Переливчатая синь


Озеро Джека Лондона, пик Абориген, озеро Танцующих Хариусов на слуху не только жителей Магаданской области.

С этими названиями ассоциируется удивительный, редкостной красоты горно-озерный край, расположенный в самом центре Верхнеколымского нагорья. Он привлекает любителей природы, художников, обычных жителей Магаданской области изысканностью пейзажей, возможностью отдохнуть, порыбачить, совершить спортивные восхождения. Здесь на сравнительно небольшой площади неприхотливо сочетаются элементы суровой альпики, лесистого низкогорья, зеркального великолепия озер. Край овеян легендами и романтикой открытий первых геологов.

В край мечты

Становой основой является хребет Большой Аннгачак с отметками до 2300 м, изрезанный глубокими ущельями. По ним текут чистые звонкие ручьи. Начинаются они в озерных цирках с отвесными стенами. Образуют шумные водопады, а в ступенчатых долинах наполняют небесного цвета чаши. Наконец, ручьи достигают самой большой из них - озера Джека Лондона.

Прародителями озера, как и предельно изрезанного рельефа хребта, явились оледенения, которым в древности подвергались наиболее возвышенные участки нагорья. Рождаясь в высоких цирках, ледовые языки спускались по троговым долинам к подножию хребта. За тысячелетия четыре самостоятельных ледника разрослись до такой степени, что объединились в один огромный, вытянутый вдоль хребта. Он занял чашу современного озера Джека Лондона и большие площади вокруг нее. Когда массы наступающего льда переполнили ее, избытки стали изливаться двумя путями - по реке Кюель-Сиен и напрямую в Колыму. Можно представить, как голубоватые щупальца обвивали изумительной красоты вершины с гладкими отвесными стенами, сливались, чтобы снова разбежаться в разные стороны.

Наступившее глобальное потепление на Земле преобразило край. Белые монстры таяли, сокращались, оставляя после себя выпаханные участки долин, а на месте совместного "проживания" - глубокую котловину. Со временем ледники исчезали, талые воды заполняли все понижения, появилась растительность, и край приобрел современный облик.

От Колымской трассы к озеру ведет живописная дорога. Ворота в горный край - древнее моренное плато, на котором, как осколки зеркала, разбросаны водоемы. Урочище Верхних Озер - так нарекли его первые геологи. Вот первое с островком и домиком на берегу. Невдалеке столпилась группа Кудиновских озер, за ними Больничные. Загадочно мерцающие, они влекут к себе, но все взоры обращены вперед: вот-вот... С последнего подъема разворачивается грандиозное полотно. Столпившиеся мрачные пики Большого Аннгачака поражают первозданностью. Но богатство интерьера гор - таинственные цирки, водопадные ручьи, скальные зубья - скрыто от обозрения боковыми отрогами. Плато Верхних Озер остается позади, дорога спускается в котловину.

И наконец долгожданное чудо - под цепью белоснежных кучевых облаков расплескалась в зеленом бархате берегов густая переливчатая синь. Задержитесь и полюбуйтесь, потому что с каждым вашим шагом картина будет меняться. В гигантском зеркале отражается многоцветье лесистых берегов и далеких вершин. Нежный колорит безмятежного утра, едва ощутимая дневная поволока, вечернее буйство карнавальных красок заката, таинственные размытые очертания берегов и каменных громад в белые ночи - все теперь будет запечатлено в достигнутом вами озере.
Озеро Джека Лондона лежит на высоте 803 м, вытянуто почти на 10 км, глубины его доходят до 60 м. Изрезанные берега его невысокие, чаще покрыты лиственничным лесом и зарослями кедрового стланика. Несколько островов выступают над гладью озера. На одном из них находится метеостанция. Бывает, и в июле на нем еще плавают льдины. Летом вода прогревается до 12 оС. Замерзает в середине октября. Озеро питают живительные силы ручьев Неведомый, Студеный и речки Пурга.

Озерное ожерелье

Озеро Джека Лондона - образ собирательный. Поражает не только неповторимая красота, но и редкое единение окружающих природных объектов с их благозвучными романтическими названиями. Не менее известно озеро Танцующих Хариусов. Трехкилометровое, узкое, с проточной холодной водой, оно является настоящим садком для "летучих голландцев".

К северу высоко в горах прячутся от взгляда три волшебных зеркальца. Смотрятся в них стройные лиственницы и разлапистый кедровый стланик, моховые террасы и каменистые осыпи. Крутые склоны сбегают к их водам. Наиболее значительное из них именуется озером Серая Чайка. Самое высокое - Анемон. А прекрасное ярко-голубое озеро Мечта действительно остается предметом стремлений каждого, кто его увидит.
Над тремя озерами возвышается гора Юнтур, названная школьниками во времена, когда здесь работал военно-спортивный лагерь Ягоднинской ДЮСШ.
Озеро Джека Лондона сбрасывает свои воды через озеро Танцующих Хариусов в речку Кюель-Сиен, прямо отвечающую своему названию - озерная протока. Она бурная, порожистая. У ее истока сохранился памятник молодому дальстроевскому геологу. В день своего рождения сидел он на берегу, любуясь водопадами. Оглянулся и, увидев рядом стоящего на задних лапах медведя, упал замертво.

Необычное зрелище с птичьего полета открывается на южных и восточных берегах озера Джека Лондона. Среди поросших лесом холмов приютились миниатюрные бессточные озера. Они имеют самую различную форму - многоугольную, идеально круглую, замысловатую. Когда-то здесь продвигалась к Колыме толща могучего ледника. После его таяния остались возвышенности и заполненные водой провалы. Созвездие мерцающих водоемов у местных жителей зовется Стоозеркой, и невозможно глазом охватить разбросанные водоемы.

Пути к вершинам

Ручей Неведомый - самый популярный маршрут, настоящая сказка горно-озерного края. Его долина ведет к сердцу хребта. Путь идет, как и полагается в былине, от большого камня в устье ручья. Вся долина состоит из ступеней, на каждой из которых находится по озерцу. Наиболее крупные - Соседнее и Третье - лежат в низовьях. Для рыбаков здесь раздолье. Какое чудо ожидает их перед восходом солнца! В светлеющем небе розовеют облачка, на вершинах появляются сиреневые мазки, вода, деревья, трава, кажется, весь воздух насыщаются цветом пробуждающегося дня.
Густолесье в долине уступает место кустарниковым зарослям и травянистым полянам. Среди темной зелени вдруг ослепит белоснежное поле наледи, и ты долго недоумеваешь, отчего такие контрасты в природе.

А взгляд уже прикован к виднеющейся стене из громадных столбов. Пила для альпинистов - набор сложнейших маршрутов. Дикая стена из отвесных башен поражает воображение. Она замыкает верховья Неведомого, видна издалека и является его визитной карточкой.

Наиболее приемлемый путь к Аборигену (2286 м) по притоку Левого Неведомого. Крутой снежник выше переходит в узкий кулуар (на льду необходима страховка). Он выводит на осыпной склон вершины - и горно-озерный край у ваших ног. Голубеют водоемы плато, Стоозерки. Громоздятся остроконечные пики, к ним тянутся скалистые гребни. Сверкают на солнце не успевающие стаять за лето снежники. Бархатом кажутся лесные массивы. И все это богатство гор объединяет раскинувшееся у их подножий озеро Джека Лондона.

В истоках Левого Неведомого громоздится пик Фестивальный. У его стен лежит крайнее в цепочке восьмое озеро Баранье. Первое восхождение на пик совершено в 1972 г. в дни проходившего в Москве Фестиваля молодежи.

За гладью больших и малых проточных озер возникают гряда зубчатых гор и два устрашающих клыка перед ней. Верхний на глазах превращается в гигантский столб высотой в полкилометра. Отвесы гладких стен наверху сходятся, превращаясь в острие. Совершенство невиданного кристалла ошеломляет. Пик Челленджер, названный сусуманскими скалолазами в память о погибших астронавтах, - фантастическая скала, словно выросшая из земли.
Напротив пика красуется гора Двуглавая. За ней, уже в главном гребне, высятся неприступные крепости, картинные пики Стремления и Сумрачный. Кажется, именно здесь, в цирках Сибиктеляха, живет гордый дух, властелин бессчетных сокровищ горно-озерного края.

У истоков топонимики

Первое упоминание об этих горах находим у С. В. Обручева, спускавшегося в 1929 г. по Колыме на байдарке. Великий путешественник писал, что это одна из самых красивых горных цепей, виденных им. Через два года Д. В. Вознесенский, открывая золотоносный Тенькинский район, впервые из исследователей поднялся на южные отроги Большого Аннгачака, сделал их описание и отметил ледниковую обработку гор.
Непосредственно в районе горно-озерного края в 1932 г. работала партия П. И. Скорнякова, участника Второй Колымской экспедиции Ю. А. Билибина. Тогда и были даны почти все эти с оттенком романтики названия озер, ручьев, вершин. Геологи, зимовавшие на Колыме при жестоких морозах, в наскоро срубленных избах, оторванные от всего мира, не раз сравнивали себя с мужественными героями произведений Джека Лондона. Так, по желанию первых исследователей закрепилось имя писателя-романтика на другом Клондайке - золотой Колыме. До полусотни названий Скорнякова присутствуют на современных топографических картах.

Наследие первых геологов приумножил писатель, альпинист, путешественник П. З. Демант. Оказавшись после заключения на поселении в п. Ягодное, он предпринимает попытки проникнуть в горы. В 1957 г. совершает первое восхождение на пик Абориген. С группой ягоднинских жителей Г. Чистяковым, Н. Пармихиным, И. Дрилем он поднимается по самому сложному маршруту - северной стене. Восходители, обутые в армейские сапоги и телогрейки, использовали для страховки пеньковую веревку, выкованные из кайл ледорубы. Невероятное стремление четверки удальцов, вытерпевших августовский снегопад, пургу, дождь, увенчалось успехом. Альпинист из колымских лагерей впоследствии нашел более доступные пути на вершину. Перевал, ведущий к Аборигену, магаданцы назвали его именем.

Последующими геофизическими измерениями было определено, что Абориген - вторая вершина хребта. Первой же стала другая, расположенная к северу от нее, в верховьях ручья Снежного, высотой 2292 м. Путешественниками Р. и Л. Седовыми в 2000 г. на нее было совершено восхождение и предложено назвать пиком Билибина в честь выдающегося исследователя и ученого Юрия Александровича Билибина. Теперь главная вершина озерного хребта и всего Верхнеколымского нагорья, в котором геолог теоретически обосновал и наметил ставший впоследствии реальным золотой пояс, носит его имя.
Чарующая красота озера Джека Лондона пленяет каждого побывавшего на его берегах. Немало художников посвятило свои красочные полотна жемчужине колымской природы, так что среди них зритель непременно найдет свое озеро Джека Лондона. Альбомы мастеров не просто радуют - зовут немедленно отправиться в этот необыкновенный край.

Рудольф СЕДОВ

Автор:  Рудольф СЕДОВ "Магаданская правда"









Колымские колонки