Профессионализм педагогов - как много сегодня от него зависит в образовании! И обеспечивает его в нашей области Институт повышения квалификации педагогических кадров. Сегодня это государственное учреждение дополнительного профессионального образования вступает в новый учебный год в новом здании и новом статусе автономного. О сложившейся системе и грядущих изменениях рассказала его ректор кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ, почетный работник образования Магаданской области Алла РАДОВСКАЯ.
- Алла Ивановна, вот уже почти год, как институт поменял адрес и организационно-правовую форму, приобретя автономию. Как вам живется в новых условиях?
- Да, 2011/2012 учебный год мы начали по новому адресу, переехав в пятиэтажное здание ликвидированного профлицея № 4. Конечно, наши предложения об отдельном здании удалось реализовать благодаря губернатору и руководителю департамента образования. Институт повышения квалификации работников образования Магаданской области создан в сентябре 1954 года, а с 28 сентября 2011 года преобразован в статус автономного, в ноябре мы переехали в здание по улице Якутской, 67б. Это, конечно, позволило создать более комфортные условия для наших слушателей и сотрудников. Увеличились учебные площади, теперь у нас оборудованы три компьютерных класса, появились и были дооснащены актовый зал на 170 мест, малый зал для проведения в "камерной" обстановке "круглых столов", вебинаров, видеоконференций, мастер-классов, дискуссий, презентаций.
Улучшилась в целом материальная база: приобрели новую мебель, интерактивные доски, мультимедийное оборудование, программное обеспечение, более грамотно организовано техническое сопровождение компьютерного оборудования - например, завершается оснащение кабинета поддержки свободно распространяемого программного обеспечения - ЛИНЕКС. Наконец-то внедряем в библиотеке автоматизированную систему "Марк-SQL" (RUSMARC), имеем возможность расширить банк электронных образовательных ресурсов. Начали оснащение лаборатории цифровых технологий и кабинета дистанционного обучения. Более эффективно обеспечиваем взаимодействие с издательствами, создавая условия для продвижения учебно-методической литературы по отдельным предметным областям в рамках ФГОС, ЕГЭ и ГИА, научно-методическое сопровождение федеральных и региональных целевых программ, национального проекта "Образование", образовательной инициативы "Наша новая школа".
- Какие преимущества дал вам переход в статус автономного учреждения?
- Пока не выявилось существенных преимуществ, может быть, они появятся со временем. Как и раньше, наша работа строится в основном на реализации государственного задания и развития внебюджетной деятельности. Все плановые показатели госзадания, которое формируется на основе заявок органов управления образованием и образовательных учреждений, мы обязательно выполняем. Только за первое полугодие 2012-го проведено 19 курсовых мероприятий, обучено 409 человек при плане 385. К сожалению, руководители образовательных учреждений не всегда могут обеспечить участие своих педагогов в курсовой подготовке в связи с их большой загруженностью. Мы стараемся решить эти вопросы путем обучения без отрыва от производства. Так, проведено 5 курсовых мероприятий на базе школ - победителей ПНПО и профессионального училища № 12 в поселке Стекольный, на которых обучено 93 (22 %) педагога.
- Какие новые формы обучения педагогов сегодня появляются?
- Повышение квалификации проходит как в традиционной форме в объеме 72 и более 100 часов с выдачей документов государственного образца, так и в инновационной - например, по накопительной системе на блочно-модульной основе. Модули разрабатывают наши специалисты на основе анализа заявок, давая возможность слушателям выстраивать индивидуальную программу обучения в формате непрерывного профессионального образования. Такая форма обучения очень востребована, показателем чего стал рост количества слушателей: если в 2010 году их было всего 24, то в прошлом - уже 350. Сегодня в багаже института более 30 модулей, адаптированных к региональному содержанию образования, треть из них разработана по стандартам нового поколения. В рамках накопительной системы за первое полугодие прошли обучение по 17 модулям (от 12 до 36 часов) без отрыва от производства 172 человека.
Также мы развиваем дистанционное обучение, правда, пока во взаимодействии с другими институтами. Совместно с ГОУ ДПО "Институт АйТи" реализуем пилотный проект по подготовке тьюторов (педагогов-консультантов) из числа наших учителей по предметным областям для общеобразовательный школы, обеспечиваем им техническую поддержку, предоставляем учебную базу, оплачиваем трафик. Обучаются почти 50 человек, процесс этот сложный, пока мы делаем первые шаги.
В рамках введения ФГОС и ФГТ было организовано участие 225 педагогов в 10 вебинарах. К сожалению, новые формы не входят в плановые показатели госзадания, т. к. это обучение не всегда завершается сразу выдачей документа государственного образца и может растянуться на годы. Методики персонифицированного учета слушателей по новым формам обучения пока нет и на федеральном уровне.
Важными направлениями нашей деятельности являются научно-методическое сопровождение всех областных мероприятий в сфере образования, экспериментальных и базовых площадок, научно-исследовательская и информационно-аналитическая работа, обобщение актуального педагогического опыта.
Значительную работу проводим по аттестации педагогических кадров. Аттестация - довольно сложный процесс. Мы адаптируем ее формы и процедуры к конкретной практике педагогов разных предметных областей разного уровня образования для определения их квалификации, а также руководителей образовательных учреждений на соответствие занимаемой должности. Сейчас создан банк заданий для проведения письменных квалификационных испытаний на соответствие занимаемой должности в форме решения педагогических ситуаций (50 ситуаций в трех вариантах), разработаны методические рекомендации для педагогов начального профессионального, дополнительного образования детей, требования к структуре и содержанию портфолио.
С учетом новых аттестационных технологий в институте проведено обучение членов экспертных групп по трем модулям (61 педагог), председателей территориальных аттестационных комиссий (31 человек).
Также мы осуществляем издательскую деятельность в рамках регионального содержания образования: выпуск научно-методических пособий, учебно-методических планов и программ, рекомендаций и т. д. Есть и другие направления деятельности, но, к сожалению, как и большинство перечисленных, они не входят в государственное задание и не финансируются в полном объеме.
- А насколько помогает внебюджетная деятельность?
- Ее возможности невелики. Основные образовательные услуги мы предоставляем государственным и муниципальным образовательным учреждениям бесплатно. Одно из направлений - организация курсовой подготовки для слушателей вневедомственных учреждений. Так, институт сотрудничает со службами занятости населения. В 2011 году по их заявкам проводили обучение женщин-педагогов, находящихся в декретном отпуске по уходу за детьми до трех лет. Также знакомили с основами психолого-педагогических знаний сотрудников вневедомственных учреждений, имеющих летние детские оздоровительные лагеря. Периодически проводим обучение на модульной основе сотрудников разных организаций по основам менеджмента. Сейчас работаем над получением разрешительных документов на ведение обучения по охране труда, планируем при создании определенных условий платную разработку дополнительных образовательных программ, при необходимости - тиражирование учебно-методических пособий.
Есть еще один вид внебюджетной деятельности - предоставление мест временного проживания нашим слушателям. Но и это приносит незначительный доход. Необходимо создать более комфортные условия проживания, обустроить комнаты по гостиничному типу. Затраты предстоят большие, рассчитываем на бюджетные средства.
В среднем внебюджетные средства составляют 1,6 - 1,7 млн. рублей, после возмещения затрат оставшиеся идут на укрепление учебно-материальной базы.
- Вы уже стали говорить о проблемах. Видно, что их немало, не могли бы перечислить основные?
- Вообще проблем в образовании хватает. Тем более что модернизация - это развитие образования в условиях недостаточного финансирования. Обозначу некоторые наши трудности.
Учебно-материальная база пока не в полной мере соответствует современным требованиям, а ведь у нас она должна быть на уровень выше, чем в образовательных учреждениях, и, более того, опережать их, с тем чтобы обеспечить качество обучения.
Штат института привязан к количеству педагогов области и, стало быть, невелик, хотя охватывать нам приходится все направления развития регионального образования. В соответствии с новыми подходами сейчас нуждаемся в тьюторах, преподавателях-консультантах, кураторах дистанционного обучения и других специалистах. Отсутствие ряда штатных единиц решаем за счет увеличения должностного функционала методистов и преподавателей. Чтобы как-то компенсировать напряженность труда, стараемся создать благоприятные условия, поддерживаем любое творческое начинание и разрешаем совмещение. Наши сотрудники повышают квалификацию в ведущих вузах страны: так, в прошедшем учебном году на основе договорных обязательств проходили курсовую подготовку в Москве, Хабаровске, Якутске и даже во Франции.
Сложно привлечь к преподаванию в институте новых специалистов, опытных преподавателей, так как низка заработная плата. Например, средняя зарплата преподавателя - 12 тысяч, методиста - около 20 тысяч рублей. Надеемся на существенное повышение заработной платы, которое приведет к решению некоторых кадровых проблем. Сравнительно небольшой и стимулирующий фонд. Нет возможности оплачивать преподавателям и методистам экспертную деятельность, разработку планов и программ на модульной основе (как интеллектуальную собственность). Выход, видимо, надо искать в дальнейшем развитии внебюджетной деятельности.
Имеются и другие проблемы, но мы их решаем иногда поэтапно, с учетом возможностей. И наш коллектив благодарен всем методическим службам области, образовательным учреждениям и органам управления образованием за эффективное взаимодействие и поддержку.
Вера ДИДЕНКО.