«Нельзя жить только для себя, ничего не оставив после, - это не в нашей крови», - уверен Дмитрий ЧЕРНЫХ.
СЕБЯ ПРОКОРМИМ?
- На Колыме, да и в самом Магадане, люди чувствуют изменения в экономике. То одно дорожает, то другое... Вы ощущаете эту дороговизну?
- Конечно, я хожу в магазины, вижу, как поднялись цены на продукты, на некоторые лекарства в аптеках. Но есть все же отличия между сегодняшней сложной экономической ситуацией и той, например, которая была в 90-е. Во-первых, государство у нас стало сильным, и мы, жители, эту силу ощущаем. Во-вторых, не мы «заварили кашу», а наши заокеанские друзья, или, как сегодня принято говорить, партнеры. Но мы тоже стали сильными, нащупали твердь под ногами, так что и это переживем.
- Вся Россия сегодня заговорила об импортозамещении, о необходимости выращивать и производить необходимое у нас. Как вы думаете, мы себя на Колыме можем прокормить?
- Интересный вопрос. Тут нужно исходить из потребности людей. Кому-то достаточно простого хлеба, мяса, сыра, молока, сахара, муки чуть-чуть - и доволен человек. Другому подавай дорогой сыр с плесенью, рябчиков в ананасах, швейцарский шоколад и прочее. Но это его право. Что касается самого насущного - вполне заменим. У местных производителей можно купить все необходимое для нормального, полноценного питания. Пусть бананы и ананасы у нас не растут, зато помидоры, огурцы, баклажаны, даже клубника летом появляется. Так что выбор натурального продукта есть.
- Да, местная продукция и качеством лучше, и внешним видом. Но вот цены-то запредельные...
- Как покупатель я вас понимаю и поддерживаю. Иногда вижу огурцы по 450 рублей, и оторопь берет. Но, общаясь с производителями в рамках нашей акции «Знак качества», я и их понимаю. Растить что-то в золотоносной, но неуютной для культур земле очень сложно и затратно. Семь потов сходит, пока помидорку вырастишь, отсюда и цены. Зато когда есть возможность купить местное - беру, зная, что все натуральное, без химии.
Вот, например, мясо, которое продают в центре России, и мясом не назовешь - выглядит красиво, а на вкус как подошва. При этом стоит оно 450-500 рублей и лежит в морозилках месяцами, иногда и годами. А мясо, которое у нас выращивают и продают местные фермеры, в Европе производят в специальных хозяйствах, и стоит оно от 200 евро за кило. Вот так считаешь и понимаешь, что цена хоть и большая, но разница очевидна.
- Вы как раз координируете эту акцию «Знак качества», организованную региональным отделением партии «Единая Россия». В чем ее смысл?
- Все просто - раз есть местные производители, давайте выбирать лучшего из них. В течение месяца жители Магадана могут проголосовать за лучшего производителя, исходя не только из качества, но и цены. Так, в феврале победило хозяйство «Комарова», в марте лучшим стала птицефабрика «Дукча». Главное - люди активно голосуют и выбирают своих земляков. Не покривлю душой, скажу, в начале мы думали, что через пару недель ажиотаж вокруг акции снизится. Но нет, магаданцы потянулись, а интерес только растет.
НЕТ, МЫ НЕ ЗЛЫЕ!
- Как-то вы сказали, что люди на Севере отличаются от людей из теплых, центральных и южных областей. Это положительное отличие или отрицательное?
- Вы когда-нибудь были зимой на трассе в минус 50? Там, знаете ли, не до улыбок и шуточек, много будешь улыбаться - десны отморозишь. Так что, думаю, мы меньше улыбаемся, чем на юге, чаще хмуримся, но потому, что тепло бережем. Это отнюдь не означает, что мы злее или суровее, нет. Помните, как у Высоцкого в «Песне про друга»: «Пусть он хмур был и зол, но шел, а когда ты упал со скал, он стонал, но держал». Наше отличие в том, что своих мы не бросаем, мимо горя даже незнакомого человека не пройдем. В суровом климате, живя при нехватке солнечного тепла, мы не осатанели сердцем, а наоборот, стали честнее, искреннее.
Вот недавно знакомые показали видеоролик, как где-то в большом городе люди проходят мимо упавшего человека, которому стало плохо. Он почти лежит, а люди мимо идут, бегут, разговаривают по телефону, держатся за руки, беседуют, смеются. И ни один не подходит. Можно ли у нас, в Магадане, такую ситуацию представить? Я вот не могу. Так что весь этот пустой смех и дежурные улыбки не для нас. Во всем нужна мера и искренность.
- Слова идеалиста?
- Вовсе нет, достаточно оглянуться вокруг и увидеть в людях хорошее. За примерами далеко ходить не надо. Вспомните, сколько магаданцев откликнулось на призыв о помощи украинским беженцам, Донбассу, при наводнении в Приморье. У нас, взрослых, принято поругивать молодежь за безалаберность, слишком легкое отношение к жизни, но даже дети у нас неравнодушны. К нам в движение «МАГАДАНиЯ» недавно обратились школьники из 13-й гимназии с предложением к магаданцам чаще использовать биопакеты и эко-сумки, которые наносят меньше вреда экологии по сравнению с пластиком. Представляете, они сами провели опрос, сделали замеры в крупных магазинах города. Цифры поразительные: только там за день продают до 600 полиэтиленовых пакетов, которые через пару дней выкинут. Мы решили их поддержать, заказали эко-сумки, которые раздадим на наших акциях. Ребята даже сами делают эко-сумки из подручного материала. Надеемся, что вместе удастся привлечь внимание к этой проблеме.
- Вы сказали про движение «МАГАДАНиЯ». Для чего оно создано и зачем вам, занятому человеку, взваливать общественную нагрузку? За это хоть доплачивают?
- Знаете, про доплату это вы хорошо придумали. Но на самом деле нет, все на добровольных началах. Проект «МАГАДАНиЯ» создан для того, чтобы объединить людей, которые могут не только критиковать и выражать недовольство, но еще и что-то предложить, помочь изменить жизнь к лучшему. Сюда к нам можно обращаться с инициативами, ведь от имени движения действовать намного проще, чем в частном порядке.
Так, например, к нам обратились представители центра социального обслуживания населения с просьбой организовать компьютерные курсы для людей старшего поколения. Кинули клич по учреждениям, кто может в этом деле помочь, откликнулись 13-я гимназия, СВГУ, библиотека им. Куваева, 21-я школа. И вот сегодня уже два выпуска в активе. А люди продолжают записываться в группы, которые формируются по желанию - в зависимости от того, где удобно учиться.
Или вот летом у 21-й школы начнется создание нового сквера. Мы просто опросили жильцов из окрестных домов, и выяснилось, что многие готовы присоединиться, помочь высадить кусты, разбить клумбы. Скоро начнется работа, и в Магадане появится еще одно приятное уютное место.
МЕНЯЙТЕ ОТНОШЕНИЕ...
- Но этих приятных мест у нас все же не так много. Люди по-прежнему выходят из грязного подъезда в еще более грязный двор.
- К сожалению, вы правы. Подъезды в следах уличного творчества, во дворах мусор, асфальт кое-где, по-прежнему, будто после бомбежки. Но здесь инициативами ситуацию не переломить - это зона ответственности управляющих компаний. А мы с вами прекрасно знаем, как некоторые из них относятся к своим обязанностям. Поэтому важна юридическая грамотность, осознание права потребовать выполнения ими своих обязательств. В том числе обязанность власти разъяснять людям их права, да и, наконец, приструнить «управляшки».
- Так стоит ли здесь что-то менять? Может, проще переехать в другой город, где зона комфортного проживания намного развитее? Люди голосуют ногами, уже много лет больше людей отсюда уезжает, чем приезжает...
- Не думаю, что это действительно выход. Кто же тогда здесь останется, если мы все будет думать таким образом? Магадан для меня - город, где я живу и работаю, где растут мои дети. С этим местом я связываю свое настоящее и будущее. Просто нужно изменить отношение, если хотите, мироощущение. Знаете, когда говоришь где-нибудь на материке, что ты живешь в Магадане, внутри просыпается какая-то гордость, а в глазах собеседника уважение. Начинаешь рассказывать, опровергать устоявшиеся мифы, показываешь фотографии и понимаешь, что как бы ни было там хорошо, хочется вернуться сюда, в свой город, свой дом.
Владимир ДОПЕ
Дмитрий ЧЕРНЫХ
Родился в 1980 году в г. Якутске. С 2012 года директор Дирекции по строительству энергообъектов на территории Магаданской области. Общественный деятель, координатор акции «Знак качества» и движения «МАГАДАНиЯ».