Шлифует ветер сопки и дома...


День рождения п. Палатка было решено праздновать впервые в 1991 году. Поссовет встал перед проблемой: точных данных о дате рождения населенного пункта не сохранилось.

Вышли из затруднения, договорившись считать началом поселка время постройки первого моста через реку Палатку - уцелевшие документы относили этот эпизод к июню 1932 года. Так и повелось. И вот Палатка шагнула в свое девятое десятилетие.
В начале 1937 года Э. Берзин подписал приказ, где говорилось: "Строительство автобаз в Палатке, Атке, Спорном и Берелехе является в настоящее время одним из важнейших строительств Дальстроя".
=

В Палатку планировалось перевести из Магадана автобазу № 1. В связи с этим предполагалось строительство капитальных гаражей, жилых домов для персонала, а также сопутствующей социальной инфраструктуры. Понятно, что завозить стройматериалы с "материка" было дорого, поэтому изначально ставка делалась на местные ресурсы: древесину лиственницы, камень, глину.

В мае 1937 года в Палатке был сдан в эксплуатацию кирпичный завод. По устным свидетельствам, он располагался примерно в районе нынешнего стадиона. Как писала газета "Советская Колыма", местный кирпич предназначался главным образом для строительства технических сооружений автобазы.

Позже из него построят двухэтажное здание школы. Оно и сейчас в хорошем состоянии, в его стенах находится Детская школа искусств. Местный кирпич был использован также при строительстве машинного зала и части плотины небольшой гидроэлектростанции, возведенной на реке Палатке.

Некоторые гаражи автобазы строили из дикого камня. Сооружения эти получились практически вечными, их и сейчас еще можно увидеть. Над одним таким гаражом позднее была сделана надстройка из блоков.
Жилые дома в тот период строились исключительно из дерева. В Палатке была открыта собственная лесопилка, которая обслуживалась, впрочем, как и кирпичный завод, заключенными.
В конце лета 1937 года газета "Советская Колыма" сообщала: "В поселке Палатка построены два дома. В них будут жить инженерно-технические работники Магаданской автобазы, которая осенью должна переехать на новое место. Выстроен также магазин, хорошо отделанный внутри".

Следует выделить три важных особенности первого этапа строительства, оказавших несомненное влияние на архитектурный облик п. Палатка.

Первая: генеральный план строительства 1937 года отводил главное место производственной зоне - собственно автобазе. Жилищный фонд и объекты социально-бытового значения считались второстепенными и формировались вокруг автобазы.

Поэтому мы имеем то, что имеем - автобаза находится в очень удобном месте, внутри современного поселка, выполняя роль своеобразного кремля. Хотя первоначально забор вокруг автобазы был несерьезным - деревянным, в дальнейшем сходство с кремлем усугубилось - после возведения глухой бетонной стены. Только в 2011 году, через два десятилетия от фактического распада предприятия, производственная зона стала уступать место новым постройкам непроизводственного назначения.

Вторая: изначальная ставка на сооружение большинства зданий из древесины, а также излишнее административное вмешательство, стахановские методы работы и штурмовщина привели к низкому качеству первых жилых и общественных построек. Как результат - почти ни одна из них не сохранилась до настоящего времени.
Проблемы с качеством послужили лишним поводом для принятия карательных мер к инженерно-техническим работникам, когда нарком внутренних дел Н. Ежов направил в Магадан "московскую бригаду", "разгромившую" в Дальстрое так называемую Колымскую подпольную антисоветскую правотроцкистскую террористическую организацию. На "замаскировавшихся троцкистов" списали все строительные недочеты. Просто изумительно читается информация в газете "Советская Колыма" от начала 1939 года: "Поселок Палатка - один из наиболее населенных пунктов трассы. Автобаза и стройучасток существуют немногим больше года. Но для Колымы это уже целый "исторический период". Рабочий поселок строился с большими потугами, враги народа не гнушались ничем, чтобы сорвать жилое строительство. И не случайно, что дома в поселке оказались без удобств, с перекошенными косяками дверей. В дымоходы печей вредители вставили деревянные балки - искусственным путем создавали благоприятные условия для возникновения пожаров. Сами же печи были сложены технически неправильно: дымили, давали мало тепла. Ныне последствия вражеской работы в жилищном строительстве в основном ликвидированы. Дома поселка капитально отремонтированы. Строят новые здания. На днях начал работать радиоузел. В школе, клубе и квартирах установлены громкоговорители, поселок радиофицирован... Сейчас в поселке имеется хороший клуб с паровым отоплением, школа, столовая, больница, парикмахерская. Палатка из неблагоустроенного трассового поселка превращается в культурный таежный центр".

Впрочем, даже если качество строительства отвечало бы всем стандартам, ежовские ребята наверняка нашли бы какой-нибудь другой повод для террора. Бригада в составе Кононовича, Каценеленбогена, Бронштейна и Винницкого, возглавляемая старшим майором госбезопасности Павловым, работала по-крупному. До сих пор идут дискуссии по поводу общего числа жертв павловского террора, его трудно определить с точностью. Согласно одному из документов в тот тяжелый для Дальстроя 1938 год на всей территории треста "тройками" было рассмотрено 3220 дел по первой категории (расстрел) и 4000 дел по второй (10 лет лишения свободы). Среди осужденных были и строители п. Палатка, и руководство автобазы № 1, и составители генерального плана по строительству. Собственно, весь генплан 1937 года был объявлен вредительским.

Хоть это и не имеет прямого отношения к рассматриваемому периоду, замечу, что административное рвение начальства и в послесталинскую эпоху продолжало оказывать непосредственное влияние на архитектуру поселка.
Характерная легенда связана с двухэтажным домом по ул. Ленина, 56б. Как рассказывал мне осведомленный человек, пожелавший остаться неизвестным, этот дом, строившийся в 1960-е, предназначался для партийного и советского руководства, а поэтому проект его был составлен с размахом. Каждая из четырех квартир задумывалась просторной, уютной и, что совсем уж экзотично, двухуровневой. Но проект попался на глаза начальнику высокого ранга, который с криком "Коммунистам не к лицу такие хоромы!" урезал "осетра" в полтора раза. Как результат - двухуровневые квартиры сохранились, но вот лестницы, ведущие с этажа на этаж, стали очень узенькими и крутыми…

Третья особенность, оказавшая влияние на архитектурный облик поселка: самострой в частном секторе. В конце 1930-х вольному населению не возбранялось возводить жилые дома по своему усмотрению, если, конечно же, оно могло отыскать на это время и средства.

По моим данным, первые одноэтажные жилые дома, построенные частным способом, в Палатке появились в 1938 году. Наиболее старый сохранившийся участок персональной застройки - район ул. Набережной - Кольцевой. Это подтверждается интересной "археологической" находкой: уже в наши дни предприниматель О. Дворниченко, купив на ул. Набережной старый дом и затеяв его перестройку, обнаружил под слоем штукатурки хорошо сохранившиеся газеты "Советская Колыма" за 1938 год.

В последующие десятилетия "шанхаи" заметно разрослись, да настолько, что одна из старожилов в беседе со мной припомнила старое неофициальное прозвище Палатки - "поселок заборов". Фотоснимок 1955 года свидетельствует, что частный сектор подходил вплотную к административным зданиям. Огороды были в самом центре населенного пункта. Но произошло это не сразу, пик частного домостроения пришелся на 50 - 60-е.

Еще в 1948 году одноэтажных индивидуальных или на два хозяина домов было сравнительно мало. Вот что вспоминал об этом времени один из старожилов поселка геолог А. Малый: "Основная масса вольного населения поселка, именовавшая себя не то в шутку, не то всерьез временно расконвоированными, жила во вместительных бараках транзитного типа (до 60 человек в каждом). Меньшая часть людей проживала в частных домах, слепленных кое-как, на скорую руку".

Приведу цитату из книги Б. Терехова "Запах колымского стланика". Автор этой книги - сын полярника И. Терехова, в начале 50-х возглавлявшего метеостанцию в Палатке.
"Спуск с сопки - и прямая дорога в школу. Эта дорога делила поселок на две неравные части. Слева от дороги - частный сектор из одноэтажных небольших домов, в основном без подсобки и огородов. Исключение составляли семьи немецких переселенцев. У них были большие добротные дома с огородами, теплицами".

Главное управление гидрометеослужбы Дальстроя, возведя в 1940 году здание метеостанции, предусмотрело жилые помещения и для ее начальника. Тот же Б. Терехов вспоминал: "Окончательно вся наша семья собралась на метеостанции в середине августа 1951 года. Метеостанция находилась на сопке прямо при въезде в поселок. Дом был добротный, высокие потолки, завалинка. Внутри две комнаты занимала наша семья, а в самой большой работали наблюдатели метеостанции. Телефон связывал метеостанцию с Магаданом. Две печки хорошо обогревали дом.

Отец сразу принялся за строительство. В середине сентября 1951 года была "пробульдозерена" дорога на метеостанцию. Она начиналась у подножья сопки, пологим подъемом в сторону клуба поднималась до середины сопки, - поворот на 90 градусов и - к метеостанции. Где-то в октябре на метеостанцию из Аркагалы завезли уголек. Видимо, помнили отца. Летом 1952 года было построено второе жилое помещение напротив первого, а уже осенью там поселилась приехавшая с "материка" семья Юртаевых: муж, жена, маленький ребенок".

Дорога на сопку, упомянутая в процитированном отрывке, существует и сейчас. Самого первого здания уже нет, на сопке - постройки более позднего периода, но традиция "жить на станции" у метеорологов сохранилась поныне.

Павел ЗАСУХИН.

Автор:  Павел ЗАСУХИН. "Магаданская правда"









Колымские колонки