Поднятая «Магаданской правдой» тема вопиющей безграмотности на местных телеканалах и в трансляциях общегородских праздников не осталась без внимания. После публикации «ЛожИть или лОжить?» («МП», 1.07.2011 г.) в редакцию до сих пор приходят письма, в которых тревога за русский язык и молодежь, которая становится все неграмотнее. А вот еще мнение - ветерана магаданской журналистики Михаила Горбунова, который после многих десятилетий работы в различных СМИ имеет право на собственную оценку.
Статья коллеги из «Магаданской правды» Александра Мурлина оказалась удивительно своевременной: тут же, как на заказ, разразился общероссийский скандал вокруг сдачи ЕГЭ. И из передач Первого общероссий-ского телеканала и ВГТРК мы поняли, что, во-первых, при постоянном развитии электроники никакой тайной содержание карточек Единого экзамена не является. Во-вторых, при определенной материальной заинтересованности ЕГЭ за школьника с успехом может сдавать студент и даже преподаватель. Вот вам дополнительные причины появления малограмотных людей с дипломами, причем не только о среднем образовании.
Разумеется, Магадан скандалом не был затронут. Так что если в этом году через барьеры Единого экзамена здесь тоже прорвались не очень грамотные люди - они такие сами по себе. Или нет?
Их, малограмотных, всегда было достаточно. Даже если, как справедливо подметила «Магаданская правда», речь идет о некоторых местных телевизионных программах (а они все местные). «Публикации «Сиреневый туман над Магаданом» и «Откройте школьный учебник!», - отмечает журналист, - так и остались незамеченными в мэрии Магадана. Видно, чиновников устраивает вольная трактовка элементарных норм русского языка, причем публичная». А я подозреваю, что трактовать великий и могучий решились где-то в глубинах самой мэрии. Как же своих выдавать?!
Там, конечно, много грамотных. Но отчасти поручусь лишь за грамотность самого мэра В. Печеного, поскольку точно знаю, что в прошлом он учитель русского языка и литературы, да и то это было давно. Причем сам мэр тренирует речь в местных теле- и радиоэфирах едва ли не чаще штатных корреспондентов СМИ.
Но на сегодняшний день, полагаю, языковая «дремучесть» в целом достигла потрясающего охвата, и лично у меня весьма мало надежды на грядущий рост грамотности по России, включая Магадан. Пессимизм только окреп, когда министр - министр образования! - Фурсенко по поводу скандала вокруг ЕГЭ заявил с экранов центральных телеканалов: «Мы проведем разборку!».
Нет такого слова в литературном русском языке применительно к ситуации! Разобрать можно что угодно - автомат, сарай и даже каракули, да много чего еще, но тут! Сказал бы «разберемся!» - и ладушки. А слово-сорняк «разборка» по отношению к действиям людей, сами знаете, уважаемые читатели, из чьего словаря. И вот в соответствии с тем словарем вполне можно построить и такую фразу для какого-нибудь центрального СМИ: «Он послал на разборку конкретных пацанов, и все, кто скосячил, за гнилые рамсы ответят в натуре».
Впрочем, будет ли толк от такой «разборки»? Мудрая учительница с «материка» высказала, на мой взгляд, совершенно справедливое мнение: всю проверку «спустят» на уровень самих районных отделов народного образования и школ. Кто провинился - тот и составит формальный протокол…
Как справедливо подмечает «Магаданская правда», разнообразными не только грамматическими или синтаксическими ляпами, но и глупостями по смыслу буквально кишат центральные телеканалы. Немало и у меня подобрано примеров, имевших место «по вертикали» - от московских до муниципальных СМИ. И не только по части правил нашего великого и могучего. К примеру, посвятив целую передачу Адольфу Гитлеру в его день рождения, автор телеканала «Россия-1» упорно в течение чуть ли не получаса называла его тайное убежище на территории оккупированной Белоруссии «Вервольф» (!). Хотя мы-то с вами знаем, что «Верфольф» (буквально - волк-оборотень) - наименование воинских частей, созданных главным командованием рейха из несовершеннолетних немцев и одного из них как такового. А убежище всегда именовалось «Вольфшанце» - логово волка.
По местным СМИ рекордом политического анекдота в этом году считаю фразу, небрежно оброненную в местном телеэфире холеным ведущим: «Как известно, наше государство строит правовое общество». Обычно считалось, что наоборот! Но зато отсюда теперь кое-что понятно: министр РФ - высший чиновник исполнительной власти этого государства. И уж если он тоже в силу данных ему прав «строит» российское образование в рамках государства - плохо наше дело (отчасти шутка. - М.Г.).
А если серьезно - откуда же идет потрясающая неграмотность среди разновозрастных слоев населения нынешней России? Фрагментарно выскажу свое субъективное мнение.
Основы этого явления, полагаю, закладывались еще в «бурные 90-е» да и ранее, когда по стране бушевала перестройка во всех сферах жизни, включая образование. В 90-х довелось мне, чтобы в буквальном смысле не умереть с голоду, вспомнить свою первую профессию - учителя русского языка и литературы (окончил вуз с отличием и уже ранее успел попреподавать). И вот я года на полтора, не забывая о журналистике, стал педагогом Сеймчанской вечерней школы.
Замечательный подобрался тогда коллектив учителей. И школьники у нас были порой хотя и хулиганистые, но способные и знания, что называется, хватали на лету. Но вот учебные программы, разработанные того времени Министерством высшего и среднего образования, просто логике не поддавались. К примеру, в классах, состоящих всего из нескольких детей, изучение каждого предмета предусматривало и количество уроков соответственно. К примеру, если не ошибаюсь, в 8-м классе на троих учеников программа по русскому языку предусматривала и урока тоже три! А времена, талантливо изображенные в фильме «Большая перемена», давно прошли! К тому же, судя по всему, в киношной школе учились «полноразмерно». Но не по три часа на базовый предмет! И особого желания «самостоятельно изучить остальное» наш несовершеннолетний контингент испытывать просто не мог - реальная программа, которую он обязан был пройти, была просто огромна.
В XXI веке есть и другая логическая связь. Не очень много желающих преподавать русский язык в глубинке. И зачастую попадают туда выпускники вузов-троечники. А от них эстафета возвращается в вузы.
Добавляют, видимо, свой вклад и родители. Я часто на улице слышу разговоры некоторых школьников. Словарь у них бедный да и состоит большей частью из нецензурных слов. Откуда такое? Семья и среда. И вот такое существо зачастую попадает в университет…
Как-то на литературном вечере мы беседовали с доцентом кафедры русского языка СВГУ Еленой Михайловной Гоголевой. И пришли к единому мнению: «Если ребенок вырос с незнанием культуры русского языка дома и был обучен слабым педагогом, который сам не очень любит свой предмет, то даже за четыре года учебы в вузе он вряд ли в совершенстве овладеет знанием своего предмета. А если потом пойдет преподавать в глубинку - продолжит эту пагубную эстафету».
Не говорю тут про нынешнюю газетно-эфирную среду. И тут прав журналист Александр Мурлин. В былые времена звание и удостоверение журналиста получали далеко не все работники СМИ, и далеко не сразу. А тут прошлой зимой довелось мне беседовать с дамой из одной из городских газет, которая свое «дополнительное» (так в дипломе) образование журналиста получала вообще за 8 месяцев! И вот она, что называется, с ходу начала мне рассказывать, что ей этого вполне хватило, чтобы стать «крутым» профессионалом, и какая она талантливая и как хорошо разбирается и в политике, и в жизни города, а уж во внутренней кухне местной прессы - более всего.
Я потом прочел ради любопытства пару ее статей. Комментировать не буду - скучно. Но совершенно согласен стал с нашей замечательной Жанной Еременко, ветераном журналистики области, по поводу той дамы: «Деревянненькая!». Судя по всему, дама по-прежнему уверена, что прекрасно знает русский язык, а в нашей отрасли - наравне с лидерами. Точнее, самоуверенна она невероятно. И, полагаю, совершенно необоснованно.
Поскольку физически работать (в том числе за клавишами компьютера) мне нынче тяжеловато, остановлюсь пока на этом. Но хоть и короток материал, но, я уверен, грамотен. И я постарался, и в случае чего - корректоры «Магаданской правды», которые до сих пор профессионально разбирались в правилах русского языка и, надеюсь, впредь будут соблюдать высокую грамотность газеты.
А закончу еще одним анекдотическим примером. Тот же местный телеведущий недавно, достаточно небрежно проводя какое-то интервью, обронил фразу: «Будем кричать об этом по углам, городам и весям». Последние два слова действительно содержит известная крылатая фраза русского языка. Говорят еще «в городах и селах». Но вот как кричать в углу?!
Я против ЕГЭ, по крайней мере, по русскому языку и литературе. Ну скажите, Бога ради, как «по галочкам» изучать Пушкина? Сейчас учрежден и приурочен к его дню рождения общероссийский праздник День русского языка. Но достаточно ли этого? Как известно, к примеру, сам Александр Сергеевич над своими гениальными творениями работал очень тщательно и порой по многу раз правил.
«Магаданка», считаю, правильно (и не в первый раз) подняла злободневную тему неграмотности. Но что же дальше? Идей можно разработать и воплотить немало. Мэрии, к примеру, приобрести типовое, хотя бы небольшое пособие по русскому языку и, не дожидаясь, пока в далекой Москве Президент Дмитрий Медведев начнет, как обещал, принимать экзамены у министров, подвергнуть сей процедуре муниципальных чиновников. Да и сотрудников многочисленных городских радио, ТВ и газет.
А то так и будет городская СМИ-гвардия неграмотно кричать и по городу, и по углам, и с трибун…
Михаил ГОРБУНОВ,
журналист, победитель Всероссийского национального конкурса «Золотое перо Руси».