Участковый по прозвищу «Шериф»


Машин в Талой немного. С одной стороны, для курортного поселка это хорошо: воздух, напоенный хвоей, хоть на куски режь и увози с собой в загазованный Магадан, в пыльные населенные пункты трассы. С другой стороны -свидетельство крайне скудного достатка его жителей. И потому милицейская машина здесь особенно приметна. За небольшой срок моего пребывания на Талой я встречала ее и на курорте, и в самом поселочке, состоящем всего из шести пятиэтажек, неоднократно. Народ здесь даром что небогатый, но приветливый, в том числе и дети.

Увидев, что я провожаю взглядом милицейскую машину, один из мальчишек, стоящих у школы, сказал мне:
- Наш шериф поехал.

- Почему шериф?

- А потому что за порядок отвечает. Знаете, как в фильмах? -И неожиданно для меня в общем-то небольшой пацаненок очень точно процитировал популярную киношную фразу: «Пока я здесь, это территория Закона».

Потом эту фразу, только в другой интерпретации, без приколов, почерпнутых из боевиков, я слышала и от людей старшего поколения:

- Андрей Шевелев - один из лучших участковых, которые были в Талой за последние годы.

Вообще-то его должность называется еще скромнее - он помощник участкового, хотя на его широких плечах забота о порядке сразу в двух поселках, лежащих за десятки километров друг от друга - Талой и Атке. Так что тут без машины никак не обойтись.

Познакомилась я с участковым - помощником здесь никто Шевелева не называет - в тот радостный день, когда милиция в его лице переселялась в новое помещение, в квартиру на первом этаже пятиэтажки. Побывавший незадолго до того в командировке на Талой, начальник УВД области генерал-лейтенант милиции А.Ф. Сергеев на встрече с главой поссовета отметил непорядок: в Талой столько пустующих квартир, а пункт участкового оперуполномоченного ютится бог знает в каком помещении.

Первым делом Андрей перевез компьютер, в котором база на всех жителей поселка, в том числе и на прописанных, но постоянно здесь не проживающих, - они приезжают в Талую только летом, на отдых. В общей сложности это 450 человек. За год с небольшим практически каждого он узнал в лицо и, как говорится, понял, кто чем дышит.

А вообще-то Андрей - парень магаданский, здесь он родился, окончил 21-ю школу, о которой вспоминает с большой теплотой, затем лицей, где получил профессию автомеханика. Отсюда ушел служить в армию, на Камчатку. А когда демобилизовался, один из его старших друзей предложил:
- Андрей, а почему бы тебе не пойти на службу в милицию? Ну не понравится, всегда сможешь уйти. А я уверен: эта работа как раз для тебя. Ты же прирожденный солдат правопорядка: сильный, спортивный, трудностей не боишься, беспорядка ни в чем не терпишь. А самое главное - умеешь с людьми ладить.
Так Андрей стал милиционером-водителем. И сейчас он считает, что в выборе профессии не ошибся. Это действительно его призвание. Когда ему через несколько лет предложили попробовать себя в роли помощника участкового, он согласился. То, что служба в глубинке, почти за 300 километров от областного центра, его не пугало, скорее привлекало: именно здесь можно познать все тонкости милицейской работы.

Талая - поселок особенный. Во-первых, это одно из красивейших мест Колымы. Во-вторых, природа одарила его целебными источниками, благодаря которым здесь ежегодно восстанавливают, укрепляют свое здоровье тысячи северян, и взрослые, и дети. Но, как и большинство колымских поселков. Талая пережила период великой депрессии, когда рухнул замечательный совхоз, когда исчезли оранжереи, теплицы курорта, обогреваемые природным девяностоградусным источником, когда были снесены дома частного сектора и Талая стала сокращаться, как шагреневая кожа.

И только некогда крохотное поселковое кладбище в 90-е годы стало разрастаться на глазах. Чуть ли не главной причиной тому - пьянство.

- Это наша главная поселковая беда, - говорит участковый. -Пьют многие, только кто-то втайне, по-тихому, а кто-то со скандалами, с шумом, драками. Боремся и с теми, и с другими. Главное, уберечь от этого пристрастия молодежь, подростков.

Подобных поселков, как уже было сказано, на Колыме немало. Мне приходилось писать о серьезных преступлениях, совершаемых подростками Колымы, начинались которые с подъездных пьянок. И жильцы ничего не могли с этим поделать. На Талой такого нет. Хотя здесь тоже немало брошенных квартир, где прежде собирались собутыльники, и взрослые, и молодежь. Ну а жители, ничтоже сумняшеся, несли сюда мусор. Теперь квартиры почистили, закрыли на замки. И участковый регулярно проверяет их сохранность.

ЧП могут случаться и на курортных дискотеках, где Андрей постоянный гость. На одной из них он увидел, что несовершеннолетний пьян. Тот стал отрицать очевидное, причём внаглую, с напором: мол, вам бы, милиции, только бы невинного обвинить, да я алкоголя в рот не брал.

- Что ж, - сказал участковый, - давай договоримся: если освидетельствование покажет, что я не прав, то принародно извинюсь перед тобой.

Освидетельствование подтвердило: степень опьянения есть, не тяжёлая, но все-таки есть. Этого подростка Шевелев поставил на учёт, и сегодня - постучим! - к тому нареканий нет.

Случаются на курорте происшествия и покруче, уже со взрослыми отдыхающими, которые вместо минералки потребляют сорокаградусную, да так, что и в ночь, и заполночь невольными слушателями их застолий становится весь этаж. Замечания вахтёра, медсестры для них не указ. И здесь снова появляется участковый. Он и представитель закона, и психолог, который никогда не будет раздувать конфликт, сначала попытается решить вопрос мирным путём. Если это получится, то уж в дальнейшем дело главного врача, персонала санатория принять решение: оставить ли этих людей в санатории, или отправить по месту прописки со всеми вытекающими обстоятельствами.

Так же и с поселковыми пьяницами. Врач Зинаида Васильевна Смирнова, отдавшая курорту почти сорок лет, видевшая и его расцвет, и его падение и очень надеющаяся на возрождение, в своих характеристиках о людях всегда сдержанна, зря слова не скажет, ни плохого, ни хорошего. Так вот, о Шевелеве она отзывается следующим образом:

-Талой повезло с Андреем. Это человек думающий, сильный, волевой. И в то же время добрый. Даже когда он утихомиривает пьяниц, не допускает оскорбительных слов. И если это не совсем уж пропащие люди, они платят ему уважением, как бы парадоксально это ни звучало. Сидят они где-нибудь на солнышке, потребляют любимый напиток. Появляется участковый. Никто не скажет: «Вон идёт мент позорный». Говорят так: «Ребята, разбегаемся. Андрюха на горизонте».

И ещё одну характерную деталь отметила врач Смирнова: мобильник Шевелева доступен в любое время дня и ночи. В отличие от прежних участковых, он не отключает его никогда.

Случаются ли в посёлке более серьёзные правонарушения и преступления? Да, одно из них произошло уже в бытность Шевелева участковым, правда, сам он находился в отпуске. Односельчане поговаривают, будь участковый на месте, такого бы не случилось.

Итак, пенсионерка, живущая в соседнем с нынешним помещением милиции подъезде, находясь в пьяном угаре, отрезала мужу уши: якобы за то, что он украл у неё 3 тысячи рублей. Впоследствии выяснилось, что она сама положила их в книжку и с пьяных глаз об этом забыла.

- И что же в дальнейшем? -спрашиваю участкового.

- Ну что, в суде супруги помирились. Врачи уши пришили, правда, рука у мужа плохо работает, сухожилие задето. История ужасная. Одна надежда, что на малопьющих (пока) да на молодёжь она впечатление произвела, послужит хоть в какой-то мере уроком.

...С группой этих ребятишек мы с моей коллегой Ириной Нефёдовой случайно встретились на берегу небольшой речки. Как обрадовались сельские дети новым людям, как просили они нас, чтобы мы подольше не уходили: хотели продемонстрировать нам своё искусство в прыжках с переворотами в воздухе - трамплином служила панцирная сетка от кровати, потом показали, как в считанные секунды можно преодолеть болотистое поле, перепрыгивая с кочки на кочку.

Им было весело, а нам стало грустно: такое можно увидеть лишь в фильмах тридцатых, а то и двадцатых годов. Между тем в школе есть спортивный зал, как объяснил участковый. Директор Татьяна Михайловна Бердникова, с которой он работает в контакте, многое делает для детворы Ранней весной завхоз школы в свои выходные выводит ребятишек на лыжные прогулки, есть учитель физкультуры - женщина. Но эти мальчишки в школьный спортзал не ходят, говорят, что они хотят заниматься с тренером по карате.

- Но где же его взять? - задаётся вопросом Шевелев. Он, кстати, отлично знает этих ребят, среди которых есть и проблемные. -Кто поедет в такую даль на такую зарплату? Какой преподаватель физкультуры, да ещё и с высшим образованием?

- Ну а надежды, перспективы?

- Они есть. Насколько мне известно, государство намерено вложить весьма существенные средства в развитие курорта. Тогда заживём по-новому. А пока делаем, что можем.

Кстати, есть в работе поселкового милиционера и элемент чисто северной экзотики. Прошлым летом, например, охранял ночами курорт от медведей, которых просто манил запах столовой.

На столе у Шевелева лежит синий, тиснённый золотом справочник участкового уполномоченного с милицейским гербом - «Щит и меч». Есть там глава о решении экологических проблем. Помнится, года три-четыре назад, когда из Талой ушла колония, посёлок погряз в мусоре - некому было вывозить. Участковый порадовал меня сообщением, что тальский житель Владимир Баханов нашёл решение: установил прицепы для его сбора, и теперь проблема снята - от населения нет ни одной жалобы. Кстати, именно Владимир оказал посёлку неоценимую услугу, предоставив те же самые прицепы для вывоза мусора из покинутых квартир.

Вот на таких людей и опирается в своей работе участковый. Ещё крепко помогают ему пожарные. Недавно, например, с их помощью снял с козырька мужчину, который, конечно же по пьяной лавочке, выпал из подъездного окна. Приходят ему на помощь эти парни и когда надо утихомирить особо разбушевавшихся пьянчуг. Договориться по-мирному удаётся не всегда, а милиционер на оба посёлка один.

Наверное, надо сказать пару слов и об Атке. Как бы ни велико было количество любителей зелья в Талой, не они делают погоду. Людей, влюблённых в свою работу, в великолепную природу - неотъемлемую часть курортного посёлка, - здесь несравненно больше.

А вот когда подъезжаешь к Атке, на душу накатывает тоска, думаешь, как живут среди этих руин люди? И никакая природа не прикроет развалившиеся хибары, здания, зияющие выбитыми глазницами окон. Ответ участкового был неожиданно оптимистичным:

- Зато в Атке хороший, деловой глава администрации. И мы с ним работаем в тесном контакте. Как бы судьба ни распорядилась, человек должен делать своё дело. Как служба велит.

Светлана ШЕШИНА
"Северная надбавка"









Колымские колонки