Хочешь работать в банке - иди в профлицей


Проблема нехватки рабочих кадров обсуждается уже более десяти лет. Но в последнее время в профессиональном образовании другая беда - некого учить. Поступающих все меньше, и это связывают и с демографической ситуацией, и с нежеланием выпускников получать рабочие профессии. Потому сегодня для многих ключевым становится вопрос не чему учить, а как привлечь студентов и впоследствии помочь им найти дело по душе.

ПРОФЕССИИ, ВОСТРЕБОВАННЫЕ РЫНКОМ

- Начавшийся учебный год для нас можно считать необычным, - рассказывает заместитель директора по учебно-производственной работе Ольга Анатольевна СЮТКИНА. - Во-первых, потому что вступаем в него в новом статусе: в этом году наше образовательное учреждение перешло из федерального подчинения в ведение Департамента образования администрации Магаданской области, в очередной раз изменив свое название, и теперь это ГОУ НПО Магаданской области «Профессиональный лицей ? 4». А во-вторых, год можно считать юбилейным, хотя мы перенесли юбилей на будущий…

Впрочем, тут у нас произошли разночтения. Дело в том, что впервые занятия здесь начались в сентябре 1985 года, а документально приказом областного управления профессионально-технического образования ? 31 от 30 мая 1985 года на базе СПТУ ? 1 образовался филиал среднего профессионально-технического училища ? 4. А самостоятельность он обрел через год. Так что изначально в этом году ему четверть века.

Но это детали. Главное то, что здесь помнят и первого директора, - с 1986 года училище возглавлял Яков Исаакович Золотарев, и последующих: Виктора Аркадьевича Шматкова, Валентину Николаевну Фоменко. А в 1996 году, когда училище возглавляла Алла Ивановна Радовская, оно было преобразовано в профессиональный лицей. Годом позже его директором стала Елена Георгиевна Небольсина. А последние десять лет руководит коллективом Римма Энеевна Матушевская.

Первые выпускники получали такие нужные в то время профессии, как механик по обслуживанию и ремонту радио- и телевизионной аппаратуры, матрос-моторист, электромонтер телефонной связи, киномеханик, швея-мотористка. В 1994 году на базе общего среднего образования стали обучать ребят такой новомодной профессии, как банковский служащий. А через три года ввели ряд новых специальностей: контролер Сберегательного банка, кассир, секретарь суда, оператор связи, социальный работник, оператор ЭВМ, программист 1С, судоводитель маломерного судна. Потом появились секретарь-референт, делопроизводитель, страховой агент.

Как видите, и потребность территории, и конкурентоспособность в разные годы учитывались. И востребованность наших специалистов всегда была на высоте. Так, 57 выпускников 2007/ 2008 учебного года работают по специальности оператор связи, а многие из них совмещают работу с обучением в высших учебных заведениях. По профессии агент страховой 13 выпускников 2008/2009 учебного года стали сотрудниками страховых компаний. С 2007 по 2009 год по профессии контролер Сберегательного банка, кассир трудоустроено 28 выпускников.

В прошлом году, например, 23 преподавателя и мастера производственного обучения вели подготовку по восьми профессиям, всего обучалось
230 ребят, а выпускников было 155 человек.

В этом году учащихся вдвое меньше, чем в прошлом. Пока к занятиям приступили около сотни ребят, но набор еще не закончен. И выбор профессий для них заметно сократился, сегодня на базе среднего (полного) общего образования обучают только по трем из восьми залицензированных: бухгалтер, контролер Сберегательного банка, оператор связи.

Вот и получается, что просто необходим качественный долгосрочный прогноз социально-экономического и научно-технического развития в увязке с обеспечивающими его кадровыми потребностями.

И СОТРУДНИЧЕСТВО, И ПОМОЩЬ

- И тут нам приходится переориентироваться, - пояснила заместитель директора по учебно-воспитательной работе Наталья Анатольевна ПРОШКИНА, - но не в том плане, чтобы открывать новые специальности, а чтобы формировать профессиональный заказ на будущих специалистов. Такие потребности есть: положим, налажено социальное партнерство со многими банками - филиалом Сбербанка, ВТБ-24, Росбанком, наши учащиеся проходят там практику и потом их охотно берут туда на работу. Давние партнерские связи с УФПС, почтовыми отделениями. Управление социальной защиты направляет к нам на обучение своих работников. Кроме того, в рамках оказания платных образовательных услуг ведется курсовая подготовка по заказу государственной инспекции по маломерным судам, их специалисты за три недели обучения получают удостоверения на право судовождения. В июне - июле по заказу предприятий «Магаданэнерго» и «Магаданэнергосбыт» группа их сотрудников проходила целевое повышение квалификации по направлению «Делопроизводитель».

Так мы реально работаем в тех условиях, которые имеем, выстраивая свою стратегию выживания. Рассчитываем на то, что нашими образовательными услугами по дополнительному профессиональному образованию заинтересуются и другие предприятия. А вообще, учиться у нас интересно, и те из ребят, у кого есть мотивация к получению знаний, получат поддержку и пойдут дальше.

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО

Работа в условиях жесткой конкуренции, внедрение новых технологий предполагают повышенный спрос на квалифицированных специалистов, способных обеспечить максимально эффективную работу предприятий. А где же их брать, как не в хорошем учебном заведении? И тут на помощь приходит новая система отношений между образовательными учреждениями и работодателями - социальное партнерство. Оно помогает всем его участникам объединиться в поиске оптимальных путей реализации как своих собственных интересов, так и общего экономического интереса, заключающегося в подготовке квалифицированных кадров, востребованных рынком труда. Вот как об этом рассказывает специалист по связям с общественностью Управления Федеральной почтовой связи Магаданской области Наталья Васильевна ПАВЛЮК:

- УФПС Магаданской области - филиал ФГУП «Почта России» в течение долгих лет эффективно сотрудничает с Профессиональным лицеем ? 4 г. Магадана, так как наша организация думает не только о дне сегодняшнем, но и о том, какой будет почта завтра: кто придет к нам работать, в каких условиях люди будут трудиться. И мы прекрасно понимаем, что именно лицей готовит наш главный кадровый резерв - профессионалов основного производства.
С 2001 года между Профессиональным лицеем ? 4 и Управлением Федеральной почтовой связи заключен договор о социальном партнерстве, который действует и на сегодняшний день. Основные его цели - эффективная подготовка кадров для почтовой отрасли территории, создание благоприятных условий для обучения и последующего трудоустройства учащихся, их дальнейшего карьерного роста. В рамках договора наше предприятие помогает этому образовательному учреждению в укреплении материальной базы, организует практику учащихся в отделениях почтовой связи города и области, гарантирует трудоустройство выпускников. Лицей, со своей стороны, готовит квалифицированные кадры по специальным программам с учетом требований предприятия. Такое сотрудничество выгодно всем. Но остановимся на основных его моментах.

В связи с тем, что технологические циклы, осуществляемые оператором почтовой связи, выполняются с использованием различной техники, мы помогли лицею в приобретении оборудования. В компьютерном классе лицея была установлена программа WINPOST для проведения уроков производственного обучения операторов почтовой связи и проведено обучение сотрудников, и это помогает осуществлять их качественную подготовку непосредственно в лицее.

При содействии руководства ОСП «Магаданский почтамт» в лицее была создана мини-лаборатория для проведения практических занятий: в частности, предоставлено различное почтовое оборудование, бланочная продукция - все то, с чем необходимо учиться работать операторам связи. Это позволяет учащимся на практике отрабатывать основные технологические процессы, связанные с их будущей деятельностью.

Управление предоставило лицею бесплатную подписку на корпоративные издания - газету «Почтовые вести» и журнал «Почта России», которые в течение ряда лет регулярно передаются в библиотеку лицея, что помогает преподавателям и учащимся постоянно быть в курсе событий и изменений в отрасли, чувствовать себя частью такого огромного коллектива, каким является «Почта России».

Одно из наиболее важных направлений сотрудничества - производственная практика, ее проходят у нас все без исключения учащиеся. Основная часть ребят работает в отделениях почтовой связи города, но прибывшие из других населенных пунктов направляются для прохождения практики в свои поселки, что способствует дальнейшему закреплению там кадров. Так, например, в Оротукане, Сеймчане с 2004 года регулярно проходят практику учащиеся лицея. А наиболее успешные из них получают возможность по договору устроиться на работу, им предлагают заканчивать обучение, уже трудоустроившись. При нынешней нехватке кадров востребованными становятся все учащиеся.

Ежегодно всем выпускникам, получившим диплом по специальности оператор почтовой связи, предоставляются рабочие места в отделениях связи города и области. С 2007 по 2009 год было трудоустроено 57 выпускников. При этом все они могут рассчитывать на полное соблюдение трудового законодательства. Придя на почту, они получают стабильную работу, социальные гарантии, регулярную заработную плату, перспективы карьерного роста. Многие выпускники лицея занимают руководящие должности на предприятии, продолжают обучение.

Современное производство требует подготовки кадров, владеющих как профессиональными, так и общими компетенциями, включающими способность работать в команде, анализировать ситуацию, осуществлять оценку и коррекцию деятельности, нести ответственность за результаты труда, использовать информационно-коммуникационные технологии, умение общаться с коллегами, руководством, клиентами. Подготовка таких специалистов возможна только во взаимодействии учреждений профессионального образования и предприятий - заказчиков кадров. Ведь только такое сотрудничество может реально повысить качество подготовки кадров, что в свою очередь скажется и на устойчивом экономическом развитии области. В условиях рыночной экономики только в тесном контакте с работодателями учебные заведения смогут выполнить свое главное предназначение - обеспечить качественную подготовку кадров по профессиям, востребованным на рынке труда.

Вера ДИДЕНКО.
"Магаданская правда"









Колымские колонки