Коррупция, суть которой сводится к незаконному обогащению чиновников, использующих для этого возможности своего должностного положения и зависимое от них положение граждан, большинству из нас представляется явлением обыденным.
Рассуждения о том, что взятки на Руси брали испокон веков, действительно не лишены оснований, поскольку их с легкостью подтверждает история нашего отечества, упоминающая о фактах мздоимства еще на заре становления государственности.
Но только вот масштабы этого социального явления в последние годы в нашей стране приобрели такие очертания, что заставило признать его одной из системных угроз безопасности Российской Федерации.
О коррупции в России как национальном бедствии говорят и результаты проведенных международными фондами социологических опросов, показавших, что 24% россиян (а это почти каждый четвертый) неоднократно (!) давали взятки.
В соответствии с публикуемым ежегодно Индексом восприятия коррупции в 2010 году Россия заняла 154-е место, что в глазах международной общественности ставит нас в число самых коррумпированных стран Европы.
К сожалению, не является исключением и наш небольшой северный город. Как показывает статистика, в период 2009-2011 гг. Магаданским городским судом за преступления, связанные со взяточничеством, осуждены 22 лица, двое из которых осуждались за взятки дважды. Из них 6 лиц (то есть более четверти) осуждены именно за пособничество, оказание содействия в передаче взятки.
Следует отметить, что предметом судебного рассмотрения в большинстве случаев выступала так называемая «бытовая коррупция», когда граждане передавали небольшие суммы денег (от 1.000 до 16.000 рублей) для решения своих повседневных вопросов должностным лицам учреждений образования, здравоохранения и ГИБДД. Имели место также случаи подкупа должностных лиц исправительной колонии за передачу осужденным запрещенных предметов.
С учетом масштаба и опасности коррупции как социального явления, проникшего во все сферы жизни человека, разработана и утверждена Указом Президента РФ № 460 от 13 апреля 2010 года Национальная стратегия противодействия коррупции, одной из основных задач которой определено формирование соответствующих потребностям времени законодательных основ такого противодействия. И реализация этой задачи не заставила себя долго ждать.
Так, с 17 мая 2011 года вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции».
Данным законом, в числе прочих существенных изменений и дополнений, касающихся уголовной ответственности за взяточничество, Уголовный кодекс РФ дополнен статьей 291.1 следующего содержания:
«Статья 291.1. Посредничество во взяточничестве
1. Посредничество во взяточничестве, то есть непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении, либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере, - наказывается штрафом в размере от двадцатикратной до сорокакратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере двадцатикратной суммы взятки.
2. Посредничество во взяточничестве за совершение заведомо незаконных действий (бездействие) либо лицом с использованием своего служебного положения - наказывается штрафом в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки.
3. Посредничество во взяточничестве, совершенное:
а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) в крупном размере, - наказывается штрафом в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки.
4. Посредничество во взяточничестве, совершенное в особо крупном размере, - наказывается штрафом в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.
5. Обещание или предложение посредничества во взяточничестве -
наказывается штрафом в размере от пятнадцатикратной до семидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или штрафом в размере от двадцати пяти тысяч до пятисот миллионов рублей с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере от десятикратной до шестидесятикратной суммы взятки.
Примечание. Лицо, являющееся посредником во взяточничестве, освобождается от уголовной ответственности, если оно после совершения преступления активно способствовало раскрытию и (или) пресечению преступления и добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о посредничестве во взяточничестве».
Здесь сразу же нужно пояснить, что появление в Уголовном кодексе РФ данной нормы не говорит о том, что действия лиц, выступавших посредниками в даче или получении взятки, ранее оставались безнаказанными.
И хотя Кодекс не содержал нормы, прямо предусматривающей ответственность за посредничество во взяточничестве, такие действия расценивались следствием и судом как пособничество совершению преступлений, предусмотренных ст.290 УК РФ (получение взятки) или ст.291 УК РФ (дача взятки), в зависимости от того, в чьих интересах действовал виновный.
В подтверждение этого вновь приведу данные статистики, свидетельствующие о том, что в 2009-2011 гг. Магаданским городским судом за пособничество в даче взятки осуждены 6 лиц, из которых одному назначено наказание в виде лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии, троим (женщинам) в виде лишения свободы условно, и двоим осужденным – в виде штрафа в размере соответственно 30.000 рублей и 170.000 рублей.
Само понятие посредничества во взяточничестве не является для российского уголовного права принципиально новым.
Так, действовавший до 1 января 1997 года Уголовный кодекс РСФСР содержал статью 174.1, предусматривавшую ответственность за посредничество во взяточничестве, которое в случае совершения такого деяния неоднократно или лицом, ранее судимым за взяточничество, или с использованием служебного положения наказывалось даже еще более сурово, чем теперь, а именно лишением свободы на срок до 15-ти лет с конфискацией имущества.
И все же новая норма закона предстала перед нами совсем иной. Прежде всего, ст.291.1 УК РФ определяет, что пособничеством во взяточничестве является не только сама по себе передача взятки, но и любые действия, способствующие достижению преступной договоренности между чиновником и гражданином, и реализации такой договоренности.
Ранее такие действия могли квалифицироваться только как приготовление к преступлению, и наказание за них по закону не могло превышать половины срока или размера наиболее строгого наказания, предусмотренного соответственно за дачу или получение взятки.
Мера уголовной ответственности посредника, как видим, теперь существенно различается в зависимости от стоимости предмета взятки.
Примечанием к ст.290 УК РФ разъясняется, что значительным размером признается стоимость предмета взятки, превышающая 25 000 рублей, крупным размером – превышающая 150 000 рублей, и особо крупным – превышающая 1 000 000 рублей.
И если в первом случае наиболее строгим наказанием будет лишение свободы на срок до 5-и лет со штрафом, то в случае посредничества в даче или получении взятки стоимостью более 1 000 000 рублей наказание может быть назначено в виде лишения свободы на срок уже до 12-ти лет, и с гораздо более существенным штрафом.
Убедительным воплощением реализации политики ужесточения борьбы с коррупцией служит часть пятая данной статьи, предусматривающая ответственность уже за одно лишь обещание или предложение посредничества во взяточничестве. Причем данное преступление отнесено законом к категории тяжких, и наказание за такое обещание или предложение может достигать 7-и лет лишения свободы со штрафом.
Не секрет, что при всей масштабности взяточничества в нашей стране проявления его всегда носят скрытый характер, что значительно осложняет задачу правоохранительных органов по выявлению и пресечению таких фактов.
С учетом этого, большие надежды правоприменитель возлагает на реализацию примечания к ст.291.1 УК РФ, в соответствии с которым посредник во взяточничестве освобождается от уголовной ответственности в случае активного способствования раскрытию и пресечению преступления.
Дело в том, что это новое положение закона позволяет освободить от уголовной ответственности посредника, действовавшего в интересах как взяткодателя, так и взяткополучателя.
Ранее такое примечание действовало только применительно к ст.291 УК РФ (дача взятки), и не распространялось на посредников, действовавших в интересах получателя взятки, но впоследствии содействовавших правоохранительным органам в раскрытии и пресечении такого преступления.
В целом же есть все основания считать, что введение в Уголовный кодекс РФ новой правовой нормы, предусматривающей ответственность именно за посредничество во взяточничестве, с достаточно суровыми санкциями и наказуемостью уже одного лишь обещания или предложения такого посредничества, на практике будет иметь не только карающее, но и предупреждающее значение, что для нас всех, наверно, даже важнее.
И.В. ЛОМТЕВА, старший помощник прокурора города Магадана.