Кроме того, в рамках благотворительного проекта «Ты можешь больше!» Олег Харитонов посещает детские дома, участвует в пресс-конференциях для болельщиков экспедиции и СМИ - сообщает пресс-служба РИА "КОЛЫМА-ИНФОРМ"
На пресс-конференции магаданским СМИ путешественник рассказал, как ему пришла в голову идея совершить кругосветное путешествие, не имея опыта, и для чего он это сделал.
«Изначально я отправился в Монголию, затем через Россию на Дальний Восток и в Юго-Восточную Азию, затем Центральную Азию, Индию, Пакистан, нашу Среднюю Азию, Кавказ, Грузию, Турцию, Европу, Балканы, - перечислил Олег Харитонов. - Из Испании я переправился через Гибралтар и оказался в Африке, по западному берегу пройдя все африканские страны, в том числе и довольно сложные. Так я добрался до оказался в ЮАР, и из Йоханнесбурга переправил мотоцикл в Аргентину. Затем были Парагвай, Уругвай, Чили, Северное побережье Юго-Американского материка, а потом- моя мечта: из Колумбии я отправился на Кубу. После была Мексика, Через США я доехал до Канады и Аляски, а затем вернулся в Нью-Йорк для перевозки мотоцикла. Наконец, я добрался до Хабаровска, забрал мотоцикл в Свободном и по непростой колымской дороге, полной приключений, добрался до Магадана, преодолев 3580 км».
После Колымы его ждут Якутск (это еще 2 тысячи км), затем Чита (600 км), Улан-Удэ (650 км), затем он одолеет 500 км до Иркутска, 1100 км – до Красноярска, 550 км – до Кемерово и в этот же день еще 260 км до Новосибирска. Затем – Омск, Тюмень, Екатеринбург, Пермь, Ижевск, Казань, Нижний Новгород, Владимир. На каждый город полагается всего один день. И, наконец, завершится экспедиция дома, в Москве. На финиш съедутся друзья путешественника со всего мира. Именно они помогали преодолевать трудности, выпавшие на долю рекордсмена на его нелёгком пути.
С минимумом теплых вещей Олег оказывался на Транссибе в мороз минус двадцать, ночевал в горах и снегу. Но, конечно, двухколесная техника не позволяет быть независимым от погоды, так что приходилось уходить от зимы, и двигаться в более теплые страны.
Первоначально планировалось добраться до Магадана, а отсюда – во Владивосток и Юго-Восточную Азию, но зима заставила изменить планы. Однако сейчас, в столице Колымы, Олег Харитонов отмечает, что его миссия выполнена. Все, что будет после Магадана – это бонус к путешествию.
«Я не путешественник и не мотоциклист. Это мое первое большое путешествие. Ранее мы с сыном в течение месяца на велосипедах путешествовали по Европе, это весь мой опыт. Я хотел сделать что-то, что кажется невозможным, испытать себя в чем-то большом и незнакомом. Это могла быть любая деятельность, но кругосветное путешествие подходило как нельзя лучше для такого эксперимента, - рассказал Олег Харитонов. - Активная фаза подготовки заняла полгода, а перед этим примерно столько же я размышлял, знакомился с опытом других путешественников. В ином случае можно уехать и быстрее, если мы говорим о пути к себе или от себя. Но я в силу характера всегда стараюсь набрать больше, не только поехать куда-нибудь, но и еще что-то по пути делать. Мир в таких путешествиях сам начинает давать рецепты. Просто не нужно бояться».
Среди бывалых путешественников было много скептиков, и даже тех, кого эта затея раздражала. Но это хороший стимул сказать себе: назад пути нет, ведь нужно доказать этим людям, что они не правы, уверен он. Обычно советуют начать с ближних городов и постепенно набираться опыта. Олег уверен, что нужно сразу ставить большие цели, иначе не будет интереса их добиваться.
«Кстати, и мотоцикла у меня не было, - признался он. - И права я получил за полтора месяца до старта. Я специально началу учиться мотокроссу. Перед поездкой я не знал, как оформлять визы, как планировать логистику, плохо знал география и изучал ее по ходу путешествия. Мне понравилась идея двигаться с чистого листа.
Иностранных языков я тоже не знаю, за несколько месяцев до путешествия я начал учить английский с репетитором, и сначала подумал, что у меня плохой учитель, но оказалось, что это у меня нет способностей к изучению языков. Так что выучил я слов сто для бытового общения. Но в принципе, для решения простых задач он не нужен, мало того, английский далеко не везде в мире знают. Но, конечно, его очень не хватает, когда встречает интересного человека, и с ним хочется поговорить о серьезном. Во всех иных случаях главное – это эмоции и открытость. Если люди хотя понимать друг друга, то им не надо слов. А это желание зависит от того, как мы себя ведем.
К примеру, габонцы считают себя «высшей расой», пограничники этой страны принципиально не говорят по-английски.
Открытость часто помогает в регионах с высоким уровнем преступности. Нельзя бояться и показывать, что ты другой, иначе отношение к тебе будет соответственным, и все окончится плохо. Если будет общаться на равных, без страха, то в ответ получишь нормальное отношение. В одном из таких криминальных районов люди сами охраняли мой мотоцикл, пока я ходил поесть».
В паспорте Олега Харитонова – отметки о посещении 75 стран.
«Это хорошо, что в России можно получить два паспорта, - отмечает путешественник. – Те, кто едет из стран СНГ, очень страдают из-за сложностей в оформлении виз или того, что в паспорте мало страниц, в Белоруссии, например, из всего 27.
Так что россиянам путешествовать хорошо. Полмира можно посетить без виз. У нас два паспорта, и они довольно большие. В остальных государствах визу можно легко получить на границе или заблаговременно в консульстве. Все решаемо. Сложности могут возникнуть только в 3-4 странах, и для России нет исключений, таких, как, к примеру, для США или Израиля – для их граждан есть государства, куда они в принципе поехать не могут.
Многие пугали Харитонова тем, что к россиянам за рубежом плохое отношение. Но поразительным оказалось то, что все наоборот. За четыре года было только два частных случая негатива, но в целом повсюду Олег видел удивительно радушное отношение к русским.
«Иногда то, что я из России, помогало мне даже проходить блокпосты легче и быстрей, чем путешественникам из других стран. Вообще я, как правило, говорил на границе: «Россия, Владимир Путин», - и меня всегда пропускали. Как-то швейцарцы спросили меня, в чем мой секрет, и я рассказал об этом . Поверите ли, но когда на границе в Мавритании они тоже сказали «Россия, Владимир Путин», - то проехали без проблем. Так что нашу страну в мире любят, и везде к нам прекрасное отношение, включая США».
Что было самым сложным в экспедиции?
«Самое трудное- стартовать. В путешествии ты просто едешь, возникающие вопросы решаешь на ходу и не очень переживаешь. Но на старте надо перебороть много внутренних страхов, психологических и физических проблем, и все в один момент. Здесь главное- перебороть неверие в себя. Когда задумываешь что-то грандиозное, то кажется, что на это способны только особенные люди, о которых пишут в книгах. Нужно понять, что ты ничем не отличаешься от них, и каждый может добиться того, чего желает, если поверить в это по-настоящему. Я сделал то, что может каждый. Для этого мне понадобилось два условия: огромное желание и смелость идти к цели.
Как возникла идея встреч с воспитанниками детских домов?
Мне хочется отвлечь их от того, куда их тянет общество потребления, и направить их энергию на большие цели.
Моя основная задача в этом – донести идо детей то, что, вне зависимости от стартовых условий, мы может достичь чего угодно, и потому не надо бояться строить большие планы. Современные так называемые ценности ничего нам не дают, нужно учить ребят не бояться мечтать. Это проблема не только детей, но и взрослых. Я понял это, разговаривая со многими людьми по всему миру и со школьниками в русских школах при посольствах.
Мы перестали идти за большим целями, которые нужны не только тебе лично, но и обществу, и способны оставить след. Сейчас превалирует нарциссизм, и мы это видим по соцсетям и телевидению. Все выставляют себя напоказ и пропагандируют те ценности, над которыми 20-30 лет назад в нашей стране смеялись. Мы выросли в спорное время, но это была его хорошая часть.
Я стараюсь показать, что ничего не изменилось, и время путешественников и первооткрывателей не прошло, но нужно уметь открыть это в себе. Я понимаю, что я для этих ребят- песчинка в море, но, если кто-то пойдет по моим стопам, и будет стараться что-то делать для страны и детей, мир изменится к лучшему. Не надо бояться мечтать. Страшно, когда дети этого не умеют. Я уверен, умение мечтать спасет нашу планету.
Усталость от путешествия тоже копится. Это Олег считает нормальным.
«Если ты не испытал усталости и страданий, не хотел домой до боли, значит, ты пропустил какой-то важный момент в экспедиции. Она и не должна состоять только из удовольствий. В нем, как в жизни, должны быть грусть, физические лишения. Они формируют наши душу и характер. На контрасте между переживаниями и вспышками счастья и существует острота восприятия в путешествии».
Конечно, спонсоры у Олега есть, они обеспечили его спутниковой связью, которая помогла вызвать помощь в Лаосе, помогали с оформлением виз, с приобретением экипировки. Его поддерживали Федерация Мототуризма России, МИД России, Федеральное Агентство Россотрудничество, Ростуризм, Российское Военно-историческое общество, Всемирный Координационный Совет Соотечественников.Но главными спонсорами он считает друзей.
«Без друзей мое путешествие завершилось бы во Владивостоке. В самые сложные моменты, когда для переправы и перевозки мотоцикла нужны были большие суммы, они меня выручали. Я благодарен всем, что был со мной, и присоединялся ко мне на все протяжении путешествия. Мы все стали близкими друзьями, даже если не были знакомы раньше.
Я намерен написать книгу об экспедиции. Многие люди, которые мне помогали и участвовали в моем путешествии, помогли мне сделать невозможное. Я никогда не смогу отдать им столько , сколько они дали мне, но могу написать книгу и отправить ее всем, кто участвовал в этом путешествии. И, конечно, она будет и в Магадане», - сказал он.
Идею отца поддержали дети. Старший сын – потому, что отец станет знаменитым. Дочь – потому что папа будет присылать красивые фотографии. Это тяжелый момент – уезжать от близких. Но здесь взвешиваешь, что важнее.
«Я убежден, что больше толку не от того родителя, который читает нотации, а от того, кто воспитывает примером, - признается Олег Харитонов. - Я хочу, чтобы мои дети жили не бытовыми проблемами, а умели ставить большие цели. Если это сработает, значит, я не зря так надолго их оставил. Моя дочь приезжала ко мне в Берлин в 2016 году, я тех пор я по ней очень соскучился и теперь главная цель моего возвращения и моя мечта- отвести ее в первый класс».