Интерес к проекту Русского культурного центра на Аляске «Летопись дружбы: Россия - Аляска - 20 лет спустя» появился у магаданцев. В редакцию стали приходить письма с воспоминаниями о встречах с аляскинцами.
Музыка, культура не знают границ. Спустимся с Аляски и посмотрим, как встречали посланцев Магадана в нижних штатах Америки. Другие рассказы на этой странице вызовут у читателей улыбку, с какой они и были написаны.
Память почти стерла точную дату чартерного рейса, на котором прилетели те, кто практически в полном составе остался тогда или чуть позже в Америке...
Многие пассажиры даже не скрывали двойственной цели своей поездки в беседе с соседом, распивая прихваченную на посошок магаданского разлива 40-градусную или прикуривая сигарету... Тогда это еще разрешалось. Но это был декабрь в его первой декаде.
Самым мерзким было прохождение таможенного контроля в пос. Провидения. На исходе был еще только 1990-й, и в каждом гражданине Советского Союза, пересекающем Государственную границу СССР, обязательно виделся контрабандист... Понимаете, почему? Таким оказалась я. Именно из-за меня была задержка самолета, вылетающего в Анкоридж, на два часа.
Замерзающие в накопителе, прошедшие таможенный контроль, откровенно ненавидели тех, кого с пристрастием обыскивали стражи государственных интересов... Представляете себе: декабрь и Чукотка. Бухта Провидения. Аэропорт. Туалет за «границей», то есть на улице... Это ж вся таможня должна сопровождать пассажиров международного рейса нужду справлять!
А что же тогда делать с «контрабандистами»? Они себе и представить не могли, что надо иметь какую-то справку на провоз валюты, которой кот наплакал...
Мне было предложено добровольно выложить сокрытые доллары. О том, что они у меня были, глаза - зеркало души - выдали, и еще это было известно одному из попутчиков, с кем поделилась наличием двух сотенных, честно заработанных за организацию поездки и сопровождение группы иностранных журналистов, аккредитованных в СССР, по Магаданской области, включая Чукотку. Эта программа пребывания иностранных корреспондентов ведущих газет и журналов европейских СМИ была утверждена МИДом России и пресс-центром CЖ России по согласованию с сектором печати обкома КПСС Магаданской области. С чувством высокой ответственности за успешное выполнение порученного дела, получив обращенные в валюту рубли, я про них практически забыла. Тоже понятно почему: кто тогда в СССР занимался конвертацией и хранил валюту не только в тумбочке, а открыто, в банках России? Справка о приобретении валюты? А что это такое? И где ее дают? Вот уже тогда бы язык прикусить, памятуя, что есть золото и кто может рядом сидеть, располагая тебя к откровению. Короче, я созналась. Мои две зелененькие ушли в пользу государства. Ну и хорошо: оно тогда сильно нуждалось в твердой валюте. Я писала письма и объяснительные на имя больших начальников. Увы! Потом узнала, что этого начтампоста тоже куда-то перевели. Надеюсь, на повышение пошел человек!
Так вот прилетела без копейки и со слезамии на глазах... Встречающим меня рассказала эту историю. Сочувствия в глазах ноль. Тоже понятно почему. Мол, радуйся, что еще не в лагере оказалась - такие вот представления! Проникся только Степан, наш соотечественник, которого родители вывезли в США и который сохранил не только русский язык, но и в какой-то степени менталитет. Проникшись моей бедой и сочувствуя мне, на «BUS» выдал сотню.
Желание было сразу потратить эту зеленую на сувениры всей семье. Тем более что весь Анкоридж, о котором уже была наслышана, сиял разноцветными гирляндами рождественских елок. Что особенно меня тогда поразило, так это сказочное убранство магазинов, супермаркетов, приветствие Санта-Клаусов и ...выступление детских хоровых коллективов в молах крупнейших торговых центров. Все сияло, создавая праздник, вызывая страстное желание окунуться в эту рожденственскую распродажу с головой и все скупить!
И какой, вы думаете, я сделала себе подарок? Даже не джинсы, хотя об американских тогда мечтали все. Адидасовские кроссовки! Белые, с розовыми стрипами, высокие, зимние. Аж за $49.99 с рождественской скидкой! И не сносились они за две зимы!
Через месяц возвращалась тем же маршрутом. Таможенники встречали возвращенцев как бедных родственников, разве только чуть приодевшихся в секонд-хенде да с «мальборой» в зубах, которая тогда стоила чуть больше доллара. Угощали мы сигаретой и стражей границы. Святое дело - поделиться!
Анна ВЕРНАЯ.