Сергей Васильевич, какие вопросы в ходе весенней сессии были основными?
На последнем в весенней сессии пленарном заседании региональной Думы решался вопрос об увеличении бюджетного дефицита территории. Первоначально Правительство области предлагало цифру в 5 млрд рублей, но это было значительным превышением допустимого уровня. В итоге остановились на 3 млрд рублей.
От бюджета, как главного финансового документа территории, зависит эконмическое состояние области и благополучие жителей, многие из которых напрямую зависят от его сбалансированности бюджета. У нас высокая доля социальных обязательств, обязательных к выполнению. Мы дважды рассматривали проект Правительства региона. Да, у нас есть необходимость в доведении дефицита до 5 млрд рублей, чтобы обеспечить стабильную работу системы здравоохранения и компенсацию затрат ресурсоснабжающих предприятий за предоставление услуг по ценам ниже экономически обоснованных. Но Бюджетный кодекс установил планку в 15%, поэтому депутаты одобрили рост дефицита бюджета на 3 млрд рублей.
Нехватка денежных средств в бюджете на обозначенные цели – это ежегодная проблема. Как ее решать в принципе?
Мы предложили несколько вариантов решения проблемы. Во-первых, мы ежегодно недополучаем из федерального бюджета около 5 млрд рублей, это примерно и есть сумма наших потребностей: к примеру, на возмещение затрат ресурсоснабжающих организаций по методике Минфина сумма рассчитана в 4 млрд рублей, а нужно 5 млрд. Значительные средства недополучает система здравоохранения по линии обязательного медицинского страхования. Кроме того, в текущем году за счет перераспределения налога на добычу полезных ископаемых региональный бюджет не получил 1,8 млрд рублей. Поэтому мы уверены, что работа с федеральным центром и министерством финансов РФ должна быть настойчивой и более четко выстроенной, чтобы мы смогли сбалансировать бюджет Магаданской области хотя бы на 2019 год.
В то же время у нашей территории есть и свои заделы. Это более эффективное расходование средств. В Магаданской области действует 33 государственных и одна ведомственная программы. Мы анализировали их исполнение, и некоторые вызвали нашу озабоченность, поскольку очевидно, что возможно и более рациональное использование денег.
Но главное, наполнение бюджета, рост налоговой базы зависит от состояния экономики региона. Мы стремимся, чтобы крупные золотодобывающие комплексы вышли на плановые показатели, это даст рост доходной части региональной казны, и появится возможность решать самые острые вопросы.
Вопросы формирования и исполнения регионального и местного бюджетов были постоянно в зоне внимания депутатов…
Самочувствие и весь ритм жизни региона зависит от бюджетного процесса, поэтому мы приняли много решений как по нему, так и по формированию внебюджетного фонда Особой экономической зоны, - это более 1,7 млрд рублей, которые по сути являются бюджетом развития Магаданской области.
Эти деньги идут на закупку медицинского оборудования, реконструкцию и формирование транспортной и спортивной инфраструктуры, физкультурно-оздоровительные комплексы, площадки, футбольные поля и, что важно, на модернизацию сетевого и коммунального хозяйства.
В нашей области зима длится 8 месяцев, и все наши усилия направлены на то, чтобы любой отопительный период проходил без срывов. На эти цели деньги в основном мы направляем из внебюджетного фонда ОЭЗ.
Кроме того, в течение весенней сессии мы приняли законы по бюджетному устройству и бюджетному процессу. Этим мы предоставили право муниципальным представительным органам принимать трёхлетний бюджет. Это очень важно, так как многие объекты строительства выходят за рамки одного финансового года, а федеральный закон №44 требует проведения конкурсных процедур для государственных и муниципальных нужд. Так что трехлетний бюджет дает возможность планировать на среднесрочную перспективу.
Еще один региональный закон предоставил правительству Магаданской области направлять часть средств на коммунальную инфраструктуру муниципальных образований и благоустройство округов. Это полномочия исключения местных органов самоуправления хотя это полномочие исключительны МО. Но, учитывая недостаток денег в них, мы на это пошли.
Какие еще законы Вы можете назвать в числе важнейших для региона?
Хочу напомнить, что депутаты региона приняли изменения в закон о выборах высшего должностного лица. Напомню, мы находимся на этапе активной выборной кампании, день голосования назначен на 9 сентября. Поправками мы исключили открепительные удостоверения, чтобы выборный процесс стал более открытым и чистым, и предоставили право жителям области проголосовать на любом участке по месту фактического нахождения.
Упрощен порядок бесплатного получения земельных участков под индивидуальное жилищное строительство многодетными семьями с тремя и более детьми. В очереди стоит около 600 таких семей. И, по старому порядку, чтобы 590-я семья заявила свое право на данный надел, надо у всех остальных взять письменные подтверждения об отказе на него. Мы сделали этот порядок более простым. Карта-схема расположения участков будет размещаться на открытых ресурсах, и любой очередник сможет сделать заявку на тот, что понравился. Так процедура пойдет быстрее.
Регулярно проходят съезды Парламентской Ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье», куда входят председатели законодательных собраний этих округов. Какие решения Вам удается принимать сообща?
Это одна из весомых дискуссионных площадок, где мы обозначаем самые важные для наших территорий вопросы. Так, в текущем году я докладывал о необходимости совершенствами системы финансирования здравоохранение Дальнего Востока на примере Магаданской области. У нас сложная транспортная логистика, значительная удаленность поселений, и мы должны сохранить первичные медпункты на местах, но многие расчетные методики исходят из других показателей и специфику районов Крайнего Севера не учитывают.
Нами поднимался вопрос по орфанным заболеваниям. В нашем регионе 24 человека, из которых 13 – дети, которые страдают редкими болезнями. Расходы на лечение одного человека достигают 27 млн рублей в год. Они переложены полностью на региональные бюджеты. Мы ставили вопрос о том, чтобы федеральный бюджет взял часть нагрузки на себя. Надо сказать, что в Совете Федерации этот вопрос рассмотрен, Правительство РФ нас услышало.
Мы говорили о кадровиком обеспечении медицинских учреждений в удаленных северных районах, рассматривали вопросы транспортных гарантий пассажирских авиационных перевозок. В России всего три территории, лишенных иного сообщения с центральными районами страны, кроме воздушного6 это Чукотка, Камчатка и Магаданская область. Из всех остальных регионов модно уехать на поезде. Поэтому я доказывал, что с учетом этой специфики при решении вопросов о частоте маршрутов и субсидировании перевозок в первую очередь вопрос должен решаться в пользу этих трех субъектов.
Важным является вопрос продовольственного обеспечение. В Магаданской области, и не только, есть территории с ограниченными сроками завоза продовольствия и энергоресурсов. В то же время вопрос «северного завоза» вообще исчез с повестки дня, как и вопрос возмещения затрат на этот завоз. Эту тему тоже постоянно поднимает Парламентская Ассоциация.
По всем этим направлениям принимаются решения. Все материалы уходят в адрес Президента и председателя Правительства. После наших обращений состоялось заседание кабинета министров, где рассмотрели вопрос логистики и особое место в нем занимал Дальний Восток и наши три особенные региона.
Крайне важны для всего Дальнего Востока вопросы переселения из ветхого и аварийного жилья, получения жилищных субсидий для выезда в ЦРС, корректировка индекса бюджетных расходов по линии ОМС. Мы продвигаем их на разных площадках, где можно донести свою позицию и тревогу. Это тяжело, но нам начали слышать. Теперь надо доводить дело до конкретных результатов. Отдельные подвижки пошли, мы получаем ответы из министерств и видим, что люди начали вникать в проблемы и разрабатывать меры по их решению.
Следующее пленарное заседание состоится в октябре. План работы на осеннюю сессию уже выстроен?
Да, он формируется на основании предложений избирателей, которые поднимают те или иные вопросы, с учетом мнения субъектов законодательной инициативы, таких как Правительство региона или прокуратура, они тоже вносят свои проекты. Основной же нашей задачей является выполнение Послания Президента страны Федеральному Собранию и «майского» Указа главы государства «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Это напряженная работа, которая охватывает много направления, таких как образование, здравоохранение, подъем экономики. Главная же ее цель – повышение качества жизни людей и уровня их благополучия. В связи требуется ревизия федерального и регионального законодательства, и такую работу аппарат Магаданской областной думы уже ведет.
Чем сейчас занимаются депутаты?
Несмотря на каникулы, они продолжают работу в своих избирательных округах. Аппарат продолжает совершенствовать имеющиеся проекты законов, анализирует, насколько они удобны в использовании.
Многие парламентарии оказывают своим округам помощь в рамках государственно-частного партнерства, есть много хороших примеров: в избирательном округе Александра Басанского преображаются все поселения, и этот опыт взаимодействия органов местного самоуправления с депутатами дают отличные результаты и положительно оцениваются людьми. Игорь Донцов оказывает большую помощь жителям Северо-Эвенского округа и поседений в границах своего округа, то же делает и Михаил Тумашов, - практически все депутаты, которые заняты в бизнесе, при обращении к ним оказывают поддержку.
Хочу поблагодарить коллег за то, что работа с ними строится на основе взаимопонимания, мы все нацелены на положительные результаты, и у нас, кроме трех депутатов, остальные работают на неосвобожденной основе, то есть без отрыва от основной деятельности. Я благодарю их за время, терпение и настойчивость в решении сложных вопросов. Если жители региона сделали выбор, то депутаты должны это оправдывать своей работой, многие взяли этот принцип за основу.