На Общем собрании председатель Магаданской областной Думы Сергей Абрамов вновь обозначил проблемы здравоохранения регионов ДФО. Он предложил направить Председателю Правительства РФ Дмитрию Медведеву предложение о совершенствовании межбюджетного регулирования. Как уже не раз говорилось, ряд регионов систематически недополучает средства из федерального Фонда обязательного медицинского страхования из-за несовершенства методики расчета субвенций.
Также Сергей Абрамов указал на отсутствие федеральной поддержки финансирования лекарственного обеспечения больных, страдающих онкологическими и редкими (орфанными) заболеваниями.
По итогам проведенного после озвученного Сергеем Абрамовым доклада голосования, члены Парламентской Ассоциации приняли обращение к председателю Правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву.
Спикер Магаданской областной Думы рассказал, в чем суть его предложений, поддержанных представителями законодательных и представительных собраний дальневосточных и забайкальских регионов.
Сергей Васильевич, чем обусловлен выбор вопросов, затронутых Вами в выступлении на Общем собрании Ассоциации?
- Перед Российским государством и его регионами поставлена задача, на которую Президент вновь указал в рамках ежегодного послания к Федеральному Собранию 1 марта 2018 года: это доступность современной и квалифицированной медицинской помощи независимо от места проживания.
Дальневосточники не понаслышке знакомы с проблемами организации медицинского обслуживания в труднодоступных населенных пунктах со слаборазвитой транспортной инфраструктурой. Вместе с суровым климатом и экстремальными условиями это является одной из причин негативного восприятия жизни в районах Крайнего Севера и оттока населения. Статистика говорит о стабильно отрицательном миграционном сальдо, которое в целом по Дальнему Востоку в 2017 году составило около 20 тыс. человек, а по Магаданской области – около 1400 человек.
Уверен, что возможность получения северянами качественной медпомощи и сохранение ее доступности на уровне «первичного звена» положительно повлияет на частичное решение этой проблемы и улучшение демографической ситуации.
В регионе постепенно вводят новейшие и высокотехнологические методы диагностики и лечения, действует программа привлечения и закрепления квалифицированных врачей в регионы Дальнего Востока и Забайкалья, районы Крайнего Севера. Но это, по всей видимости, проблему не снимает.
- Достойный результат невозможен без адекватного финансирования. Реальных возможностей бюджетов регионов и территориальных фондов ОМС не всегда хватает даже на повседневные нужды отрасли, не говоря уже о ее развитии.
К примеру, для снижения смертности от онкологических заболеваний необходимы меры для раннего выявления онкобольных медорганизациями, а также применение комбинированных методов лечения с использованием инновационных препаратов. Стоимость 1 курса таргетной (точечной, целевой) химиотерапии для онкобольного составляет 260 - 460 тыс. рублей. Таких курсов может быть от 6 до 14. В год средняя стоимость лекарственного обеспечения такого пациента составляет 1,5 млн. рублей. Эффективность терапии увеличивает продолжительность жизни онкобольных, и число состоящих на диспансерном учете и нуждающихся в продолжении лечения растет.
С 2013 года к расходным обязательствам регионов отнесено и бесплатное лекарственное обеспечение граждан, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями. Их лечение является весьма дорогостоящим, от 3 до 27 млн. рублей в год на пациента. Большинство необходимых препаратов – импортные, не производятся в России и не имеют аналогов.
Без федеральной государственной поддержки на приобретение лекарств для таких граждан сложно гарантировать их своевременное обеспечение медикаментами только за счет региональных средств, а это грозит тяжелыми и необратимыми последствиями для больных и их семей.
В последнее время много говорят о нехватке финансирования в областной больнице, и в целом о ситуации с обеспечением госгарантий по оказанию бесплатной медицинской помощи гражданам, проживающим в РКС и приравненных к ним местностях. Как будет решаться этот вопрос и почему он возник?
В соответствии с Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», размер субвенций, предоставляемых из бюджета федерального фонда ОМС бюджетам территориальных фондов на осуществление полномочий в сфере обязательного медицинского страхования, определяется исходя из численности застрахованных в субъекте лиц, норматива финансового обеспечения базовой программы ОМС и коэффициента дифференциации. Он, согласно Методике распределения субвенций, рассчитывается для каждого субъекта с применением индекса бюджетных расходов – ИБР.
Это величина, учитывающая климат, географические особенности и площадь региона, плотность населения, транспортную доступность и количество населенных пунктов, включая сельские, количество проживающих в районах с ограниченным сроком завоза, и другое. При этом установлено ограничение ИБР – от 1 до 3, а это не дает учесть все региональные социально-экономические условия.
По данным Минфина РФ, на 2018 год у 5 субъектов Российской Федерации ИБР превышает этот показатель: в Республике Саха (Якутия) – 4,4; на Камчатке– 5,4; в Магаданской области – 4,7; Ненецком и Чукотском автономных округах – 4,5 и 13,4 соответственно.
Если рассчитать субвенции по утвержденной Методике без учета этого ограничения, то выясняется, что финансовые потери бюджетов наших регионов из-за него только в текущем году составили более 13 млрд. рублей, в том числе по Магаданской области – более 1 млрд. рублей (20,8% от всего объема субвенции).
Действующее ограничение индекса и необходимость выполнения Указа Президента РФ «О мерах по реализации государственной социальной политики» в части повышения зарплаты медработникам привели к тому, что потребность в финансировании только по фонду оплаты труда
составляет от 62,2% (в Ненецком АО) до 93,1% (в Магаданской области) от всех средств, предусмотренных
на финансирование территориальных программ ОМС.
Оставшиеся минимальные средства не позволяют приобретать медикаменты, расходные материалы, продукты оплачивать услуги по содержанию имущества, услуги связи и транспорта, а это негативно отражается на качестве и доступности медицинской помощи в северных регионах.
С учетом социальной значимости этих проблем я предложил членам Ассоциации принять обращение к председателю Правительства Российской Федерации Дмитрию Медведеву о совершенствовании межбюджетного регулирования по отрасли «Здравоохранение».
В чем конкретно суть этого обращения?
Оно содержит предложения по софинансированию из федерального бюджета полномочия субъектов РФ в части лекарственного обеспечения лиц, страдающих онкологическими и редкими (орфанными) заболеваниями. Положительное решение вопроса является для них жизненно важным, оно позволит повысить эффективность их лечения, медицинской и социальной адаптации, улучшения качества жизни.
Кроме того, в обращении содержится предложение при разработке проекта бюджета федерального фонда ОМС на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов внести изменения в действующую Методику распределения субвенций в части снятия ограничений значения индекса бюджетных расходов. Это позволит обеспечить равенство бюджетных прав регионов, единый подход к формированию субвенций, предоставляемых из бюджета федерального фонда ОМС бюджетам территориальных фондов на обеспечение госгарантий по оказанию населению бесплатной медицинской помощи в РКС и приравненных к ним местностях.
Магаданская областная Дума уже направляла обращения по данным вопросам в Государственную Думу, Правительство Российской Федерации, и с помощью представителей Ассоциации еще раз обратила внимание коллег из федерального центра на сложившиеся в региональных системах здравоохранения проблемы, чтобы совместными усилиями решить их.
Какие еще вопросы обсудили парламентарии Дальнего Востока и Забайкалья?
Всего в повестку было включено 14 вопросов. Среди них - проблемы доставки грузов в северные и труднодоступные районы, компенсация затрат на установление на местности границ «дальневосточных гектаров», особенности совершенствования порядка определения кадастровой стоимости недвижимости, дифференциации оплаты труда работников бюджетного сектора экономики и содержания пустующего жилья в многоквартирных домах. В ходе выставки-ярмарки «Наш выбор 27» главным был вопрос развития и поддержки пищевой и перерабатывающей промышленности.