– Павел Георгиевич, как можно вступить в казачье общество? Есть ли какие-то требования к будущему казаку?
– Да, у нас есть определенные требования. Тот, кто хочет стать казаком, должен быть несудимым (это самое главное). Кандидат должен быть обязательно православный.
– А если неправославный?
– Ничего страшного, мы его покрестим. Ну и сопутствующий фактор, были ли в роду казаки – например, дедушка, прадедушка.
Вот у меня прапрадедушка воевал в 1812 году. У еще одного нашего казака тоже прапрадедушка воевал в 1812 году. Поэтому мы эту традицию очень чтим и уважаем.
– А если в роду не было казаков? Все равно примете?
– Конечно. Все равно приходят и вступают. У нас есть присяга, которую все вступающие принимают. Недавно у нас был городской круг, где в храме мы принимали новых казаков.
Еще казаки, когда вступают, пишут заявление, заполняют анкету, берут на себя обязанности по несению государственной службы. Это и охрана порядка, и взаимодействие с МЧС Магаданской области, охрана государственной границы, борьба с незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ. Со всеми силовыми структурами у нас заключены соглашения.
– Есть ли ограничения по возрасту? В каком возрасте можно стать казаком?
– У нас разного возраста казаки. Те, кому перевалило за 60, переходят в совет стариков, наставляют молодежь. Они учат, как надо вести службу, соблюдать культуру и быт казаков.
Из детей-казаков от 13–15 лет мы формируем группу кадетов. Кадеты у нас есть и в поселке Стекольный, с ними работу ведет председатель совета стариков. Он у нас очень хорошо знает историю казаков, культуру, традиции, знает откуда произошли казаки, где они участвовали. Ведь ни одна война не обходилась без казаков. И вот воспитать подрастающее поколение – одна из главных наших задач. Надо растить себе достойную смену.
Сейчас мы будем формировать казачьи классы. Есть у нас такая задумка, попробуем воспитывать молодое поколение казаков, начиная с садика. Они будут носить такую же форму, к ним будет приходить священник, проводить службу.
Есть даже такая традиция: маленького казака, которому два-три года, крестный впервые сажает на коня. Это очень большое торжество у казаков, это гордость, знак того, что он подрос. И значит он уже казачок.
Мы работаем с допризывной молодежью, готовим к службе в армии. Сейчас будет проводиться «исполох», где будут такие виды спорта, как бег, подтягивание, стрельба, сдача норм ГТО, а затем будем готовить их к службе в армию. У нас сейчас есть секция рукопашного боя, где преподает казак. Они выезжают на соревнования, занимают призовые места.
– Расскажите немного про Казачий круг. Как он проходит? Что на нем решается? Кто принимает в нем участие?
– Казачий круг у нас является высшим органом власти казачьего общества. Здесь принимаются дополнения, изменения в уставе, на этом круге избирается атаман, правление, проходит суд чести, совет стариков. Правление играет очень большую роль и решает все вопросы. Например, на круге составляется и утверждается план предстоящего мероприятия.
На круге обязательно присутствует священник. Сначала читается молитва, затем доводится до казаков повестка дня, решаются вопросы и, по окончании круга, опять же читается молитва.
Когда круг проводится, выбирается есаулец – это тот, кто будет следить за порядком во время проведения круга. Ему выдается нагайка и в помощь два пристава. Если какой-нибудь казак во время проведения круга ведет себя недостойно, кричит без разрешения, то он подходит и тихонечко бьет нагаечкой по плечу, тем самым делая замечание. Без разрешения есаульца никто не имеет права выступать. Если это не помогает, то он вправе применить нагайку – хлестанет два-три раза и выведет из круга. Если круг становится неуправляемый, то один из старейшин встает, и все замолкают, и если священник встал, то все тоже замолкают, все встают. Он призывает всех к порядку, затем читает молитву. Если это не помогло, то священник уходит, круг считает недействительным, нелегитимным и сразу прекращает свою работу.
– А что казачество еще делает для города?
– На данный момент перед нами стоят большие задачи. В 2014 году, когда в Магадане было наводнение, казаки принимали активное участие, оказывали помощь населению.
Также мы в этом году охраняли ледовые скульптуры в сквере Победы. Если в прошлом и позапрошлом году ледяные скульптуры через два-три дня побили, то в этом году они достояли до конца. Это благодаря тому, что казаки несли охрану. Мы и в храме всегда несем охрану общественного порядка. На больших праздниках казаки всегда присутствуют.
В этом году на демонстрации 1 Мая нам доверили нести флаг Российской Федерации и открывать демонстрацию трудящихся. Сейчас у нас появились конные казаки, лошади есть и будут приумножаться. Появилось много желающих освоить технику езды. Пока мы только начинаем обучать верховой езде.
– В каких отношениях казачество состоит с органами власти?
– Мы юридическое лицо, зарегистрированы в юстиции, в налоговой инспекции, Пенсионом фонде, куда подаем своевременно отчеты.
В прошлом году нас внесли в Государственный реестр Российской Федерации. А сейчас городское казачье общество входит в региональный реестр. Получается, мы сейчас находимся на государственной службе.
Досье
Павел Прокопенко родился 7 апреля 1950 года под Ташкентом. Там же окончил строительный техникум, получив специализацию: гражданское и промышленное строительство. Начиная с 1985 года проживает в поселке Усть-Яна Ольского района, где трудится в дорожном управлении МГУДП.
Павел Григорьевич на территории региона известен своей сильной гражданской позицией. На протяжении ряда лет он являлся бессменным атаманом Колымского окружного казачьего общества Уссурийского казачьего войска. Член Общественной палаты при УМВД России по Магаданской области.