На фотографиях из горячих точек особая печать. Глядя на них, понимаешь, что запечатленный человек каждую секунду рисковал погибнуть от пули или гранаты.
Такова истинная цена мгновений из этих точек… Есть такие фотографии и в архиве магаданского врача Алексея Жукова, который в составе ОМОНа и СОБРа шесть раз побывал в командировках на Северном Кавказе. Это не только выхваченные мгновения из суровых будней, но и портреты, натюрморты из подручного материала.
Приехав в Магадан в 1994 году после окончания Хабаровского медицинского института, Алексей начал работать в областной больнице. Это было тяжелое, кризисное для всей страны время, когда месяцам не выдавали зарплату. Устав от безденежья, молодой врач по совету знакомого отправился в ОМОН, рассчитывая на стабильную зарплату, льготы и военную пенсию. Когда Алексей поговорил с командиром, тот ему ответил, что врач действительно нужен, но работа будет связана с постоянными командировками на Северный Кавказ.
- Две недели у меня ушло на то, чтобы принять такое решение, - вспоминает он. - И я решил рискнуть. В составе магаданского ОМОНа в феврале 2000 года прибыл в Грозный на смену ребятам из Сергиева Посада. Те возвращались домой с большими потерями - из 100 человек осталось всего 46… Вот нас на их место и поставили. Не скрою, поначалу было тяжело, но потом втянулся. Незаметно полетели одна командировка за другой. Шестая, крайняя по счету, прошла в 2008 году на границе Чечни и Дагестана.
Слушая воспоминания Алексея, я представил полевой госпиталь, где под мерцающими лампами он оперирует бойцов, получивших ранения во время стычек с бандформированиями.
- Это большое заблуждение, которое многие поддерживают по незнанию, - разъяснил мне Алексей. - Операция на поле боя - такого нет и в принципе быть не должно. Еще в ХIХ веке великий русский доктор Николай Пирогов разработал систему поэтапного оказания медицинской помощи, которая по сей день используется во всем мире. Военно-полевая медицина, о которой идет речь, делится, в свою очередь, на военно-полевую хирургию, военно-полевую терапию и все остальное. В мои функции входила первая врачебная помощь при ранении или заболевании. После этого больного или пострадавшего я должен был отправить в госпиталь.
…Еще работая врачом в Магадане, Алексей мечтал о хорошем фотоаппарате. Качество "мыльницы", которой можно с относительной резкостью снимать на расстоянии от метра до трех, его уже не устраивало. Когда появились цифровые технологии, приобрел фотоаппарат "Сanon D-350" с "китовым" объективом, который лишь отчасти позволял осуществить творческие задумки. Со временем, когда набрался опыта и проштудировал специальную литературу, у него появилась профессиональная полнокадровая "пятерка" - "Canon D-5", которая открыла для него дверь в мир фотографии. С ней-то он и поехал в свою первую командировку в горячую точку.
- Тот, кто отправляется в подобные командировки, вещей берет по минимуму, - вспоминает Алексей. - Мол, если убьют, то не будет жалко пропавшего добра. Вы удивляетесь? А там это в порядке вещей, и довольно быстро ко всему этому привыкаешь… Тем не менее я взял с собой дорогую камеру и не пожалел об этом.
- Как к этому относились твои коллеги, местные жители? - спросил я Алексея.
- Ребята относились хорошо, с пониманием. Я потом дарил им на память фотографии, за что они были мне благодарны. Они знали, что я не приезжий журналист, который во все лезет и при этом ничего не понимает. Если говорить о местном населении, то оно было всегда категорически против съемок. Приходилось идти на хитрость - фотографировал из машины, приоткрыв стекло. Съемками занимался только лишь тогда, когда появлялась свободная минута.
- Тебя, как врача, тоже задействовали для выполнения спецопераций?
- В полиции свое отношение к подобным вещам. Там нет женщин, врачей, там есть только сотрудники. Я не сидел, не ждал, пока ко мне в медсанчасть приведут раненого. Как и все, наравне с остальными участвовал в реальных спецоперациях.
Разглядывая снимки Алексея, я обратил внимание на портрет омоновца. Обветренное лицо, на груди тельняшка. В глазах читалось: "Я смертельно устал, хочу домой, но свой долг выполню до конца".
- Сделал этот портрет совершенно случайно, - вспоминает Алексей. - Это произошло в тот момент, когда мы стояли в Хасавьюрте около мобильного отряда. Пока командиры решали, куда нам дальше двигаться, возникла пауза. Я в этот момент находился на "Урале", как тут подошел его водитель, парень из Норильска, и пристально посмотрел в мою сторону. Я интуитивно нажал на кнопку фотоаппарата…
Следующий кадр, который мне показал Алексей, можно смело отправить на международный конкурс, посвященный теме горячих точек нашей планеты. На его первом плане силуэты сотрудников спецподразделений, а на заднем - присевший на корточки старик, прижавший к себе маленькую девочку. Она пока не понимает, что происходит, и беззаботно кушает шоколад… А вот в глазах старика видно беспокойство от происходящего. Такой снимок наверняка занял бы достойное место и на фотовыставке, которая недавно прошла в "Металлисте". Но Алексей представил там портрет своего отца, который, к слову, был признан одним из лучших.
Будучи в душе фотохудожником, Алексей любит и натюрморт, который согласно этому классическому жанру должен состоять из нескольких предметов. Для одной из своих работ он использовал патроны и местную тыкву, вырезав в ней отверстия в виде глаз, носа и рта. В результате получилась жизнерадостная, смеющаяся физиономия, у которой вместо шевелюры настоящие боевые патроны.
Для "написания" следующего натюрморта потребовались дерево и ручные гранаты. Получилось развесистое "гранатовое" дерево... Трогает за душу и снимок омоновца с котенком. Надо видеть, с какой нежностью он гладит своего пушистого питомца, который с нетерпением ждет возвращения хозяина из каждой спецоперации.
- Вернувшись из очередной командировки, долго не можешь вписаться в прежнюю жизнь, - откровенно сказал Алексей. - Все куда-то спешат, торопятся. Им невдомек, что где-то гремят выстрелы, погибают люди… Помню, после очередного возвращения домой ко мне подошли молодые ребята, которые готовились к краевым соревнования по пейнт-болу. Мол, ты - спец, давай командами рубанемся, кто-кого? Я пояснил им, что из этого вряд ли что получится, потому что боевые действия и игра - совершенно разные вещи. Там цена выстрела не шарик стоимостью в рубль, а жизнь. Что на войне никто не будет "мясом" для определения боевых точек, как это делается в игре. Там ты тысячу раз подумаешь, прежде чем выстрелить, побежать куда-нибудь. В лучшем случае тебе вгонят в позвоночник пулю, и ты на всю жизнь останешься инвалидом, ну а в худшем... Выслушав меня, парни закивали головами: "Да, это, конечно, разные вещи...".
В творчестве Алексея видна четкая линия - до горячих точек и после. Сегодня для его снимков больше характерны лирика, любовь к природе. Изменилось отношение не только к творчеству, но и к риску, который постоянно его сопровождал в горячих точках.
- Я мало знаю людей из спецподразделений, которые бы не задумываясь отправились на аттракцион "Американские горки", - пояснил он мне. - Зачем лишний раз, да еще за свои деньги, рисковать жизнью, испытывать судьбу? Кардинально изменилось мое отношение к альпинизму, которым я занимался в молодые годы. В общем, пройдя серьезную школу выживания, считаю, что не стоит бессмысленно рисковать. Жизнь, здоровье бесценны. Я не понимаю людей, которые, пытаясь что-то кому-то доказать, лезут в горы. Природе ты ничего не докажешь. Ей все равно. Она на тебя лавину спустила, перемолола и все…
Если выдается хорошая погода, Алексей со своей семьей выезжает за город и обязательно берет с собой фотоаппарат, чтобы не пропустить захватывающий кадр захода солнца на море, бесконечный горизонт, вынырнувшую вдруг из воды нерпу. Он знает цену каждому мгновению, мгновению из точек…
Виталий ХОЛОИМОВ