В условиях огромных пространств Северо-Востока, слабого развития наземных и водных путей сообщения и рассредоточенности населения воздушному транспорту принадлежит особая роль.
В основном по воздуху перевозились пассажиры, почта и срочные грузы. Кроме того, авиация использовалась для обслуживания сельского и лесного хозяйства, рыбопромыслового флота, ледовых разведок, оказания медицинской помощи населению и выполнения других заданий.
МОСКВА СТАЛА БЛИЖЕ
Наш регион был связан с другими районами СССР магистральными авиалиниями: Магадан - Москва, Магадан - Хабаровск, Анадырь - Москва, Певек - Москва и другими. Местные воздушные линии обеспечивали главным образом связь Магадана с районными и промышленными центрами Северо-Востока. Несколько воздушных трасс соединяли центр Чукотского национального округа Анадырь с Эгвекинотом, Билибино, Мысом Шмидта и другими райцентрами.
Среди аэропортов размерами пассажиропотока выделялись Магадан, Анадырь, Певек, Берелех, Сеймчан, Синегорье, Омсукчан, Эвенск.
25 мая 1958 года для организации прямого воздушного сообщения между Магаданом и западными районами страны специальной комиссией был выбран участок площадью 12,2 кв. км в районе 56-го км Колымской трассы. Здесь предполагалось построить аэропорт, который обеспечивал бы полеты самолетов типа Ил-18, Ан-10, Ан-12 и других судов. А Магаданский совнархоз своим распоряжением от 6 ноября 1958 года организовал для этого строительное управление № 4. Проект нового аэродрома был разработан хабаровскими специалистами.
1 января 1960 года для выполнения большого объема строительных работ на взлетно-посадочной полосе, рулежных дорожках и местах стоянок самолетов в составе стройуправления № 4 был организован участок промышленных предприятий, объединивший производство бетона, мелких стеновых блоков, железобетонных изделий. В августе 1961 года бетонорастворный узел вышел на проектную мощность, что позволило форсировать все работы.
10 сентября 1963 года сдана в эксплуатацию 1-я очередь взлетно-посадочной полосы длиной 1680 м. Это позволило авиаторам осуществлять грузоперевозки и обслуживать самолеты Ил-18, Ан-10, Ан-12. А 15 февраля 1966 года на базе магаданской отдельной авиагруппы образованы Магаданское управление гражданской авиации и Магаданский объединенный авиаотряд.
В середине 1960-х строительство аэропорта «Магадан 56-й км» завершено в полном объеме. Однако здание аэровокзала было сдано в эксплуатацию только в марте 1974 года. С приходом в «Аэрофлот» современных магистральных самолетов Ил-62 и Ту-154 назрела необходимость в реконструкции взлетно-посадочной полосы и зданий соответствующих наземных служб. Возведение взлетно-посадочной полосы было объявлено областной ударной комсомольской стройкой и завершено досрочно без прекращения полетов рейсовых самолетов. 13 декабря 1980 года осуществлен прием технического рейса Ил-62М. А с 21 октября 1981 года на самолетах Ту-154 начали выполняться пассажирские рейсы из Магадана в Новосибирск.
Январь 1985 года - начало регулярных рейсов лайнера Ту-154М в Певек. Спустя год другой тяжелый самолет Ил-76 стал летать по маршруту Магадан - Мыс Шмидта. В это время магаданские летчики освоили воздушные трассы, соединяющие Магадан с Ташкентом, Минводами, Алма-Атой.
ПОЛЕТЫ ЧЕРЕЗ БЕРИНГОВ ПРОЛИВ
В феврале 1989 года с помощью магаданских авиаторов был открыт воздушный мост через Берингов пролив, когда пассажирский самолет Ту-154 Магаданского управления гражданской авиации впервые за послевоенные годы пересек с этой стороны воздушную границу между СССР и США. Тот уже исторический рейс выполнил экипаж, специально прибывший для этого из Москвы. Два года спустя полеты через Берингов пролив стали обычным явлением. Их выполняли магаданские экипажи, прошедшие специальную трехмесячную подготовку и получившие право работать на международных линиях. Магаданские летчики летали в Анкоридж, Сиэтл, Сан-Франциско и Лос-Анджелес. В начале 1991 года на аэродроме «Магадан 56-й км» базировались воздушные суда, находящиеся в ведении МОАО-1: Ан-24 - 11, Ан-12 - 16, ИЛ-76 - 7, Ту-154 - 14.
Таким образом, история развития аэропорта Магадан 56-й км является яркой страницей истории отечественной гражданской авиации.
Статус международного аэропорта предприятие «Магадан 56-й км» приобрело 2 июня 1991 года. А 26 июля решением № 1963 Магаданского горисполкома было зарегистрировано государственное предприятие «Аэропорт Магадан». В это же время Магаданский объединенный авиаотряд был реорганизован с образованием отдельных государственных предприятий, а в 1994-м путем слияния нескольких создано ФГУП РФ «Магаданские авиалинии» («Мавиал»).
Авиакомпания «Мавиал» была одной из самых крупных в России, располагала самолетным парком из девяти Ту-154 и одного Ил-62. Ежегодно обеспечивала до 65 процентов всех пассажирских перевозок области.
Осенью 1993 года путем выделения служб движения и баз эксплуатации радиотехнического оборудования и связи (ЭРТОС) из объединенных отрядов Управления гражданской авиации создано государственное региональное предприятие «Магаданаэроконтроль». В 2000-м оно реорганизовано в государственное унитарное дочернее предприятие «Аэронавигация Северо-Востока», а в 2004-м в соответствии с законодательством - в филиал «Аэронавигация Северо-Востока» федерального государственного унитарного предприятия «Госкорпорация по ОрВД».
В конце ХХ века воздушные перевозки на Северо-Востоке осуществляются несколькими авиакомпаниями Москвы, Хабаровска, Владивостока и другими. Экономический кризис в начале ХХI века привел к снижению объема грузоперевозок воздушным транспортом в регионе и разорил некоторые авиапредприятия. Так, в 2007-м авиакомпания «Мавиал» прекратила свою производственную деятельность.
ЖИЗНЬ ПОСЛЕ «Мавиала»
Аэропорт Магадан является единственным и безальтернативным объектом транспортной инфраструктуры территории, с помощью которого осуществляются регулярные дальние магистральные авиарейсы в ЦРС и местные перевозки пассажиров в населенные пункты Магаданской области воздушными судами ГА. Регулярные авиарейсы по всем направлениям осуществляются несколькими авиакомпаниями (ОАО «Авиакомпания «Трансаэро», ОАО «Авиакомпания «Якутия» и другими).
В 2011 году аэропортом Магадан обслужено 3018 самолетовылетов, принято 140,3 тыс. пассажиров, отправлено 144,1 тыс. В 2012-м перевезено 8443 т почты и груза. Увеличение наблюдается в перевозке продуктов питания, особенно скоропортящихся. В связи с возведением в регионе крупных горнопромышленных предприятий по добыче полезных ископаемых, строительством Усть-Cреднеканской ГЭС в аэропорт Магадан идет доставка специальных грузов, техники, комплектующих. Так, под новый 2012 год самолет Ан-124 «Руслан» доставил заказным рейсом в область буровую установку и оборудование общим весом свыше 100 т.
3 декабря 2012 года в соответствии с постановлением правительства ФГУП «Аэропорт Магадан» преобразован в открытое акционерное общество. «Говорить об инвестициях рано, - сообщает генеральный директор С. Замараев. - К тому же согласно законодательству первый год акции остаются в собственности у государства и будут реализованы лишь к концу текущего года. Трудно сказать, как пройдут торги. По самым скромным оценкам, только на реконструкцию аэровокзального комплекса и объектов аэропорта может потребоваться порядка 2,5 млрд. рублей».
С 1996 года объем инвестиций в реконструкцию взлетно-посадочной полосы аэропорта Магадан составил 1358 млн. рублей. Аэропорт Магадан имеет допуск к приему более 50 типов воздушных судов и по результатам работ по реконструкции допущен к приему современных комфортабельных и экономичных авиалайнеров. В рамках федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)» будет продолжена реконструкция воздушной гавани Магадана с объемом финансирования из федерального бюджета в сумме 4954,9 млн. рублей.
Модернизация аэродромной структуры позволяет принимать все больше типов воздушных судов. Так, в 2010 году аэропорт получил допуск к SSJ-100 и Ил-96-400Т, в 2011-м - к Ан-148, в 2012-м - к грузовому авиалайнеру «Боинг-747-200».
НА НАС СМОТРЯТ ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА, АЗИЯ И АМЕРИКА
Таким образом, перспектива и миссия аэропорта Магадан состоят в том, чтобы стать транзитным и запасным аэропортом на кросс-полярных воздушных трассах, обеспечивающих качественное обслуживание потока самолетов между Западной Европой, Азией и Америкой, и развивать экономический потенциал территории.
Однако в 2012 году средства на реконструкцию аэродромного комплекса не выделялись. Не были обновлены стоянки № 17-19. Подрядчик завершил работы по реконструкции 400 м искусственного покрытия полосы. При этом не обошлось без определенных сложностей. Так, часть перрона, что переустраивалась в первую очередь, в настоящее время имеет серьезные просадки. Из-за образовавшегося дефекта аэропорт не может получить допуск по таким типам воздушных судов, как «Боинг-777» и «Аэробус-330».
Положительным моментом и важным резервом в развитии региональной авиации является реализация правительственной программы субсидирования льготных тарифов на авиаперевозки жителей дальневосточных и северных территорий. Кроме этого, администрация Магаданской области начала выделять средства на пассажирские перевозки для льготных категорий граждан на внутренних региональных линиях, что также стимулирует увеличение подвижности населения.
Для организации социально значимых местных авиаперевозок используются аэропорты Северо-Эвенск, Омсукчан, Сеймчан; посадочные площадки Магадан 13-й км, Ямск, Тахтоямск, Тополовка, Верхний Парень. На этих линиях работают воздушные суда малой авиации типа Ан-24РВ, Ан-26Б-100, Ан-28. В 2010 году количество пассажирских авиарейсов на местных воздушных линиях выросло и составило 184, перевезено 6612 пассажиров (отправка/прибытие). В 2012-м действовали заново построенные посадочные площадки в Сусумане и Ягодном, продолжается выполнение авиарейсов в Сеймчан, Омсукчан, Эвенск.
Для сохранения действующих аэропортовых комплексов в составе национальной опорной аэропортовой сети и развития системы авиаперевозок, особенно местных, не являющихся предметом коммерчески эффективного бизнеса, повышения транспортной доступности населения принято решение о создании на базе социально значимых аэропортов Северо-Эвенск, Сеймчан и других федерального казенного предприятия «Аэропорты Колымы».
Таким образом, авиационное строительство на Северо-Востоке в новых экономических условиях идет непроторенными, сложными путями. Имея много специфических особенностей своего развития, воздушный транспорт достиг определенных успехов. Однако возникают вопросы другого порядка. Например, что произойдет с нашей авиацией, если замедлятся темпы деловой активности и сократятся финансирование правительственных программ «Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)» и субсидирование льготных тарифов на авиаперевозки жителей дальневосточных и северных территорий?
Александр НАВАСАРДОВ, научный сотрудник областного краеведческого музея, кандидат исторических наук