Проживание и осуществление трудовой деятельности в районах Крайнего Севера оказывает негативное воздействие на здоровье человека.
Поэтому в Трудовом кодексе Российской Федерации предусматриваются особенности регулирования труда лиц, работающих в этих районах и местностях (глава 50).
Так, в соответствии с положениями ст. 325 Трудового кодекса Российской Федерации лицам, работающим в организациях, финансируемых из федерального бюджета и расположенных в районах Крайнего Севера, а также неработающим членам их семей (мужу, жене, несовершеннолетним детям, фактически проживающим с работником) один раз в два года за счет средств работодателя производится оплата проезда к месту отдыха и обратно.
Если же лицо является работником организации, финансирование которой производится из бюджета субъекта (Магаданской области) либо из местного бюджета (города Магадана, других муниципальных образований), то размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату проезда и провоза багажа к месту отдыха и обратно определяются законодательством соответствующего уровня (постановление администрации Магаданской области от 14.07.2008 г. № 270-па "О порядке компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях Магаданской области, финансируемых из областного бюджета, и членов их семей"; решение Магаданской городской Думы от 30.12.2004 г. № 76-Д "О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих на территории муниципального образования "Город Магадан", работающих в организациях, финансируемых из местного бюджета").
Иные организации, в том числе индивидуальные предприниматели, т. е. работодатели, не относящиеся к бюджетной сфере, эти же вопросы регулируют с помощью коллективных договоров, локальных нормативных актов, принимаемых с учетом мнения профсоюзных организаций, а также отражают порядок и условия оплаты проезда к месту проведения отпуска непосредственно в трудовых договорах, заключаемых с работниками.
Действительно, Трудовой кодекс Российской Федерации предусматривает право работодателя, не относящегося к бюджетной сфере, самостоятельно определять размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда работника к месту использования отпуска и обратно.
Вместе с тем определенные работодателем размер, условия и порядок предоставления данной компенсации должны обеспечивать реальную возможность выезда работника к месту проведения отпуска и обратно.
Поэтому частичная оплата работнику стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно не может быть признана правомерной.
Так, например, в январе этого года в Магаданском областном суде судебной коллегией по гражданским делам было рассмотрено дело по исковому заявлению жительницы города Магадана, в котором она просила взыскать с организации, в которой работала, расходы на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно.
Дело в том, что, когда она по возвращении из отпуска, проведенного в центральных районах страны, представила в бухгалтерию своей организации проездные документы, ей возместили лишь 20 % стоимости ее билета и всего 1500 рублей за билет ребенка, поскольку такие условия компенсации были предусмотрены в коллективном договоре, действовавшем в данной организации.
Суд первой инстанции удовлетворил ее требования, с решением суда первой инстанции согласилась и судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда, оставив жалобу работодателя без удовлетворения.
А другому работнику работодатель и вовсе отказал в оплате проезда к месту отдыха, так как действующими правилами внутреннего трудового распорядка такая возможность была предусмотрена всего один раз в 4 года. Суды первой и апелляционной инстанции также решили дело в пользу работника.
В обоих случаях работодатели ссылались на ст. 325 Трудового кодекса Российской Федерации, утверждая, что право определить размер компенсации расходов на оплату проезда в отпуск и условия ее предоставления принадлежит им, следовательно, правомерным будет установление любого порядка компенсации по усмотрению работодателя.
Такое утверждение работодателей является ошибочным.
Небюджетные организации, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, обязаны устанавливать размер, условия и порядок компенсации своим работникам расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно в соответствии с целевым назначением этой компенсации.
Это означает, что при определении размера, условий и порядка предоставления компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно необходимо обеспечивать их соответствие предназначению данной компенсации как гарантирующей работнику возможность выехать за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для отдыха и оздоровления.
В противном случае не достигалась бы цель ее введения в качестве дополнительной гарантии, направленной на реализацию конституционных прав на отдых и охрану здоровья.
Пресс-служба Магаданского областного суда.