Золото и воля


Сегодня почти каждый день в телеэфире и с страниц газет можно услышать о "вольном приносе" золота. Как-то примелькалось уже это словосочетание. А раз так, то и пропускаем мы его уже по привычке мимо ушей, подсознательно замечая: "Всё равно я золото мыть не пойду, вот кто пойдёт, тому это, наверное, надо". Позиция в общем и целом понятная. Как та хата, которая с краю.

А между тем принятие Госдумой так называемою закона о «вольном приносе», о котором так много говорится в последнее время, способно очень существенно изменить ситуацию на территории. То, о чём пойдёт речь, прямо или косвенно, затрагивает всех. И не только колымчан, но и жителей всех золотодобывающих регионов России.

Красные бусины.

Золото на Колыме добывают вот уже больше 80 лет, с тех пор как экспедиция Билибина нашла здесь первый самородок. По оценке комитета экономики администрации Магаданской области, около 90 процентов разведанных запасов уже отработаны. Количество золотых россыпей, имеющих запасы более 100 кг металла, сократилось в несколько раз. При этом количество объектов с запасами менее 10 кг не имеющих никакого промышленного значения, исчисляется тысячами Это звучит категорично, почти как приговор. Но только не для специалиста. Ведь отработаны эти месторождения только для промышленной добычи. Для крупных золотопромышленников работать на отвалах и отходах производства по существующим условиям неинтересно. А вольноприносителя туда просто так не пускают. Нужны деньги, аукционы и нереальная для простого человека волокита.
Мы сидим в кабинете начальника Департамента природных ресурсов областной администрации Виктора Проказина. Он показывает карту. На чёрную нитку автодороги, как красные бусины, нанизаны кружки отработанных месторождений. Красный цвет как сигнал бедствия жителей трассы. Он означает, что работы здесь уже не ведутся. А самостоятельно не зайдёшь. Вот такой светофор. А куда людям податься?

- Старательство - это не просто профессия, - рассказывает Виктор Николаевич, - это дар от Бога. Старатель золото чувствует. Невозможно научить этому в институтах и университетах. У нас ведь целые династии старателей есть. Надо их поддержать. Чтоб они работали и зарабатывали без оглядки. Им очень нужен "вольный принос".

Принос - не пронос

Глупо было бы считать, что старатели все поголовно сидят у телевизора и ждут решения Госдумы. Семьи-то кормить надо каждый день. А другого ремесла в руках у большинства старателей просто нет. И понятно почему. Пока не узаконили "вольный принос", многие занимаются "невольным проносом". Это даже не чёрный, а серый рынок, потому что о его существовании знают все. Почти официальная цифра для золотодобывающих регионов - 10-15 процентов фактически добываемого золота уходит налево. Это плановые потери. Государство не получает с этого золота ничего. Если пересчитать на деньги, сумма впечатляющая получится. Вот только старатели что-то с этого чёрного золотишка не очень-то разбогатели. Потому что вынуждены сдавать его на кабальных условиях, по которым половина от выручки - за счастье. Наживаются другие. Те, кому "вольный принос" не нужен.

"Запрещать и не пущать"

Один из основных аргументов противников закона - невозможность проконтролировать работу старателей и возможное создание криминогенной среды. Мягко говоря, странная позиция. Как будто сейчас кто-то контролирует старателей, а уже существующая криминогенная среда кем-то воспринимается как милицейская суббота. Действительно, после принятия закона хлопот у правоохранительных органов прибавится. Ведь сегодня серого старателя можно задержать и посадить за несколько граммов (как когда-то при Сталине за пять колосков) и отрапортовать о хорошей раскрываемости. А когда старатель станет вольноприносителем в законе, его нужно будет защищать от лихоимцев, которые попытаются обложить работяг данью. Хотя вряд ли кто-то считал, сколько преступлений совершается теми, кто лишился работы в золотодобывающей отрасли. А после принятия закона несколько тысяч колымчан займутся делом, которое может обеспечить их достойную жизнь вполне легально. И этот фактор наверняка положительно отразится на криминогенной обстановке в регионе. А значит и на жизни тех, кто золото видел только в витрине ювелирного магазина.

Наверняка немногие знают, что до 1954 года «вольный принос» был разрешён. В архивах можно найти подтверждения тому, что вольноприносители были в почёте. Им и квартиры давали в Магадане, и дефицитом отоваривали. Они пополняли золотовалютный запас и были, по сути, "государственными" людьми. После 1954 года «принос» на какое-то время разрешали, но ненадолго. Как будто считали: не всё то золото, что блестит (пусть его будет меньше, лишь бы народ на Севере не баловал). Получается, что государственный запрет - это показатель не силы государства, а его слабости. Ведь запрет на вольноприносительство действовал тогда, когда государство ослабело настолько, что просто распалось. Слабость и бессилие государства выражались в отказе государственных органов решать социально-экономические проблемы граждан и неумении организовать контроль за исполнением законов. И теперь уместно вспомнить, сколько за последние десять лет было сделано для укрепления государственной вертикали в России. Поэтому принятие закона о "вольном приносе" в полной мере вписывается в исторический контекст. И, пожалуй, самое главное - принятие этого закона снимет с жителей золотодобывающих регионов негласно установленный статус потенциальных преступников. "Ведь если человек живёт рядом с золотом, он ведь может его взять". А после принятия закона действительно каждый (кто, конечно, умеет) может взять золото, чтобы сдать государству, получить за это хорошее вознаграждение и обеспечить себя всем тем, что давно уже перестало быть дефицитным.

Я б в старатели пошёл

Об основных положениях поправок в закон рассказывает начальник Департамента природных ресурсов администрации Магаданской области Виктор Проказин: - Для того чтобы стать вольноприносителем, нужно будет зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя и подать заявку для получения лицензии. Согласно законопроекту лицензия должна выдаваться без проведения конкурса или аукциона на региональном уровне. Плата за лицензию чисто символическая, как за оформление обычных документов. В лицензии должны быть чётко прописаны координаты участка. Есть в законе одно условие: нельзя использовать наёмный труд, чтобы все вольноприносители находились в равных условиях. Предполагается, что добытое золото будет сдаваться в золотодобывающие организации, которые регулярно направляют свою продукцию на аффинажные заводы. При этом законом для вольноприносителей будет предусмотрено упрощённое налогообложение.

Закон в цифрах

Только на территории Магаданской области принятие этого закона, по прогнозной оценке руководителей администраций районов, позволит обеспечить рабочими местами более 2000 человек. Причем для этого не понадобится ни копейки государственных инвестиции. Вольный принос позволит повысить добычу золота примерно на одну тонну в год. Дополнительно обеспечит во все уровни бюджета около 267 млн рублей налоговых поступлений. А ведь принятия закона ждут не только у нас, но и в других регионах России, где добывают золото: в Якутии и Красноярском крае, в Иркутской и Амурской областях, в Хабаровском крае, в Бурятии, в Туве, в Хакасии, на Чукотке и Камчатке, в Читинской, Свердловской и Челябинской областях.

Золотая подпись

В моих руках ксерокопия документа, на который наложена такая резолюция: " Нарышкину, Трутневу (руководитель администрации президента, министр природных ресурсов и экологии. - Прим. авт.). Поддержите законопроект". Подпись Д. Медведев. Дата 13.05.10.

Днём ранее на личном приёме у президента побывал губернатор Магаданской области Николай Дудов, который рассказал Дмитрию Медведеву о необходимости принятия закона.
Эту подпись можно сравнить с золотым самородком. Чтобы "добыть" его, колымчанам пришлось переработать тонны бюрократической породы. Ведь закон о «вольном приносе» пробивается не один год.

В июне на очередном 40-м заседании Магаданской областной Думы по инициативе фракции "Единая Россия" было принято постановление о законодательной инициативе по внесению в Госдуму проекта федерального закона" О внесении изменений в Закон РФ "О недрах". В этом документе речь идёт и о «вольном приносе». Документ принят к рассмотрению. Как говорят в региональном отделении партии "Единая Россия", колымские единороссы в любой момент готовы вылететь в столицу, чтобы в здании Госдумы защитить закон, который ждут не только у нас на Колыме.

Игорь АЛЕКСЕЕВ
"Колымский тракт"









Колымские колонки