Среди них был такой известный мастер, как Андрей Константинович АДУКАНОВ – удивительный косторез из Камчатского края (с. Эссо). Он – участник и победитель многочисленных международных выставок декоративно-прикладного искусства, известный своими выставочными работами и традиционными изделиями. Его звонкие бубны знают по всей стране и даже за пределами.
Андрей Адуканов всегда охотно делится своим опытом возрождения старинных промыслов, а владеет он множеством ремесел.
– Моя мать – эвенка, отец - коряк, чавчувен – из оленных людей, - рассказал он. - Поэтому моя жизнь всегда была связана с оленями. В детстве во время учебного года мы жили в интернате, а на лето нас забирали родители. И мы кочевали, вели натуральную жизнь: ездили на оленях, мастерили упряжь, строили юрты. Я смотрел, как выделывают шкуры, плетут аркан, пробовал, а затем стал все делать сам. В 90-е годы, когда была самая разруха, создал ПУ – производственное училище, откуда выходили мастера с государственными дипломами по специальности «художественная обработка кожи и кости».
Преподавал традиционную технологию – как снимается шкура, с какого оленя, в какое время. Тогда же я начал интересоваться, узнавать, как делать традиционные корякские бубны – яяй.
Андрей Константинович и на выставку в Магадан привез один такой. Художественной резьбой по кости он занимается больше двадцати лет. В основном его работы - из оленьего рога - ажурные, очень тонкие и красивые.
- Я люблю работать с оленьим рогом. Он сам подсказывает, что из него сделать: не то, что я хочу, а то, что он в себе скрывает. Я только подрезаю и открываю это, - продолжает Андрей Адуканов. - К примеру, в этих миниатюрах использованы необычные природные изгибы оленьего рога. Такие бывают один на 200-300 рогов, как правило, они плавные, а тут неестественные, и они дают возможность передать движение. Я только добавил некоторые детали и эти образы открылись.
Где вы обучались этому искусству?
- Я нигде не учился: меня, как говорится, духи поцеловали в макушку. Делаю то, что нравится, и никогда не режу в плохом настроении.
Вы берете учеников?
- Да, у меня есть ученики, например, два уже взрослые, даже рисовать не умеют, но у них такое огромное желание резать! И, знаете, ведь получается. Эскизов они не делают, сначала создают скульптуру из пластилина.
А еще у меня был один ученик в возрасте 74 лет. Он всю жизнь мечтал резать по дереву, а работал дальнобойщиком, и смог заняться любимым делом только на пенсии. Тогда он пришел ко мне и попросил научить. Первая его работа была довольно незатейливой. Тогда я показал ему, как чуть обрезать, убрать лишнее, не трогая саму идею, и она смотрится уже по-другому.
Так он и начал резать. В этом он был похож на маленького ребенка, работал с таким энтузиазмом и душой, и это было видно по его работам. Вроде бы и неказистые, но рука сама тянется ее взять и рассмотреть ближе. Он занимался этим, пока не умер. Зато столько сделал работ, оставил о себе память и воплотил мечту. А значит, учиться никогда не поздно.
Вы известны не только как мастер-косторез, расскажите об этом.
Да, я занимаюсь не только резьбой. К примеру, делаю традиционные оленьи седла, набитые для мягкости оленьим волосом, и где используется рог, который зашит в шкуру, все, как делали наши предки. Еще я учу людей вязать нарты, делать их традиционно. Сам я из семьи оленеводов, с малых лет наблюдал, как работают родители. То же касается выделки шкур. Эти умения я и стараюсь передать людям.
Также делаю корякские бубны, с которыми работают творческие коллективы Магадана, Чукотки, Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России. У магаданского «Энера» тоже есть такой.
У меня есть своя кузня. Там я делаю ножи. Вот и на эту выставку в Магадан я привез один нож: рукоять костяная, из моржа, гарда из рога снежного барана, подставка из оленьего рога, подставка под изделие из сувели, ножны – рог лося и коревой кап. Но его тут же купили и забрали. Я просил оставить его на стенде, но у людей не было времени.
В районе, где я живу, поголовье оленей составляет несколько тысяч. Поэтому с рогами проблем нет. Дерева тоже достаточно – они у нас не как в игрушечные в Магадане, растительность богатая. Летом я делал большую скульптуру для одного стойбища из ели обхватом больше человеческих рук. Так скучать не приходится.
Как вы находите идеи для своих работ?
Я всегда работаю от природы. Природа – лучших художник, человек никогда не сделает лучше.
Бывает, рог лежит долго, и в какой-то момент, когда его, к примеру, перевернули или по-новому упал свет, я вижу какой-то образ. Вот эта миниатюра заняла у меня минут двадцать, я оставил все природное и только слегка убрал лишнее. А эта работа началась с того, что я увидел в обломке рога очертания головы рыбы, а потом уже родилась вся композиция, - статуэтка изображает рыбака, который тащит на спине большую рыбину… Здесь миниатюры, которые я делал в разное время. Но они вместе выглядят гармоничным единым целым.
Правда ли, что каждая работа «ждет» своего будущего хозяина?
Был у меня такой случай в Москве на выставке: я привез одну небольшую статуэтку, и одна постельница просила продать. Я ответил, что работа не продается. Женщина пришла второй раз, и третий, все время стояла и смотрела на эту работу. В день закрытия выставки я достал статуэтку и подарил ей. Сначала она не поверила, спрашивала, сколько это стоит. Но не все меряется деньгами. Просто она искренне этого хотела. Надо было видеть эмоциональное состояние этой женщины. Мне было очень приятно, что моя работа так понравилась.
Был другой случай. Ко мне в мастерскую пришла женщина, чтобы выбрать изделие. В мастерской работ очень много, одна, довольно простая, несколько лет висела на стене, такая розетка из лосиного рога. Она увидела ее сразу, как зашла, попросила продать. Я предложил посмотреть остальные работы, которые новее и лучше, но она отказалась, потому что хотела именно эту. Я встретил эту женщину через полгода в путешествии, она подошла ко мне и сказала: «А вы знаете, я вожу ее с собой как талисман», - и достала эту поделку…
Вы следите за творчеством других мастеров?
Да, на различных выставках мы регулярно встречаемся с косторезами Якутии, с магаданскими мастерами. В целом по России нас не так много, и, когда мы видимся в других городах, то радуемся, потому что для нас это – слет старых друзей. Делимся опытом, смотрим, что у кого появилось нового.
Ведь работы мастеров из разных регионов очень различаются. К примеру, у якутских или Чукотских мастеров гравировка традиционная. Камчатским косторезам ближе техника магаданцев. Или. к примеру, мастера Архангельские раньше занимались прорезной резьбой, а сейчас у них появились фигурки, это в нашем мире уже новость.
Согласны ли вы, что интерес к национальному искусству растет год от года?
Думаю, это потому, что сейчас на Севере остались те, кто его любит. Это касается и Камчатки, и Магадана. Здесь живут те, кто приехал в свое время по зову сердца, и кому по душе эти края. А раз так, то нельзя не любить и не уважать музыку, традиции, ремесла народов, которые издавна живут на этой земле.