспамятство с того, что уничтожили театральный музей, который создавало не одно поколение театральных людей. И вдруг кто-то по какому-то стечению обстоятельств решил отмечать в 2011 году …70-летие театра. Это уникальный беспрецедентный случай!

Сейчас я, например, работаю над изданием книги бывшего главного режиссера Магаданского театра Владимира Яковлевича Левиновского, который прослужил здесь с 1965-го по 1975 год, которая так и называется «Десять театральных сезонов». Он прислал свою книгу воспоминаний специально именно к 75-летию нашего театра, которое должно отмечаться в ноябре 2013 года.

Просто не знаю, в какие стучаться двери, чтобы люди от культуры услышали - с историей театра сегодня творят все, что хотят. Захотели 70 лет отпраздновать - пожалуйста. Даже никто не проверил дату, поверили на слово. Сама история театра просто канула в лету.

Я сам участвовал, и есть видеозапись спектакля «Нам - 60!», это был сезон 1998-99. И есть масса документов, распоряжений, приказов, программок и прочего, что свидетельствует о том, что наш театр отсчитывает свои юбилеи именно с 1938 года! И вдруг, откуда ни возьмись - 70-летие. 70 лет театру должно было быть в 2008 году. Но в этом году оно не праздновалось.

Я не знаю, почему молчат корифеи театра? Та же Ольга Седлецкая, которая всегда говорила, что она ровесница театра, которой 11 сентября исполнилось 75. Я подчеркиваю, что этот сезон по всем правилам, датам и традициям, зафиксированным в истории театра, - юбилейный, 75-й.

- А вы помните, как обычно отмечал театр свои юбилеи?

- Это всегда был особый праздник как для артистов, так и для зрителей. Непременно готовили новую постановку, в которой участвовали и драма, и оперетта. К этим датам руководство старалось «выбить» долгожданные звания артистам, их награждали, затем они делали свои бенефисы. То есть заботились как о репутации артистов, так и о репутации самого театра.

От автора. 1 ноября в театре открыли новый сезон. Был показан спектакль «Поздняя любовь». И ни слова о 75-летии…

Наталья АЛЕКСЕЕВА

Автор:  Наталья АЛЕКСЕЕВА "Вести города М"









Колымские колонки