Сохранит ли Магадан историческое наследие?
Трудно представить Магадан без его центральных улиц. Здесь расположены самые старые и самые красивые дома в городе. Построенные в стиле сталинского ампира в 30-50-е годы прошлого века, они по сей день определяют архитектурное своеобразие колымской столицы.
Но, увы, от былого их величия скоро, кажется, и следа не останется. Центр города не только заметно обветшал, но и понес потери едва ли восполнимые. Нет больше уникального в своем роде здания первой школы, на грани исчезновения заброшенный дом по Ленина, 16, утрачены и многие элементы архитектурного декора на других старых постройках - на той же Ленина и Портовой не осталось почти ни одной целой балюстрады. Уродуют исторический облик и современные, исполненные в немыслимом цвете фасады, кричащие вывески, рекламные баннеры и прочие «новоделы». Что же мешает Магадану защитить свое достояние?
Страшные внутри
Жилых и административных зданий в границах исторической застройки не менее шести десятков. Ответственность за содержание и своевременный их ремонт должны нести собственники - к этому обязывают Правила благоустройства, принятые Магаданской городской Думой в 2006 году. Но исполнять эту обязанность собственники в большинстве своем желанием не горят, пусть даже фасады их владений запущены до безобразия.
Взять хотя бы здание по Набережной р. Магаданки, 7 (принадлежит Ространснадзору). Стоит оно на въезде в центр города - визитная карточка Магадана, по сути. Если так, первое впечатление о нашем городе явно не в нашу пользу - здание-то «убитое». Департамент САТЭК мэрии Магадана, на который возложены полномочия контроля, уже несколько лет шлет собственнику одно предписание за другим, требуя сделать ремонт. До сих пор, увы, тщетно - в ответ приходят одни отписки. Все, что могут сделать в данном случае специалисты, - составить административный протокол и направить его на административную комиссию, которая и вынесет решение о наказании. Обычно это штраф, и не самый великий. Штрафовать можно хоть до посинения, но судя по обилию запущенных фасадов, эта мера не очень-то действенная.
Никакого влияния в свое время она не возымела и на ныне покойного собственника исторического дома по Ленина, 16. Сейчас дом разваливается на глазах, особенно это со двора заметно - дыры в стенах такие, что любой толстяк пролезет. Если нынешний владелец (кто он - тайна за семью печатями) не возьмется за реставрацию этой развалины, не сегодня-завтра она вполне может последовать за первой школой. И тогда, как горько шутит председатель Магаданской областной общественной организации «Союз архитекторов России» Елена Колосова, Магадан получит еще один выбитый зуб в челюсти.
Лишиться «зубов» мы вполне рискуем и в районах жилой застройки. «Сталинки» на Ленина, Портовой и Горького неказисты не только на вид - изнутри они тоже сдают позиции. Физический их износ, по данным городского департамента ЖКХ двухлетней давности, достигает 60-70 процентов: деревянные перекрытия, инженерные сети и фундамент ветшают, кирпичные стены крошатся, да и крыс тут целый полк. Требовать же ремонта от жильцов нет смысла - не потянут это непомерное бремя все равно. Муниципалитет, чтобы «сталинки» не потерять, большую часть расходов готов взять на себя, но понести их разом не в состоянии, да и не разом тоже - деньги на полноценную реконструкцию нужны огромные. А взять их неоткуда.
Защита - в памятниках
Пару лет назад в Магадане нежданно-негаданно появился мавзолей - горожане так окрестили черно-красно-золотой фасад «Алмаза». Наглухо, без единого окна, заделанная витрина, пугающая мрачная расцветка - «новодел» и впрямь гроб напоминает. О вкусах, конечно, не спорят, но… Ладно бы еще на задворках «мавзолей» водворился, так нет же - в самом центре города, в пику всей, исполненной в традиционно мягких пастельных тонах, окружающей застройке.
И этот «новодел» далеко не единственный. Среди его собратий - фасад магазина «Адидас», тоже на вид траурный, или, скажем, бывшего казино «Империал», где владелец имел наглость заделать фанерой лепнину на окнах.
Весьма странно в старом соседстве смотрится и бывший Дом быта «Заря», в ходе реконструкции отделанный современной плиткой и поднявшийся ввысь на несколько метров. Теперь новоявленный торговый центр победоносной громадиной нависает над жилыми трехэтажками и драмтеатром, которые рядом с ним заметно поникли и съежились.
Для кого же писаны те Правила, что запрещают нарушать архитектурный стиль исторической части города, если их можно игнорировать? Правила землепользования и застройки, принятые Магаданской городской Думой 25.12.2009 г., гласят: «Создание нового архитектурного облика исторической части города, формирование его силуэта и архитектурных ансамблей осуществляется с учетом сохранения памятников архитектуры, взаимодействующих со сложившейся застройкой».
Однако в этом тексте есть большая закавыка. Ни исторической части города (в ее границах весь центр), ни памятников архитектуры, к которым апеллируют Правила, в Магадане на самом деле нет. Вернее, у этих объектов нет соответствующего статуса. Признать этот статус может только государственная экспертиза, заключение которой станет основанием для внесения памятников в госреестр объектов культурного наследия.
А пока статус не определен и дома не в реестре, защищать их, опираясь на одни Правила, специалистам САТЭКа, ясное дело, непросто - стопроцентной юридической силы в части охраны исторических объектов этот правовой документ не имеет. Особо настырные граждане этим и пользуются. И всеми правдами и неправдами своего добиваются. Лепят, какие на ум взбредет, фасады и вывески, центр города обклеивают баннерами в полстены, расширяют оконные проемы, а декоративные балкончики обшивают сайдингом. В общем, увечат исторический облик, как их душенька пожелает.
Когда в реестр?
Подобные деяния были бы немыслимы, будь наш исторический центр включен в государственный реестр объектов культурного наследия. Владельцы зданий, признанных памятниками, и тех, что поблизости (в границах охранной зоны) обязаны были бы беречь их первозданный облик и заботиться. Иначе - административная или уголовная ответственность вплоть до безвозмездного изъятия объекта через суд. Зато и на помощь от государства мы могли бы рассчитывать, вступив в федеральную программу реконструкции и реставрации памятников России. Тем же «сталинкам» нашим такая помощь была бы очень кстати.
Но если стопроцентную защиту историческим зданиям Магадана может обеспечить исключительно статус памятников, за чем же дело стало? Требованиям федерального закона все они, кажется, отвечают: старше 40 лет имеют историко-архитектурную и культурную ценность, во всяком случае, для города и области, представляют. Так-то так, да только оценивать их некому - нет в Магадане аттестованных экспертов.
Главный специалист областного управления культуры (на это ведомство возложены полномочия по организации госэкспертизы) Сергей Касянчук пояснил «ВгМ», что впервые документы на аттестацию магаданских архитекторов область подала в Рос-охранкультуру еще два года назад, едва порядок аттестации экспертов был принят законодательно. Но не повезло нам - Росохранкультуру вскоре упразднили, и бумаги затерялись. Сейчас их собирают вновь - документы пока подали три архитектора - и уже в этом месяце отправят в Москву. Если же наших кандидатов не аттестуют, область думает приглашать экспертов из других регионов.
На вопрос, почему бы не сделать это уже сейчас, С. Касянчук возражает: «Какой в этом смысл, если перечень предполагаемых архитектурных памятников с полным пакетом документов на них город (поскольку памятники расположены в городе, это его задача. - Авт.) до сих пор не составил?» В то же время заместитель мэра Юрий Казетов справедливо замечает с другой стороны: «Даже если мы составим перечень - толку, если область еще экспертов не подготовила?»
Не получилось бы так, что когда исторический центр включат в государственный реестр - наступит же рано или поздно такое счастливое время - охранять в Магадане будет уже нечего.
Ольга КИРИЛЛОВСКАЯ