МАГАДАН. КОЛЫМА-ИНФОРМ. 3 марта 1940 г. началось строительство нового здания Магаданского музыкального и драматического театра им. М. Горького. Истоки нашего театра уходят в начало 1930-х г.г. Когда в феврале 1932 г. в Нагаевской бухте высадился первый директор Государственного треста «Дальстрой» Эдуард Берзин, вместе с ним на пароходе прибыл будущий первый директор и режиссер нашего театра Георгий Шнабель. Э. Берзин, как выпускник Берлинского художественного училища, прекрасно понимал важность не только организации труда на Колыме, строительства поселков, предприятий, фабрик, заводов, геологоразведки и обустройства добычи золота, но и культурного досуга и образовательных учреждений в Магадане и поселках территории. Поэтому Э. Берзин поддержал создание сначала любительского театра, который появился в 1933-35 г.г., а впоследствии вырос в профессиональный коллектив.
Первая публикация о спектакле «Утопия» появилась во владивостокской газете «Тихоокеанская звезда» уже в 1934 г. К 1938 г. драматический театр в Магадане стал профессиональным и получил имя М. Горького. Осенью 1940 г. в Магадане был создан МЭТ (Магаданский эстрадный театр малых форм), из которого впоследствии оформилась музыкальная труппа. До 1941 года драматический театр базировался в клубе УСВИТЛа на проспекте Сталина (ныне пр. К. Маркса) недалеко от стадиона. Осенью 1941 г. обе театральные труппы, драматическая и музыкальная были объединены в один музыкально-драматический театр им. М. Горького и получил постоянную прописку в здании, в котором пребывает по сей день.
Изначально в Доме культуры им. М. Горького, помимо театра, базировались радиокомитет, библиотека им. А.С. Пушкина, Магаданская областная филармония. Затем эти учреждения получили свои здания, а ДК им. М. Горького был преобразован исключительно в храм искусств. В 1943 г. фронтон Магаданского музыкально-драматического театра украсился скульптурной композицией работы скульптора Георгия Лаврова – человека уникальной судьбы. Родившийся в Сибири в семье иконописца, он окончил духовное училище и семинарию, одновременно с этим и художественную школу. Затем поступил в медицинский институт, но не стал ни священником, ни доктором, ни иконописцем, как его отец, а отправился воевать в красный партизанский отряд против колчаковских войск. После окончания гражданской войны Георгий Лавров переехал в Москву и работал вместе с В. Маяковским в Окнах сатиры РОСТА, где его заметил нарком просвещения А. Луначарский, который организовал стипендию и пятилетнее обучение для Г. Лаврова в Парижской академии искусств. Там подающий надежды русский скульптор учился у таких мэтров французского искусства, как А. Бурдель, А. Майоль, О. Роден. Работы Г. Лаврова в стиле Ар-деко высоко ценились на европейских выставках, аукционах.
По возращению в СССР он сменил технику и стал работать в жанре социалистического реализма. Г. Лавров попал в Магадан в 1939 г. в качестве заключенного, он проходил по делу членов Совнаркома Я. Рудзутака и А. Бубнова, репрессированных, как разоблаченных троцкистов. На открытом судебном процессе оба его высоких покровителя признали свою вину в антигосударственной деятельности и были приговорены в смертной казни. А Г. Лавров оказался на Колыме. Весной 1941 г. он стал работать на строящемся здании будущего театра. И после сдачи его в эксплуатацию получил заказ на изготовление четырех скульптур, нескольких бюстов и барельефа Ленина и Сталина в фойе театра. Имея всего лишь цемент, арматуру и проволоку в своем распоряжении, Г. Лавров создал к 1943 г. уникальные произведения искусства, украсившие здание Магаданского театра.
Нельзя забывать и о том, что осенью 1941 г. был самый тяжелый период Великой Отечественной войны, немцы рвались к Москве, и тем не менее, в Магадане не отложили и не заморозили сдачу здания нашего театра. Отдавая все силы и ресурсы на обеспечение победы в начале декабря 1941 г. под Москвой, когда Красная армия переломила ход войны и развеяла миф о непобедимости германского вермахта, в Магадане открылся Дом культуры им. М. Горького, где с тех и базируется музыкальный и драматический театр.
Игорь Дадашев,
руководитель литературно-драматургической частью МГМДТ