С введением в действие современной системы размещения муниципальных заказов и определения подрядчиков местное самоуправление в колымской глубинке получило, казалось бы, идеальный способ решения своих текущих задач по развитию и обновлению социальной инфраструктуры.
По замыслу ее разработчиков, включая федеральных законодателей, все должно проходить предельно просто, гладко и согласованно. Заявка из района выставляется по компьютерным каналам на региональную электронную торговую площадку. Участники торгов тут же, в режиме он-лайн, соперничают за подряд по ценовым предложениям (по принципу: чем больше скидка, тем выше вероятность получения заказа). В случае победы сделка подтверждается индивидуальной электронно-цифровой подписью предпринимателя или руководителя предприятия, и он становится фактическим обладателем контракта на производство работ.
Как эта система действует в реальности и какими последствиями оборачивается для муниципальных образований, рассказали собкору «МП» участники недавнего «круглого стола» в администрации Сусуманского района. В обсуждении этой принципиально новой для местного самоуправления проблемы приняли участие глава администрации района А. М. Куршев, его первый заместитель Н. Р. Лебедева, руководитель комитета по экономике Н. С. Заикина и заместитель главы администрации МО «Город Сусуман» Н. Н. Миронюк.
ПЕРВЫЙ ВОПРОС:
«КОГДА ОПЛАТИТЕ АВАНС?»
А. М. Куршев: - Выбор подрядчиков для муниципальных заказов происходил у нас не без проблем еще до введения в действие электронных торгов. Мы видели, кто выставляется на аукционы, какие предприятия, как их представляют руководители. Но и такая открытая процедура, как оказалось, не оберегает от ошибок. Например, в прошлом году в результате торгов к нам пришла фирма «Магаданские кровли и фасады». Она подрядилась выполнить большие объемы работ по бетонированию участка городской улицы, обновлению фасадов для нескольких образовательных учреждений Сусумана и устройству ограждения этой территории. Выделенные средства не были освоены подрядчиком в полном объеме, договор оказался невыполненным, и теперь, вместо того чтобы начинать запланированные работы на следующих объектах социальной сферы, нам приходится возвращаться к недоделкам.
Ну а в этом году вступили в силу электронные торги. Подготовка к ним, надо отдать должное, проводилась заранее, с полным разъяснением механизма их проведения, обучением работников на областных семинарах. Главной проблемой для нашего района, как и для многих других муниципальных образований области, является то, что своих строительно-ремонтных предприятий у нас практически не осталось. В Сусуманском районе на сегодня только два предпринимателя имеют право на электронно-цифровую подпись и участие в торгах на электронной торговой площадке (предприниматель Е. В. Лобова и ЗАО «Заря» под руководством А. А. Азарова). Конечно, мы заинтересованы, чтобы именно наши предприниматели получали подряды на муниципальные заказы и зарабатывали средства на дальнейшее развитие. Это дополнительные источники налогов в местные бюджеты, решение проблемы трудовой занятости и многое другое. Но, к сожалению, по существующему законодательству свои предприниматели не имеют никаких преимуществ перед другими для получения заказов.
К чему это приводит? Безусловно, у электронных торгов есть и свои плюсы. В частности, городской администрации повезло с заключением контрактов в прошлом и нынешнем годах на поставку труб для теплотрасс с предприятием из Башкортостана. Вовремя провели аукционы, заключили договоры, которые добросовестно выполняются.
Вместе с тем большую тревогу лично у меня, как и у многих моих коллег в области, вызывает оборотная сторона электронных торгов. Дело в том, что районы Крайнего Севера специфичные по предельно сжатому периоду подготовки к очередному отопительному сезону. За каких-то три летних месяца приходится успевать выполнять большие объемы ремонтно-подготовительных работ в социальной и коммунальной сфере. Особое значение в таких условиях приобретают своевременные поставки необходимого оборудования, материальных и других ресурсов и сами работы, что, собственно, и было непреложным железным правилом на протяжении всего промышленного освоения Колымы.
Сегодня это главное условие жизнедеятельности территории легко может нарушить любой победитель электронных торгов, к тому же находящийся от нас за тысячи километров. Например, мы выставили на конкурсную площадку нуждающийся в ремонте спортивный зал в школе поселка Мяунджа. Для определения стоимости работ подготовили соответствующую проектно-сметную документацию, которую затем утверждает экспертиза. Данный аукцион выиграло предприятие из Калуги. Когда мы по своим каналам проверили местонахождение данной фирмы, то по указанному адресу ее не оказалось. Большой вопрос возникает также по другому победителю конкурса - некоему предприятию из сравнительно близкого Эвенска. Как выяснилось после разговора с главой данного района, приехал предприниматель, зарегистрировал «предприятие», в котором, кроме директора, никого и ничего больше нет. Однако это не помешало ему выиграть на абсолютно законных основаниях конкурс по ремонту системы отопления и канализации в сусуманском детском саду «Родничок».
- На что рассчитывают подобные победители торгов?
- Тактика у них простая: тянуть время исполнения контракта и всеми правдами и неправдами добиваться от заказчика предоплаты. Это у них самый первый вопрос: «Когда будет аванс?». Мы уже знаем на своем горьком опыте, к чему приводит излишняя доверчивость к таким подрядчикам, о чем еще скажем. Между тем у нас принята серьезная программа улучшения социальной инфраструктуры, которая действует не первый год. На 2011-й на эти цели направляются 45 миллионов рублей - весьма значительная по нашим меркам сумма. Большие средства также приходится платить за участие в электронных торгах и услуги связи и Интернета. Поэтому и возникает серьезнейший вопрос: какую отдачу мы получаем от всего этого, если электронные торги в немалой степени начинают напоминать очередной российский «лохотрон», а наши первоочередные объекты остаются без добросовестных подрядчиков? Куда приведут нас нескончаемые судебные тяжбы и срывы поставок для подготовки к отопительному сезону и ремонта объектов социальной сферы?
«ЛОХОТРОН» НА ПОДРЯДАХ
Н. Н. Миронюк: - Я приведу такой пример. В конце марта 2009 года был проведен аукцион на поставку котла ДКВР для котельной сусуманского микрорайона Берелех. Его выиграло предприятие ООО «Росэнергомаш» из Челябинска, которое обязалось поставить теплоагрегат до 1 декабря того же года. Согласно договору мы оплатили аванс в размере 30 процентов от суммы заказа. Котел мы не получили по сей день. Естественно, пришлось вести большую претензионную работу по расторжению контракта и возврату предоплаты. Более того, когда мы самостоятельно проверили наличие названной фирмы по указанному адресу, ее там не оказалось. Подали исковое заявление в Магаданский арбитражный суд, который удовлетворил наши требования. В конце 2010 года исполнительный лист был направлен в Челябинск, откуда судебные приставы сообщили о его принятии к производству. И все, на этом, похоже, наши претензии и закончились. В итоге мы не получили котла и не вернули аванс, который вместе с процентами составил более 445 тысяч рублей. Кроме того, мы обращались в прокуратуру, антимонопольный комитет. Лжеподрядчик «Росэнергомаш» внесен в реестр неблагонадежных предприятий. Но нам от этого, понятно, не легче.
А. М. Куршев: - Помимо прямого и немалого по размерам материального ущерба, данный конкурс по котлу, проведенный, к слову, заблаговременно и по всем правилам и законам, обернулся в конечном итоге аварией в котельной микрорайона Берелех во время минувшего отопительного сезона. Подлежащий замене теплоагрегат, как и должно было случиться, вышел из строя в самый пик морозов.
Н. Н. Миронюк: - Неудачно пока складываются дела и по недавним торгам, которые предусматривали поставку нескольких видов оборудования для котельной. Их выиграло предприятие из Красноярска. Оно срывало сроки поставок, выполнив их только частично. И в данном случае подрядчик настойчиво добивался предоплаты, но, наученные горьким опытом, мы ему в этом отказали. Опять пришлось вести претензионную работу, обращаться в арбитражный суд, к судебным исполнителям, в антимонопольную службу.
Более того, по одному из заказов для центральной котельной Сусумана администрация города была вынуждена направить за тысячи километров своего представителя к подрядчику, чтобы на месте проверить состоятельность партнера и выполнение договорных работ. Это что же, каждому муниципальному образованию теперь надо создавать специальную службу ревизоров по исполнению заказов?
Н. С. Заикина: - Да, электронные торги проводятся в строгом соответствии с законами. Но вот что любопытно. В социальной сфере нашего района на сегодня объявлено торгов на общую сумму 21,5 миллиона рублей, а заключено контрактов на 16,7 миллиона. Вроде бы налицо большая экономия, которая должна всех радовать. Но дело в том, что все сметы на производство работ составляются по установленным нормативам, а участники торгов ради победы и получения заказов снижают стоимость выполнения работ на любую значительную сумму. Например, ремонт кровли для начальной школы в Сусумане мы оценили на сумму 1,7 миллиона рублей. А победителем в конкурсе стало все то же печально известное у нас по прошлому году ООО «Магаданские кровли и фасады», которое сделало скидку со стартовой цены подряда сразу на… 555 тысяч (!) рублей. Какой тут конкурент устоит?! То же самое по ремонту спортзала в мяунджинской школе: по проекту работы оценивались на 2 миллиона 170 тысяч рублей, а выиграло конкурс упоминавшееся предприятие из Калуги ООО «Градострой», которое снизило эту сумму почти на 445 тысяч рублей. Естественно, нам такая «экономия» грозит только неприятностями. Если так просто кто-то сбрасывает цену на столь значительную величину, то, однозначно, их меньше всего волнует качество работ и строительных материалов. Если, конечно, до них еще дело дойдет и работы начнутся.
А. М. Куршев: - Честно говоря, у меня нет никакой уверенности, что этот подрядчик из Калуги начнет и выполнит работы в установленные сроки, т. е. до 20 августа. Время идет, дело еще и не начиналось. Мы уже обращались по неофициальным каналам в милицию города Калуги, чтобы проверить, существует ли в природе это ООО «Градострой». Может быть, оно базируется где-то в другом месте, но по указанному в контракте адресу его точно нет. Отсюда и тревога: июнь закончился, а у нас зависло в неопределенности несколько объектов социальной сферы, включая детский сад «Родничок» в райцентре. Сильно сомневаюсь, что здесь выполнит работы победитель конкурса ООО «Ремстройуправление № 1» из Эвенска, у которого отсутствует даже производственная база. Но 280 тысяч рублей на торгах он легко сбросил, благодаря чему и получил контракт, попутно оставив не у дел наших предпринимателей.
Есть еще один важный муниципальный заказ на сумму более 2 миллионов рублей: на содержание и обслуживание дороги местного значения в сторону поселков Широкий и Мальдяк. Выставляем на конкурс первый раз - никто не отзывается. Второй раз - с тем же результатом. Что нам делать? Приходится упрашивать предприятия выполнить работы в долг.
- Но не как снег на голову же сваливаются на муниципалов победители электронных торгов? Существует же, видимо, какой-то порядок их представления для местной власти?
Н. Р. Лебедева: - Безусловно, все прописано по законам. Как и положено, после аукционов операторы электронной торговой площадки присылают нам все необходимые документы о победителях. В том числе по ООО «Градострой» мы получили устав, свидетельство о постановке на налоговый учет, выписку из налогового реестра и т. д. Не значилась также эта фирма и в федеральном черном списке недобросовестных предприятий.
- И что вы будете делать, если упомянутые подрядчики вообще не появятся в Сусумане?
- По существующему законодательству нам остается только ждать окончания срока действия контрактов. А будут ли они выполнены - покажет время, которого, правда, остается все меньше и меньше. Как-то повлиять на этот процесс или остановить его мы не в состоянии. И это, пожалуй, один из самых главных минусов проводимых электронных торгов. Получается что-то вроде непредсказуемой лотереи: повезет с подрядчиком - не повезет, сдадим объекты вовремя или нет.
БЕЗ УЧЕТА СЕВЕРНОЙ СПЕЦИФИКИ
- Суммируя вышесказанное, какие бы вы внесли предложения по улучшению существующей системы аукционов и торгов для муниципальных образований, учитывая, что в ней есть и положительные стороны?
А. М. Куршев: - Насколько я информирован, во многих странах от подобных аукционов и торгов для местного самоуправления отказались. На мой взгляд, в эту систему для районов Крайнего Севера необходимо вносить существенные изменения, которые учитывали бы особые условия проживания: отдаленность, сжатый период между отопительными сезонами и т. д. Процедура определения подрядчиков такова, что в случае прокола у нас практически не остается времени и возможностей для замены недобросовестных предприятий и, самое главное, для реализации намеченных планов. Совершенно очевидно, что в известный ФЗ № 94 необходимо вносить изменения по ужесточению требований и критериев отбора для участия в торгах. В конце концов, недопустимо, когда в них участвуют (и нередко, как мы убедились на своем опыте, побеждают) сомнительные, а то и откровенно криминальные личности и структуры, не имеющие даже производственной базы. Открываются фирмы-однодневки, получают предоплату и бесследно исчезают, чтобы потом опять появиться на торгах, но под другим названием.
Н. Р. Лебедева: - Бюджет района на следующий год утверждается в декабре. К этому времени у нас должен быть сформирован и график размещения заявок на муниципальные заказы. А в январе - феврале, как предполагалось, заявки уже должны быть выставлены на электронные (с нынешнего года) торги. Мы начали этим заниматься самым серьезнейшим образом с середины января. Но пока приходится констатировать, что система действует с большими сбоями и нуждается в серьезной доработке на федеральном и региональном уровнях. Возможно, проблему отсева недобросовестных подрядчиков в какой-то мере решили бы залоговые платежи. Выиграл конкурс - будь добр, внеси на счет заказчика некую возвратную залоговую сумму: для гарантии сотрудничества и исполнения договора.
Мухамеджан САХИПОВ.