Сергей Васильевич, со времени первого чтения проект областного бюджета претерпел значительные изменения. Расскажите, в какой сумме от сформирован с учетом федеральных поступлений?
В первом чтении мы утвердили собственную доходную часть бюджета в сумме 18 млрд рублей по доходам и примерно столько же - по расходам. Ко второму чтению мы подошли с уточнениями показателей бюджета на 2017 год.
В них по доходам на 2017 год бюджет Колымы сформирован в сумме 20 010 446,4 тыс. рублей, в том числе налоговые доходы прогнозируются в объеме 19 798 002,7 тыс. рублей, неналоговые – 212 443,7 тыс. рублей. Трансферты из федерального бюджета ожидаются в сумме 7 499 780,5 тыс. рублей в 2017 году, это 78,8 % к уровню 2016 года. Таким образом, общие доходы бюджета Колымы на 2017 год определены в сумме 27 510 226,9 тыс. рублей. Соответственно, той же суммы достигнут и расходы. Нужно отметить, что бюджет на 2017 год сформирован с нулевым дефицитом.
На какие цели направлены федеральные поступления?
Объем нецелевой финансовой помощи из федерального бюджета определен в размере 5 324 243,4 тыс. рублей. В эти суммы входят дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, дотации бюджетам субъектов на частичную компенсацию расходов на повышение оплаты труда бюджетников, причем эта на 306 285 тыс. рублей ниже уровня 2016 года.
При этом впервые предусмотрены федеральные субсидии на содействие реализации региональных программ развития АПК, поддержку областных и муниципальных программ формирования современной городской среды, отрасли культуры, развитие и укрепление материально-технической базы муниципальных домов культуры и театров в городах численностью до 300 тысяч жителей.
Каковы основные направления расходования бюджетных средств в следующем году?
Бюджет территории на 2017 год сформирован по программно-целевому принципу, он включает 31 программу, на которые предусмотрено 26 670 530,9 тыс. рублей или 96,9 % к общему объему расходов в сумме 27 510 226,9 тыс. рублей. Они касаются развития здравоохранения, образования, культуры и спорта, социальной поддержки населения, кроме того, есть ряд программ, связанных с модернизацией и развитием экономики Магаданской области.
Но в основном бюджет региона имеет социальную направленность, потому что больший объем средств сосредоточен на реализации программ социальной и бюджетной сферы. В бюджете 2017 года, в соответствии с законом «О бюджетном процессе», появилось отдельное приложение, содержащее информацию об объемах бюджетных ассигнований, направляемых на государственную поддержку семьи и детей – «детский бюджет». Указанные расходы составят 1 628 677,4 тыс. рублей или 5,9 % от расходов областного бюджета.
Сюда входит все, что связано с гарантиями для этих категорий, и с мерами социальной поддержки, которые действуют в Магаданской области.
Какова сегодня ситуация с дефицитом бюджета?
Бюджет региона в 2017 году принимается бездефицитным. Это сильно отличается от ситуации начала 2016 года, когда дефицит бюджета составлял 9,8 %, к концу года он уменьшился до 6,1%.
Этот долг, конечно, никуда не уходит, он замещается заимствованными денежными средствами, это или бюджетные кредиты или займы финансово-кредитных учреждений. На следующий год параметры бюджета сформированы бездефицитными, но публичные обязательства по внутреннему долгу сохраняются, хотя он за год стал значительно меньше, чем на 1 января 2016 года.
Удалось за заместить коммерческие кредиты бюджетными?
Частично нам удалось выйти на бюджетные замещения, и Министерство финансов Магаданской области продолжает работу по привлечению бюджетных кредитов. Это значительно выгоднее, чем пользоваться услугами коммерческих банков, потому что предоставляются по ставку 0,1%, и в обслуживании это требует меньших расходов.
На будущий год Магаданской области распределен лимит по бюджетному кредиту на частичное замещение долговых обязательств по ценным бумагам и коммерческим кредитам в сумме 907 786 тыс. рублей. Таким образом, планируется привлечь коммерческих кредитов в сумме 2 200 млн тыс. рублей и бюджетного кредита в сумме 907 786 тыс. рублей.
Сокращение объема государственного внутреннего долга в 2017 году планируется в размере 3 377 268 тыс. рублей.
Принимался ли когда-то еще в Магаданской области бюджет с нулевым дефицитом?
Если вспомнить, то бездефицитный бюджет у Магаданской области был в 2012-2013-2014 годах, это был хороший период с высокой степенью бюджетной обеспеченности. Но затем возник дефицит, который был связан с необходимостью исполнения публичных обязательств в полном объеме. По итогам 2016 года дефицит составляет 6,1%, его надо возмещать, поэтому бюджет 2017 года выстроен бездефицитным.
На прошлом пленарном заседании звучала информация, что на расходы Магаданской области нужно около 30 млрд рублей, но сейчас эта сумма на 3 млрд меньше. Это значит, придется еще больше экономить?
По данным 2016 года, собственные доходы региональной казны составили более 29 млрд рублей, и расходы – около 30 млрд рублей. Соответственно, дефицит в 1 мдрд 200 млн рублей – это и есть те 6,1%, о которых я уже упомянул.
Конечно, часть расходов в процессе планирования бюджета пришлось сократить. В начале 2017 года мы выходим на бюджет, сбалансированный на уровне 27,5 млрд рублей. Это примерно на 3 млрд рублей меньше по сравнению с исполнением бюджета региона в уходящем году.
Но я хотел бы отметить, что и в начале 2016 года бюджет территории укладывался в те же 27 млрд рублей, и в течение финансового года в процессе администрирования налоговых и неналоговых платежей и поступлений денежных средств бюджет постоянно корректировался. Так, в течение 2016 года мы четыре раза проводили балансировку областного бюджета, в связи с ростом доходов.
Если говорить в целом о прогнозе состояния экономики на 2017 год, то предварительные расчеты говорят, что налогооблагаемая база и общий объем налоговых и неналоговых поступлений в региональный бюджет будет выше. Поэтому в течение года мы будем корректировать бюджет, в том числе в сторону увеличения доходов и расходов.