Ни для кого из магаданцев не станет новостью информация о том, что в дошкольных учреждениях города не хватает не только младших воспитателей, но и педагогов.
Удивительно же это потому, что кафедра педагогики и психологии начального обучения и дошкольного воспитания (ПиПНОиДВ) СВГУ ежегодно выпускает 12-15 специалистов дошкольного профиля очного отделения и 15-20 человек – заочного. Так, где же эти специалисты-дошкольники? Почему молодые девушки не идут работать в детский сад? Почему профессия «воспитатель» перестала быть престижной в ХХI веке, а ведь еще в 80-е годы ХХ века устроиться на работу в детский сад было достаточно сложно – не было вакансий. И для того чтобы в 1986 году стать воспитателем детского сада №3 Магаданского ГорОНО (сейчас это детский сад №7) мне пришлось 2 месяца поработать помощником воспитателя (обычной нянечкой).
А если мы заглянем вообще в далекое прошлое, когда великий Фридрих Фрёбель начал создавать свои первые детские сады (1840 г.), где были не просто воспитательницы, а садовницы, а дети были цветами, то быть садовницей в детском саду считалось сверхпочетной миссией, и принимали туда не каждую женщину. Сам Фрёбель писал: «Детские садовницы, получившие специальную подготовку, должны быть душой детских игр, должны давать образцы правильных игровых действий, руководить игрой, поддерживать инициативу детей, быть культурными и грамотными».
Так почему же эта самая женская на земле профессия столь не популярна в ХХI веке?
Именно об этом и шел разговор в Северо-Восточном государственном университете 11 апреля 2013 г. Мероприятие было организовано кафедрой ПиПНОиДВ совместно с Управлением образования мэрии г. Магадана в рамках научной студенческой весны.
В мероприятии приняли участие: Ю.Ф. Гришан, заместитель мэра г. Магадана, Р.П. Корсун, проректор по учебно-воспитательной работе СВГУ, С.Л. Колмогорова, начальник управления образования мэрии г. Магадана и региональный координатор проекта партии «Единая Россия» «Детские сады - детям», О.В. Клыпа, декан педагогического факультета СВГУ, А.Н. Фролова заведующая кафедрой ПиПНОиДВ, Н.Н. Полевая, начальник отдела дошкольного образования управления образования мэрии г. Магадана, а также заведующие дошкольными учреждениями г.Магадана и преподаватели педагогического факультета.
Ну а главными участниками были те, от кого в полной мере зависит будущее дошкольного образования Магадана – студенты очного и заочного обучения профиля «дошкольная педагогика».
Как ни странно, но инициаторами такой встречи были студенты очного отделения, которых интересовал вопрос: а что их ждет при устройстве на работу в магаданский детский сад? Особенно переживают будущие бакалавры, которым через 2 года выходить во взрослую жизнь с дипломом «Бакалавр» профиль «Дошкольное образование». Да понятно, что не все выпускники пойдут работать в детский сад, ну а тем, кто все же решит связать свою жизнь с дошкольным образованием, хотелось получить ответ на вопросы: будут ли считать диплом бакалавра документом о высшем образовании или это средне-специальное образование, т.к. срок обучении в данном случае 4 года? Какой квалификационный разряд присвоят бакалавру при поступлении на работу? Именно эти вопросы задала студентка 2 курса Людмила Кривошеина (будущий бакалавр) С.Л. Колмогоровой, начальнику управления образования.
Понятно, что сегодня еще не все до конца понимают, кто это такие «бакалавры». И большинство будущих абитуриентов и естественно их родителей пока не осознали, что специалитета в высшем образовании России больше не будет, что, смело шагнув в Болонский процесс (в 2003 г.), Россия перешла на европейский уровень высшего образования, где есть бакалавры и магистры. Главное же в этом процессе, наверное, то, что диплом бакалавра или магистра дает человеку возможность почувствовать себя гражданином Европы, т.к. он будет действителен во всех европейских странах, участников Болонского процесса.
Итак, бакалавр – это выпускник вуза, получивший полное высшее образование, а значит, и диплом о высшем образовании. Ему дается вся база знаний и навыков, которыми должен обладать человек с высшим образованием (прим.О.Пастюк).
С.Л. Колмогорова ответила однозначно, что бакалавр- это специалист с высшим образованием и тарифицирован он будет соответственно требованиям, т.е. ему будет установлен квалификационный разряд, как и специалисту с высшим образованием, который окончил вуз ранее и обучался не 4 года, как бакалавр, а 5 лет, как специалист.
Р.П. Корсун дополнил ответ, обратив внимание на то, что бакалавриат современная, перспективная и выгодная во многих отношениях траектория получения полноценного и качественного образования, причем признанного во всех странах мира!
Многих из присутствующих, и не только студентов, но и преподавателей вуза интересовал вопрос, а какие финансовые перспективы у молодых специалистов, при устройстве на работу в ДОУ? Сколько же будет получать выпускник-2012, cтав воспитателем?
Оказывается не так уж и мало!
Ю. Ф.Гришан, отвечая на этот вопрос, отметил, что сегодня те молодые специалисты, которые решили стать дошкольными работниками г. Магадана, через 6 месяцев работы получат подъемное пособие в размере 100.000 рублей (без учета подоходного налога).
Также определены пособия для воспитателей ДОУ, проработавших 3 года в дошкольном учреждении в размере 50,0 тыс. рублей.
Нужно сказать, что мало в каких регионах муниципалитет оказывает такую поддержку именно молодым специалистам-дошкольникам!
С.Л. Колмогорова отметила также, что заработная плата сотрудников дошкольных учреждений г. Магадана сегодня около 30 тысяч рублей и она будет повышаться ежеквартально. Делается это по инициативе и.о. губернатора Магаданской области В.П. Печеного.
Вопросы студенты задавали разные, но было понятно, что судьба дошкольного образования города им небезразлична.
Ольгу Новикову (4 курс) интересовало, по каким программам работают магаданские детские сады и, с какими проблемами сталкиваются педагоги ДОУ, внедряя Федеральные государственные требования? На этот вопрос очень подробно ответила начальник отдела дошкольного образования Н.Н. Полевая, которая также затронула и проблему городских экспериментальных площадок, а их в магаданских детских садах оказалось не так уж и мало.
Алексей Никулин (4 курс) задал вопрос Ю.Ф. Гришану по поводу строительства новых детских садов в городе, и получил исчерпывающий ответ, что в ближайшие 3 года будет открыто 3 новых детских сада, причем один из них, в третьем микрорайоне, будет построен «с нуля», т.е. это будет детский сад-новостройка. Два же детских сада: №50 в центре города, который ранее был детским садом для тубинфицированных детей и детский сад №5 (бывший «Детский экологический центр»), расположенный по ул.К. Маркса, 67, будут реконструированы. Всего на реконструкцию из городского бюджета запланировано направить 115580,0 тыс.рублей.
С введением в эксплуатацию трех дошкольных учреждений в г. Магадане появится около 550 мест для детей от полутора до семи лет (на 01.01.2013 в списках будущих воспитанников состоит 480 детей). Так что можно надеяться, что очередь для поступления в детских сад практически ликвидируется.
А вот Ксению Власову интересовал вопрос: во сколько лет можно стать руководителем дошкольного учреждения?
Н.Н. Полевая рассказала о профессиональном пути, который должна пройти каждая заведующая. Ведь, чтобы стать руководителем нужно получить не только знания в вузе и практический опыт в должности воспитателя, необходимо также поработать в должности заместителя руководителя. И вот уже в этот период вас внесут в резерв на должность главного менеджера детского сада.
Как заведующая ДОУ с 15-летним стажем (кстати, мне был всего 31 год, когда я ею стала) и преподаватель такой современной учебной дисциплины, как «менеджмент» могу сказать, что для того чтобы быть грамотным руководителем 21 века, необходим талант менеджера и знание, помимо психологии и педагогики, таких дисциплин, как маркетинг и менеджмент (кадровый и финансовый). Лозунг прошлого о том, что «кухарка может управлять государством» сегодня не актуален. Имея только педагогическое образование, нельзя быть управляющим такого государства, как «детский сад». Да и потом управление людьми это дар, который дается не каждому: один талантлив в музыке, другой в изобразительной деятельности, третий прирожденный математик, а вот четвертому дан талант управленца. Развивать этот талант можно, но научиться управлять, не имея его – практически нельзя (прим.О. Пастюк).
А вот Максима Смак заинтересовал вопрос проезда в отпуск сотрудников ДОУ, отвечая на который Ю.Ф. Гришан отметил, что после окончания вуза можно пойти работать и не по специальности, а, например, к частному предпринимателю. Да, возможно, заработная плата там будет выше, чем в образовании, но соцпакета не будет: ни проезда в отпуск, ни оплаты отпускных и больничных. На сегодняшний день все сотрудники детских садов имеют гарантированный проезд в отпуск и обратно в соответствии с законодательством. И это характеризует позитивное отношение наших муниципальных властей к дошкольному образованию.
Совершенно неожиданный для присутствующих вопрос задала Татьяна Манокина (4 курс), почему в г. Магадане нет частных детских садов?
Ю.Ф.Гришан ответил, что не поступали такие заявки от горожан. Пока еще никто не выступил с инициативой об открытии частного детского сада! Хотя, если открыть частный детский сад в Магадане, то это реально сделать и помощь в данном вопросе может быть получена и от Управления образования, и от мэрии города. Но вот, если просчитать, во сколько обойдется посещение детского сада, который будет существовать только на средства родителей, то сумма получится настолько большая, что навряд ли она будет по карману магаданским родителям. Да и потом, заработная плата педагогов в этом учреждении будет тоже только за счет родителей и оплата проезда в отпуск сотрудникам тоже на родительские средства. Поэтому и нет желающих открыть частный детский сад.
Вопросов было так много, что полтора часа общения пролетели совершенно незаметно.
Завершила мероприятие заведующая кафедрой ПиПНОиДВ, доктор педагогических наук, профессор А.Н. Фролова, которая обратила внимание присутствующих на то, что за все время своей деятельности кафедра ПиПНО выпустила большое количество специалистов дошкольного профиля. Сама Алла Николаевна помнит всех своих студенток, многие из которых уже стали заведующими (практически все заведующие магаданских ДОУ окончили педагогический факультет СВГУ), а кто-то добился больших успехов в профессиональной деятельности – стал высококвалифицированным воспитателем. Но преподаватели всегда рады помочь всем педагогам-дошкольникам, которые обращаются к ним за помощью.
Мероприятие закончилось, все действительно выглядит очень хорошо и перспективы отличные, но от одного мероприятия профессия «воспитатель детского сада» не станет престижной. Что же думают по этому поводу сами студенты очного отделения, вот лишь некоторые выдержки из их эссе на тему: «Что нужно сделать, чтобы профессия воспитателя стала престижной».
Валентина Мазур (группа ДП-91): «Я считаю, что нужно изменить отношение нашего общества к профессии «воспитатель», а это можно сделать только в том случае, если государство повернется лицом к дошкольному образованию, выделяя достаточные средства не только на заработную плату (хотя и это архиважно), но и на оборудование детских садов, чтобы у детей ВСЕХ ДЕТСКИХ САДОВ (независимо от того, где он расположен – в столице России или в столице Колымы) были современные игрушки, физкультурное оборудование (а не сделанное из отходов руками педагогов), чтобы в работе с детьми использовались современные компьютерные технологии и т.д. Только в этом случае воспитатель будет гордиться своей работой, а значит, и общество будет уважительно относиться к нему».
Ольга Новикова (группа ДП-91): «Для повышения престижности профессии воспитателя необходимо повысить его статус в обществе, для чего вести планомерную работу через все СМИ, рассказывая о хорошем опыте работы и заслуженных педагогах, а не о негативах, которые бывают крайне редко, но которые бросают пятно на всех педагогов детских садов. И мне кажется работа воспитателя не может быть престижной, потому что при той плановой норме детей в группах, которая сегодня установлена государством невозможно дать им качественное образование, да и невозможно обеспечить детям полную безопасность».
Ксения Власова: «Престижность профессии «воспитатель» не в зарплате, кто хочет работать - тот всегда найдет способ заработать! Престижность заключается в интересе! Пока сами воспитатели не станут относиться к своей профессии достойно – окружающие никогда не поверят в престижность их профессии! Почему в прошлом считалось, что все педагоги интеллигенты, высоко моральны, хорошо образованы, эрудированны, культурны. Но почему сегодня так часто мы говорим о педагогах теми же словами, но с предлогом «НЕ»? И все же, несмотря на отсутствие престижа профессия «воспитатель» всегда будет востребована и необходима обществу! А люди, много лет проработавшие в детских садах, самые инициативные, творческие и креативные!»
Получается, что заработанная плата важна для молодежи, но без решения ряда других проблем нам не сделать профессию воспитателя престижной! Конечно, эту проблему не решить на уровне отдельно взятого удаленного от центра города, где и так делается немало для поднятия престижа дошкольного образования. Но будем надеяться, что новые Федеральные государственные стандарты дошкольного образования, которые сейчас разрабатываются и начнут внедряться в ряде московских детских садов с сентября 2013 года (в остальных регионах несколько позже), помогут в решении хотя бы некоторых злободневных вопросов.
А вот предложение о взаимодействии с магаданскими СМИ в организации пиара дошкольного образования – это вполне решаемо. Можно создать серию передач, в которых будет рассказано об отдельных педагогах детских садов, но не просто, как о воспитателях, а как о цельных личностях: со своими позитивными и негативными качествами, ошибками и находками, хобби и увлечениями. Рассказать об их семьях и друзьях. Причем рассказывать нужно не только о заслуженных и опытных педагогах, но и о молодежи, которая делает первые шаги в дошкольном образовании. Чтобы магаданцы могли сказать, что наши магаданские воспитатели настоящие педагоги!
Конечно, поднять престиж профессии непросто и путь этот длительный, но если уже сегодня студенты-будущие воспитатели знают, что для этого нужно сделать, то им будет что реализовывать в детском саду, когда они придут туда работать!
И тогда не за горами то время, когда в магаданских газетах будут публиковать объявления: «В детский сад № на конкурсной основе требуется воспитатель. Требования к претендентам: высшее образование, владение компьютером и современными компьютерными технологиями, знание инновационных программ дошкольного образования, классической литературы и иностранного языка, коммуникабельность, креативность!»
О.В. ПАСТЮК,
кандидат пед. н., доцент, почетный работник образования г. Магадана, в прошлом воспитатель и заведующая детским садом.