Закончился первый год работы начальной школы по новым образовательным стандартам второго поколения. Но в магаданском Эколого-биологическом лицее, ставшем участником пилотного проекта, эксперимент начался раньше. Рассказать о нем мы попросили директора лицея Надежду Сергеевну МЕЛЬНИЧУК.
- Сегодня понятно, что стандарты - это будущее для всех звеньев школьного обучения. А с чего все начиналось?
- Работу мы начали с диагностики готовности. Результаты показали, что профессиональный уровень учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования, состояние материально-технической базы, выстроенная линия преемственности между начальным и средним звеном, грамотная административно-управленческая команда, а также большой положительный опыт инновационной деятельности позволили нашему лицею принять статус пилотной площадки по введению федеральных государственных стандартов начального общего образования нового поколения (ФГОС). При этом важно отметить, что педагоги не стали лишь исполнителями разработанных администрацией планов, а активно участвуют в планировании нововведений и оценке полученных результатов.
Первым управленческим решением стала организация рабочей группы по внесению дополнений в образовательную программу лицея. Ей предстояло ответить на вопрос: что необходимо изменить в существующей системе, чтобы привести ее в соответствие нормативной модели, определяемой ФГОС?
Семинары, тематические «круглые столы», проведенные научно-методическим советом, помогли сориентироваться в особенностях работы по новым стандартам, сняли ряд затруднений. И как итог - создание основной программы начального общего образования, где есть разделы, которые отражают индивидуальность нашего лицея. Становится очевидным, что этот документ - оригинальный продукт и он будет корректироваться с учетом результатов мониторинга реализации ФГОС.
- Но сейчас говорят, что разработка новых программ легла в основном на плечи учителей. А кто им может в этом помочь?
- На сегодня есть вопросы по отдельным разделам основной программы, и их решение требует совместной работы всех заинтересованных сторон - Института повышения квалификации педагогических кадров, СВГУ. Приведу примеры. Возьмем раздел «Программа формирования универсальных учебных действий». Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов компетенции: предметные, метапредметные и личностные, для которых должны быть разработаны результаты, основанные на научной психологии, технологии их формирования и главное - на оценке.
Но в лицее недостаточно научного ресурса для создания собственного оригинального продукта, хотя методическая полка в библиотеке пополнилась литературой.
Для качественной реализации раздела «Программа коррекционной работы» необходимо психологическое сопровождение, оно предполагает целостный и непрерывный комплекс мер, предусматривающий реализацию адекватных форм, методов, приемов взаимодействия. Измерения метапредметных компетенций и личностных качеств требуют создания системы диагностики. Опыт показал, что для их оценивания нужна и система учета достижений обучающихся, и банк учебно-познавательных, практических заданий.
И как предложение: возможно, для нашего региона следует выработать единый подход в диагностировании результатов, если мы говорим о стандарте, и с учетом того, что не во всех общеобразовательных учреждениях функционирует психолого-педагогическая служба, а она должна стать необходимым компонентом системы управления образовательным процессом.
- А теперь о главном: как готовили кадры для работы по новым стандартам?
- Кадровое обеспечение введения и реализации ФГОС предполагало прохождение курсов повышения квалификации. Предварительную подготовку в ИПК ПК прошли учителя начальных классов, руководитель методического объединения, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, курирующий первую ступень обучения.
Для профессионального роста педагогов, научно-методического и опытно-экспериментального обеспечения образовательного процесса неоценимой стала активная и содержательная работа научно-методического совета лицея. Этот коллегиальный орган включает 5 предметных методобъединений, кафедру межпредметных связей и интегративных предметов, экологический центр «Живая планета» и научное общество учащихся, психологическую службу.
В рамках методической помощи были организованы общелицейские семинары, занятия-практикумы, проведение и анализ открытых уроков и занятий по внеурочной деятельности в целях овладения учителями современными педагогическими и воспитательными технологиями, просвещения в вопросах психологии, инновационной деятельности. Как один из результатов в этом направлении - апробация новых авторских программ учителей начальных классов во внеурочное время для ребят первых и вторых классов. Материалы многих из них вызывают заинтересованность у младших школьников, позволяя расширять знания об окружающем мире, взаимодействии человека и природы, пройти успешную социализацию в коллективе и обществе.
Чтобы мотивация учителей не стала проблемной зоной, в лицее в ходе подготовки и введения стандарта усовершенствовался информационный ресурс, определены новые критерии и размеры стимулирующих выплат и премирования педагогов. Но нельзя пренебрегать психологическим фактором, который может свести на нет все результаты. Потому сегодня, имея опыт работы по реализации ФГОС, думаем, как устранить перегрузку, не дать учителям утонуть в технологических и диагностических картах, листках отслеживания результатов обучающихся, подготовить каждого педагога к новой миссии и профессионально, и морально, чтобы не сломать его или, наоборот, не оставить с мыслью, что ничего особо не меняется.
И, строя перспективу, с тревогой задумываемся о том, насколько новые учителя начальных классов, выпускники нашего университета, будут готовы реализовывать новый стандарт.
- Важным аспектом остается и материально-техническое обеспечение, и информационное сопровождение введения ФГОС…
- Это направление реализовывалось через интернет-ресурс, обсуждение вопросов реализации новых стандартов на совещаниях при директоре, педагогических советах лицея, заседаниях управляющего совета, а также при проведении разъяснительной работы с родителями. В рамках подготовки к введению новых стандартов произошли изменения и в материально-техническом обеспечении. Обновлена школьная мебель в кабинетах начальных классов, приобретены современные учебно-наглядные и электронные пособия, имеется доступ к мультимедийному оборудованию, запланировано оснастить два кабинета компьютерами и интерактивными досками. Но процесс «обновления» педагогов идет быстрее, чем материально-технической базы. И на сегодня необходимы значительные финансовые вложения для выполнения требований к общеобразовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования помещений.
Процесс перехода на новый стандарт образования - серьезный инновационный шаг в жизни всего лицея. Наш опыт подтверждает: он будет успешно реализован лишь в том случае, если коллектив станет командой единомышленников, а управление введением ФГОС будет технологичным и системным.