В АНГЛИЙСКОЙ ГИМНАЗИИ ПРЕПОДАЛИ УРОК ПАРЛАМЕНТАРИЗМА. ЖИВО И ПО-РУССКИ
ДУМ ВЫСОКОЕ СТРЕМЛЕНЬЕ
Юные магаданские «англичане» 10-11 классов посвятили открытый урок «О развитии парламентаризма в России» юбилею – 105-й годовщине Первой Государственной Думы. Началось это столь серьезное общественно-политическое мероприятие с шутливой команды: жвачки изо ртов убрать, мобильники отключить, а далее все пошло по заранее продуманному сценарию.
Сначала гимназисты показали себе и гостям слайды по истории Госдум и по их, образно говоря, высокому стремлению служения России, во всяком случае, как у кого это получалось. Далее слайды подкрепились подготовленными ребятами рефератами, из которых сложилась довольно четкая и интересная система парламентаризма страны, начиная с дореволюционных царских времен и кончая нашими сегодняшними.
Итак, открытый урок напомнил нам (а кто и только что из него узнал), что Первая Госдума была созвана в апреле 1906 года и просуществовала по июль. Фактически состоялась всего одна парламентская сессия. За все это время депутаты ежедневно обсуждали процедурные вопросы и тему незаконных действий правительства. В конце концов это и спровоцировало ее роспуск.
Вторая Госдума просуществовала с февраля по июнь 1907 года. Также состоялась только одна сессия. По депутатскому составу она была значительно «левее» первой. Парламентарии активно обсуждали все то, что происходило вокруг «семьи Государя». В конечном счете это обернулось так называемым «третье-июньским переворотом» 1907 года.
Третья Государственная Дума проработала полностью отведенный ей срок – с ноября 1907 года по июнь 1912-го. Состоялось пять парламентских сессий. В результате введения нового избирательного закона, значительно сократилось количество независимых и оппозиционных царю депутатов.
Четвертая Госдума стала последней в истории дооктябрьской России. Ей также не позволили полностью отработать весь срок своих полномочий. В период с ноября 1912-го по октябрь 1917 года состоялось пять сессий. По своему депутатскому составу эта Дума мало отличалась от своей предшественницы. 3 сентября 1915 года, после принятия Думой выделенных правительством кредитов на войну, ее распустили на каникулы. Вновь Дума собралась, но проработала недолго. Во время революции 25 февраля 1917 года эта Дума была распущена и больше не собиралась. Но формально она существовала до октября.
Пятая по счету Государственная Дума России была избрана спустя 76 лет, 12 декабря 1993 года и просуществовала только два года – столько ей отвела принятая в тот же день Конституция. Госдума следующих созывов работала в стране в 1995-1999 гг., 1999-2003 гг., 2003-2007 гг., 2007-2011 гг. Председателями Нижней палаты современной России избирались И. Рыбкин, Г. Селезнев (дважды), Б. Грызлов (дважды). Как известно, очередные выборы в Государственную Думу состоятся в декабре этого года.
Об этом и о многом другом говорили на открытом уроке старшеклассники английской гимназии. И, конечно же, не забыли они о Магаданской областной, городской думах. Называли годы созывов, председателей В. Пехтина, И. Розенблюма, А. Александрова, А. Попова и других.
«ДЕМОКРАТИЯ В РОССИИ: СЕГОДНЯ И ЗАВТРА»
Так назывался диспут, который провели гимназисты. С короткими резюме по этому вопросу была представлена возможность ознакомиться на открытом уроке. Что же современные молодые люди думают о демократии, олицетворяющей власть народа?
Например, Ксения Козлова считает, что демократия, во-первых, это демократические законы. А во-вторых, когда эти законы государство аккуратно исполняет. Но в России демократия еще не укрепилась, хотя перспективы наметились хорошие. А мнение Анастасии Сигиды таково, что при сильном руководстве, постепенном урегулировании нерешаемых проблем и достижении поставленных задач, возможно что не мы, но наши дети или внуки будут жить и наслаждаться жизнью, стабильно, совершенно. Пускай не идеально, но близко к тому демократическому государству.
Своими соображениями по поводу демократического устройства нашего государства российского поделились также Даша Кудашкина, Наташа Вронская, Даша Чашкина, Полина Клочко и другие. И стоит отметить, что эти юные красавицы были на высоте положения. Вопреки расхожему мнению о «политической недостаточности» прекрасного пола. А тут девушки-старшеклассницы, хоть особо и не оригинальничали в хитросплетениях демократии, но болевые точки в ходе нашего развития народовластия они называли довольно точно.
Какие же барьеры, с их точки зрения, стоят на пути? Гимназистки отмечали большую роль государства в становлении гражданского общества, понимание и единство целей и задач в совместной работе. Не были забыты и политические партии. Правда, здесь прозвучала фраза, что «оппозиция устала от монополии одной партии». (В этом месте аудитория оживилась). Но, подчеркивали девушки, в нашей большой стране демократия – это долгий исторический процесс, в котором не стоит забывать о правах и свободах россиян, тем более, что не все жизненные интересы учитывает сегодня власть. Не сбросишь с чашки весов истории и особенности российского устройства: взять, например, те же многонациональность, многоконфессиональность, разнообразие обычаев, традиций, укладов жизни – это и другое накладывает свои отпечатки, как положительные так и отрицательные, на демократическое развитие.
В конце девичьего «хора» прозвучал вопрос: способны ли граждане России изменить положение в стране, устраивает ли оно их, а если нет, то что предпринять?..
Что предпринять? Точки над «i» попытался расставить Владислав Макеев. Он сказал, что на его взгляд, россиянам недостает самостоятельности и ответственности, правовой и политической культуры, а без этого невозможно создать демократическое государство. Важны также нормальные отношения между различными слоями общества, особенно в части реализации своих прав и обязанностей – одно без другого быть не может. И этому надо учиться. А еще, отметил Владислав особо, для дальнейшего развития демократии нужна активная и эффективная власть, динамично работающая для народа и подотчетная народу. Только общенародная демократия, опирающаяся на безусловную поддержку всех слоев населения, имеет право на существование.
«ЕР» НЕ САМА СЕБЯ ВО ВЛАСТЬ НАЗНАЧИЛА»
Вот и подошло время диалога поколений, который обозначен в рубрике этих самых заметок с открытого урока по истории развития парламентаризма в России. Дело в том, что с самого начала урока ребят внимательно слушал ректор СВГУ, профессор, доктор исторических наук, первый заместитель председателя Магаданской областной Думы, руководитель фракции партии «Единая Россия» в областной Думе и, наконец, секретарь Магаданского регионального отделения ВПП «Единая Россия» Анатолий Иванович Широков. Короче, к ребятам в гости пришел поучаствовать в диалоге преподаватель, ученый, партийный и парламентарий – в одном лице.
Анатолий Иванович с первых же слов похвалил участников открытого урока и сказал, что большинство мнений и суждений выступавших он поддерживает. Далее он подытожил диспут гимназистов: демократия в стране есть, добавив шутливо, но она пока маленькая. А если серьезно, то для ее плодотворного развития должна быть обоюдная работа власти и народа.
Затем секретарь регионального отделения партии «Единая Россия» прокомментировал фразу в выступлении гимназистки о том, что народ устал от власти одной партии. С этим нельзя согласиться. Во-первых, Конституция России запрещает монополию какой-либо одной политической партии, во-вторых, у нас и в Госдуме, и в облдуме работают депутаты от различных партий и действуют фракции. И, наконец, в-третьих, партия «Единая Россия» не сама себя во власть назначила. Да и подделать огромное количество бюллетеней невозможно. Объяснить все можно одним – волеизъявлением народа.
Разговор между депутатом областной Думы и гимназистами плавно перетекает в форму: вопрос – ответ.
– Анатолий Иванович, скажите, пожалуйста, об эффективности борьбы с коррупцией?
А.И. Широков отметил сложность проблемы, приведя в пример то ли исторический анекдот, то ли быль о том, что когда одного путешественника за границей спросили, что делают в России, он ответил: воруют.
На законодательном уровне сделано немало по эффективности борьбы с этим злом. Но в 90-е годы, когда развалилось наше государство, не стало идеи. Теперь она возрождается.
– Как вы относитесь к форсайт-проекту «Детство-2030».
– Отношение сложное. Сегодня я бы голосовал против.
– Что вы, как ректор университета, скажете по поводу новых школьных образовательных стандартов?
– Материалы сырые, их надо дорабатывать. Но мысль есть – школьник должен иметь возможность выбирать профильные дисциплины с учетом своей будущей карьеры.
– Разрабатывает ли Дума документ по проблемам миграции из ДФО?
Анатолий Иванович ответил, что это вопрос для федеральной власти. А то в городе Москве живет 10% населения страны, а у нас никогда людей не хватало. И главная проблема – инфраструктура слабая. И лишь недавно принята программа развития ДВ и Забайкалья. На ее реализацию до 2013 года заложили 3,3 трлн. рублей. Но опять же эти средства не для проедания, а для строительства дорог, портов, газопроводов и т.д. И железная дорога – не фантастика. Представьте себе, инвестор хочет вложить в нашу область большие деньги, у нас много каких богатств. Но приезжает он в Магадан и видит, что к нужному месту не добраться. И отказывается он от своей затеи. Коммуникации должно возводить государство, тогда к нам потянется бизнес.
– Анатолий Иванович, почему не прекращаются теракты?
Первый заместитель председателя облдумы ответил следующее: хотя войсковая контртеррористическая операция на том же Северном Кавказе давно завершена, теракты там, к сожалению, продолжаются, как и продолжаются туда дорогостоящие поездки для поддержания порядка бойцов ОМОНа, СОБРа. Каждого террориста не вычислишь, мы это хорошо знаем на своих примерах. Видимо надо лучше работать сотрудникам правоохранительных дел. А потом терроризм можно назвать вещью социальной – это когда не покончено с неравенством.
– А что вы думаете по поводу НАТОвской агрессии против Ливии?
– Я прежде всего хочу сказать, что мы в Ливии прокололись, отстранившись от нее, не воспользовавшись правом вето в Совете Безопасности ООН. Прокололись, потеряли в дружественной к нам стране многомиллиардные заказы и проекты.
Почему так агрессивно ведет себя НАТО? Да потому, что противовесов ему нет. А таким противовесом, например, может стать ШОС (Шанхайская организация сотрудничества), где только Россия и Китай способны противостоять любой агрессии.
– Что вам дает политическая деятельность?
– Немало. В 2009 году я попал в облдуму единственным из бюджетников. А когда вдруг видишь, что хоть чуточку что-то можно изменить к лучшему в жизни людей то появляется желание больше работать. Но и учиться надо политдеятельности. Я и учусь всю жизнь.
– Расскажите о своих интересах?
– Жалко, что в сутках только 24 часа. На все интересы катастрофически мало времени. А их у меня много: люблю книги, советское кино, наши песни 30-х годов, джаз, лыжи. Люблю встречаться с друзьями…
Участники открытого урока поблагодарили Анатолия Ивановича Широкова аплодисментами. Хотя перед началом урока им было строго-настрого говорено отказаться от рукоплесканий в честь каждого выступления, не на концерте, мол. Но аплодисменты интересному гостю право стоят того, они заслуженны.
И тут же последовала незамедлительная просьба от гимназистов: не мог бы Анатолий Иванович устроить им экскурсию в Магаданскую областную Думу, чтобы на месте и по возможности практически ознакомиться там с организацией парламентаризма. Ответ, конечно, был положительным, приглашение в облдуму получено.
А почему бы и не побывать? Почему бы в стенах Думы не «прикинуть» и не «примерить» этот самый парламентаризм на себя. Пройдет немного лет, а там глядишь… Ведь будущее России – в их руках, в том числе и парламентское.
Валентин СИДОРОВ