В Магадане состоялась Конференция по теме: «Создание высокопроизводительных рабочих мест – стратегия роста для России». Подобные мероприятия проходят в 70 регионах страны, они продлятся до конца октября.
К обсуждению были приглашены представители органов власти, руководители бизнеса, предприниматели, представителей деловых и научных кругов, студенты.
Модератором конференции выступил уполномоченный по защите прав предпринимателей в Магаданской области Андрей Котов. Он рассказал о стратегическом планировании создания высокопроизводительных рабочих мест как в России, так и на Колыме, подробно остановившись на том, что мешает этому в Магаданской области.
«Говорят что в России производительность труда ниже, чем в развитых странах, и это сдерживает экономический рост. В это понятие мы вкладываем не затраченное на работу время, а некое количество благ, которое человек производит. За них он получает зарплату, которая составляет 80% доходов россиян. По логике, чем больше благ работник произвёл, тем выше его зарплата, качество жизни и лучше понимание важности и эффективности своего труда. Это позволяет людям иначе относиться к своей работе, не как к рутине, а как к творческому процессу, - пояснил Андрей Котов. - Все это составляет удовлетворенность качеством жизни. Самый высокий ее показатель - в северной Европе. Так, в Норвегии и Швеции разница в России по этому признаку – больше чем на 30%.
В 2012 году Президент России Владимир Путин дал поручение о создании к 2020 году 25 млн высокопроизводительных рабочих мест. Сейчас в стране их насчитывается уже 16,6 млн, налицо положительная динамика. За пять лет их количество выросло почти на 4 млн. Но при этом усилились перекосы в российской экономике, ряд отраслей сжимается, зато торговля и финансовый сектор растут. Беда в том, что в стране очень малое количество потребляемых услуг. Есть страны, экономика которых развивается за счет этой сферы, но это точно не Россия.
В ДФО Магаданская область по производительности идет сразу за Чукоткой и находится на втором месте. Но это рост за счет сырьевого сектора и добычи полезных ископаемых. Есть постулат, что Россия должна избавляться от такой зависимости, но для Колымы это есть и будет локомотивом экономики. Мало того, зависимость от сырьевого сектора увеличивается, и нужна хотя бы частичная диверсификация экономики региона.
Согласно данным Экспертного центра при Уполномоченном при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, в Магаданской области высок объем доходов на одного рабочего, в рублях это составляет 2,1 млн в год. То есть такова средняя величина добавленной стоимости на одного работника. Это даже выше, чем на Сахалине. Зато никакие другие бизнесы тут не выживают, - рассказал уполномоченный по правам предпринимателей. - На Колыме есть около 19 тысяч высокопроизводительных рабочих мест, для небольшого региона это существенная цифра. Однако уже пять лет начиная с 2011 она не меняется. А подъем был обусловлен открытием новых предприятий. В то же время, по данным ФНС, в Магаданской области за 6 лет общее количество рабочих мест уменьшилось… на те же 19 тысяч.
Любой скажет, что это ошибка: если всего в области, к примеру, 100 тысяч рабочих мест и на 20 процентов это количество уменьшилось, у нас должна быть чудовищная безработица и отток населения. Но статистика такого не показывает. А трудовые мигранты даже прибывают. Вывод напрашивается один: есть работодатели, которые, подавая отчетность в налоговую службу, не показывают в ней своих работников, не платят на них налоги и взносы. И это идет с 2014 года, со времени кризиса.
Добыча полезных ископаемых дает 80% высокопроизводительных мест в регионе, это надо приветствовать, зато на транспорт и связь приходится только 11,6% и на химическое производство («Колымавзрывпром») – 2,7%.
Первое чем нужно заниматься в регионе – это поддержка малого и среднего бизнеса и экономики «простых вещей»: нельзя завозить совершенно все. Второй момент – это развитие существующих производств. Третье – это исследования, в каких отраслях регион может быть задействован.
Таких направлений может быть несколько. К примеру, это цифровая экономика, где нет привязки к физическому перемещению товаров и пока нет большой конкуренции. Другое предложение – это развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры и жилого строительства. Во всем мире государство развивает инфраструктуру, а бизнес предлагает услуги в этой сфере. Но у нас объемы капительного строительства мизерны.
Третье направление – развитие агропромышленного комплекса. На уровне регионального Правительства и губернатора ведется работа по продвижению крупных проектов, таких, как индюшиная ферма или тепличное хозяйство, но пока они буксуют.
Дальний Восток в целом может быть интересен с точки зрения экспорта. Российскому рынку, надо признать, наша продукция не очень интересна. Поэтому нужно искать другие пути сбыта.
Эксперты указывают на то, что на Колыме могут развиваться отрасли транспорта и связи, с перспективой увеличения количества рабочих мест до 5,5 тысяч. Потенциал есть у рыбодобывающих и строительных предприятий, внимания заслуживают обрабатывающие производства.
За счет этого к 19 тысячам имеющихся высокопроизводительных рабочих мест может добавиться 10,6 тысяч новых, что даст в целом около 30 тысяч таких мест в регионе, что выведет Магаданскую область на один из лучших показателей по стране. Но нужно подчеркнуть, что инфраструктурой должно заниматься государство.
Проблема Магаданской области – в отсутствии внутреннего спроса на продукции, бизнесмены действуют в условиях экономической неопределённости. Они не могут планировать свою деятельность. Временной диапазон вложения средств составляет меньше года, а для того, чтобы была какая-то стабильность, перспектива должна просматриваться на 5-7 лет. Все это мешает успешному инвестированию в регионе. Предприниматели отказываются брать кредиты, потому что не уверены, что смогут вернуть их и продолжить свое дело.
Если обратиться к состоянию российской экономики по сравнению со среднемировой, то вырисовывается неприятная картина. Она была понятна с 90-х 20 века, во время краха отечественной экономики, затем ее состояние было относительно стабильным, а в последние годы мировая экономика пошла в рост, а наша – в стагнацию. Если этот тренд сохранится, то этот разрыв будет расти. Надо искать причины, почему экономика России хуже общемировой. Среди них – снижение спроса в целом по стране и высокая ставка рефинансирования ЦБ РФ, но есть и ряд других.
Если говорить конкретно о Магаданской области, то для ее развития необходимо определить перечень «локомотивов» региональной экономики с наибольшим мультипликативным эффектом, продолжить развитие проектор Яно-Колымской золоторудной провинции («Наталка», «Павлик», «Игуменовское», «Родионовское» и т. д. ), заняться тсроительством электросетефой инфраструктуры. Сейчас в Магаданской области избыто генерирующих мощностей, но нет возможности доставить электричество до ряда потребителей, которые в этом нуждаются, ввиду отсутствия ЛЭП и пр.
Внимания заслуживает идея создания туристического кластера. На Колыме есть что показать любителям дикой природы, но нужно опять-таки создавать условия для туристов, которые не хотят просто бродить по лесам с ружьем, как наши охотники. Им должно быть где жить, должны быть разработаны интересные туристические программы, должны быть созданы пути передвижения, начиная от обустройства аэропорта и заканчивая дорогами.
Не стоит забывать о Примагаданском шельфе. Мы все знаем, что на нем есть нефть. Но программа, которая была запланирована по изучению этого объекта, выполняется слабо. Было проведено только три бурения с неясными результатами. Необходимо продолжать геологическое изучение площади шельфа и организацию добычи углеводородного сырья.
Наконец, есть еще одно важное направление: продовольственная безопасность Колымы и Чукотки, и запрос на круглогодичное обеспечение этих регионов овощами и зеленью. Уже несколько лет эти проекты лежат без движения, несмотря на их очевидную рентабельность.
Все это связано с необходимостью создания федерального проектного офиса по подготовке инвестиционных проектов для региона. Он может быть создан на площадке Фонда развития Дальнего Востока или т. п. Очевидно, что сейчас у специалистов, которые работают в Магаданской области, не хватает компетенции, чтобы проработать их до того состояния, чтобы независимые инвесторы могли понять риски и выгоды проекта, и потому они не готовы вкладывать деньги в территорию. И у нас нет времени учиться на своих ошибках.
В целом потенциал у Магаданской области есть, и президентское поручение о создании высокопроизводительных рабочих мест для региона выполнимо. Но надо работать, а не просто смотреть на цифры.
Комментарии