Для повышения инвестиционной привлекательности отработки техногенных россыпей нужны изменения и дополнения в ФЗ «О недрах»


Председатель Магаданской областной Думы Сергей Абрамов принимает участие в работе Парламентской ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье». В этот раз заседание посвящено совершенствованию законодательства в сфере недропользования.

Минерально-сырьевая направленность экономики для Колымы есть и останется важнейшей. C 1928 по 2016 годы из ее недр добыто более 3 тысяч тонн золота, более 14 тысяч тонн серебра, около 72,5 тысяч тонн олова, более 85 млн тонн угля. В последние годы горнодобывающая отрасль региона активно развивается. С 2009 уровень добычи золота вырос на 12,2 тонн, с 15,7 до 27,9 тонн. Добыча серебра увеличилась на 204 тонн, с 685,2 до 889,2 тонн. По итогам 2016 года регион занял 3 место в России по добыче золота и первое - по добыче серебра. В россыпной золотодобыче Колыма лидирует: в прошлом году из россыпей добыто 15,9 тонн. В целом доля горнодобывающего комплекса в структуре промышленного производства области составила 84,3% (в 2015 - 82,2%). От него в доход регионального бюджета в 2016 году поступило почти 13 млрд рублей, - на 3,7 млрд рублей больше, чем годом ранее. Поступления по НДПИ составили 4,1 млрд рублей - на 970 млн рублей больше, чем в 2015 году.

Большое значение для работы предприятий, осуществляющих геологоразведку и добычу драгоценных металлов, имеет законодательная база.

О том, какие изменения предлагает внести в нее Магаданская областная дума и Правительство региона, рассказал РИА «КОЛЫМА-ИНФОРМ» председатель заксобрания Колымы Сергей Абрамов.

Сергей Васильевич, основными для недропользования являются законы Российской Федерации «О недрах», принятый в 1992 году, «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», принятый в 1995 году, а также кодексы: Земельный, Лесной и Водный. Что колымских депутатов в них не устраивает?



- Закон «О недрах» позволил внедрить значимые элементы рыночных отношений в недропользование, привлечь в горнодобывающую отрасль частный капитал, стабилизировать и увеличить добычу основных видов полезных ископаемых. Однако за четверть века выявились проблемы законодательства о недрах, о драгоценных металлах и драгоценных камнях, и необходимость его совершенствования чувствуется все острее.
Основным недостатком закона «О недрах» могу назвать то, что он ориентирован на добычу углеводородного сырья, освоение рудных месторождений, без учета специфики добычи россыпного золота, которая в структуре отрасли в Магаданской области составляет более 50%.

В связи с этим хочу выделить несколько аспектов. Во-первых, Магаданская область годами ставит вопрос о создании законодательной базы об упрощенной схеме отработки техногенных россыпей.

Как показывает российский и зарубежный опыт, возникающие в процессе первичной переработки россыпных месторождений техногенные россыпи многократно перерабатываются. на Колыме в бассейнах рек Хатыннах, Малый и Большой Ат-Юрях, Оротукан, Берелех золотодобыча ведется с 30-40 годов ХХ века, и некоторые техногенные россыпи перерабатывались более трех раз.

Каждая последующая переработка, не связанная с новыми технологиями, вела к дальнейшим потерям трудноизвлекаемого золота и создавала «новые» техногенные россыпи, ухудшая технологические возможности для извлечения полезных компонентов.

Сегодня на Урале, Забайкалье, Ленском приисковом районе, Приамурье, Магаданской области, Чукотке скопились огромные ресурсы техногенных россыпей, и почти все они содержат золото. Только на Колыме образовано до 1,5 миллиардов кубометров отходов горнодобывающего производства, пригодных к сплошной отработке с извлечением металла. Но они не рассматриваются как самостоятельные ресурсные образования.

Для повышения инвестиционной привлекательности отработки техногенных россыпей нужны изменения и дополнения в ФЗ «О недрах», чтобы обеспечить их предоставление в пользование по заявочному принципу без проведения конкурсов и аукционов. Кроме этого, в пределах техногенной россыпи, предоставленной по лицензии , считаю нецелесообразным проводить дополнительное геологическое изучение, т.к. первичное месторождение было хорошо изучено.

Считаю, что не нужно и проведение госэкспертизы запасов техногенных россыпей. По своему строению они являются сложными образованиями с низким содержанием полезных ископаемых в основной массе пород, полезные ископаемые сконцентрированы на небольших локальных участках, закономерности в их распределении нет, и потому достоверность подсчитанных запасов полезных ископаемых очень низка. Россыпи отрабатываются на основе предпринимательского риска.

Все это учтено в разработанном правительством Магаданской области проекте ФЗ «О внесении изменений в Закон РФ «О недрах» (добыча (извлечение) полезных ископаемых (компонентов) из отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств)». В ближайшее время его направят в Государственную Думу.

Есть еще одна проблема: часто при проведении аукциона на право пользования недрами появляется только один желающий, и он по закону не может получить лицензию.



В регионе не всегда есть два заявителя, и это ведет к искусственному созданию состязательной формы распределения недр. Это характерно как в отношении участков недр местного значения, так и в отношении участков недр иных категорий. Поэтому необходимы поправки к Закону «О недрах» для установления возможности предоставления права пользования участком недр единственному участнику аукциона, а также запрета на участие в торгах связанных между собой лиц, входящих в одну группу по одному или нескольким признакам, установленным антимонопольным законодательством. Такой законопроект разработан Министерством природных ресурсов и экологии РФ, но до сих пор не внесен на рассмотрение в Госдуму.

А как обстоит дело с продвижением закона и «вольном приносе»?



Вопрос требует правового регулирования. Вольноприносительству в России больше века, в советский период оно существовало до 1954 года. В других странах в разных формах оно существует до сих пор и позволяет добывать драгметаллы и камни на отвалах и отходах горнодобывающего производства. У нас же попытки легализации непромышленной добычи россыпного золота физическими лицами не раз предпринимались в виде законодательных инициатив губернаторами Красноярского края и Магаданской области, но они отклонялись.

За 80 лет золотодобычи на Колыме многие промышленные россыпные месторождения были отработаны с помощью высокопроизводительной тяжелой техники. Но в их границах остаются золотоносные участки - борта полигонов и межполигонные целики, т.е. небольшие площади, содержащие россыпное золото, которое не учтено государственным балансом полезных ископаемых, или с запасами до первых килограммов. Они не представляют интереса для промышленной отработки, и их можно предоставлять индивидуальным предпринимателям.

Эта проблема не столько экономическая, сколько социальная. В Магаданской области много людей, которые долгие годы работали в старательских артелях, они знают, где на отработанных россыпных месторождениях может остаться незначительное количество золота, и готовы заняться его индивидуальной добычей. По нашей оценке, после принятия закона около тысячи колымчан смогут это делать, обеспечивая себя и свою семью заработком. Решение вопроса повлияет и на развитие въездного туризма в Магаданской области.

Законопроект разработан министерством природных ресурсов и экологии РФ во исполнение поручения Председателя Правительства России Дмитрия Медведева от 15.10.2015 г. Сейчас он проходит согласования. По проекту, индивидуальным предпринимателям можно предоставлять россыпные месторождения, с учтенными государственным балансом запасами золота до 10 килограммов. Мы же предлагаем предоставлять им участки недр не только с указанными запасами, но и с отсутствием запасов любой категории и апробированных ресурсов россыпного золота. Эти предложения от имени губернатора Магаданской области направлены в Министерство природных ресурсов России, Роснедра и Минвостокразвития, но, к сожалению, пока поддержки не нашли.

Проект находится на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов с ноября 2015 года. Надо ускорить принятие проекта изменений в ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» и в Закон РФ «О недрах».

У Магаданской областной Думы есть предложения по перераспределению средств от проведения аукционов на право пользования недрами. Как это должно выглядеть?



Сейчас все средства от проведения аукционов на право пользования недрами, за исключением участков недр, содержащих месторождения природных алмазов и участков недр местного значения, поступают в федеральный бюджет. Но такое положение не отвечает интересам субъектов Российской Федерации, на территории которых месторождения находятся. В связи с этим предлагаем законодательно закрепить распределение средств, полученных по результатам аукционов, в пропорции 50/50 (50% - в бюджет региона и 50% - в федеральный бюджет). Эта снизит уровень дотационности областного бюджета и положительно скажется на решении его социально-экономических вопросов.

Есть и еще один аспект. Он касается предоставления в пользование участков недр местного значения. Для эффективной работы системы лицензирования в этой части в обоснование получения права пользования недрами нужно наличие госконтракта, заключенного по ФЗ-44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», для выполнения которого нужны общераспространенные полезные ископаемые.

Законопроект «О внесении изменений в Закон «О недрах» по вопросу предоставления права пользования участками недр местного значения для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых при исполнении государственного (муниципального) контракта или договора на осуществление дорожной деятельности» внесен Правительством России на рассмотрение Госдумы и принят в первом чтении 10 февраля 2017 года.

Я считаю необходимым распространить его действие на работы по капитальному ремонту, реконструкции и строительству гидротехнических сооружений. Они тоже выполняются на основании госконтрактов, в соответствии с ФЗ- 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и для их исполнения нужно использовать общераспространенные полезные ископаемые.

Все это позволит сократить дотационность Магаданской области и регионов Дальневосточного Федерального округа с минерально-сырьевой структурой экономики, внести вклад в рост валового регионального продукта, повысить инвестиционную привлекательность регионов и, следовательно, денежные доходы населения, что скажется на улучшении демографической ситуации, уровне и качестве жизни граждан.
Для повышения инвестиционной привлекательности отработки техногенных россыпей нужны изменения и дополнения в ФЗ «О недрах»



  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent

При комментировании тех или иных материалов запрещены:
Призывы к войне, свержению существующего строя, терроризму. Пропаганда фашизма, геноцида, нацизма. Оскорбления посетителей сайта. Разжигание межнациональной, социальной, межрелигиозной розни. Пропаганда наркомании. Публикация заведомо ложной, непроверенной, клеветнической информации. Содержащие ненормативную лексику. Информацию противоречащую УК РФ.






Колымские колонки