МАГАДАН. КОЛЫМА-ИНФОРМ. Эксперты банка «Открытие» (входит в группу ВТБ) проанализировали результаты продаж китайских марок автомобилей в мае 2024 года. После рекордно высокого марта второй месяц подряд авторынок продолжает сжиматься. Несмотря на это, по итогам года российский авторетейл сохраняет шанс найти владельцев для миллиона «китайцев». Лучшей иностранной маркой остается Haval, лучшей иностранной моделью – паркетник Jolion.
Озабоченные давлением дистрибьюторов Changan, Chery, Geely и Haval (завышенными планами продаж, необходимостью частых обновлений салонов, короткими сроками контрактов, ограниченностью компенсаций за гарантийный ремонт) авторетейлеры через РОАД обратились в ФАС с просьбой провести проверку дилерских договоров. Затраты, в том числе на содержание складских запасов, растут, а доходы снижаются.
У импортеров свои задачи. Плановая экономика КНР предполагает рост экспорта. Так, в феврале текущего года Поднебесная поставила в Россию 45 тысяч легковых машин, в марте – 59 тысяч, в апреле – 79 тысяч. И это, не считая уже налаженного внутреннего производства чайна-каров в России. Продажи пока, напротив, падают. В марте на учет было поставлено 84 тысячи китайских машин, в апреле – 75 тысяч. Майские цифры регистрации пока не обнародованы, но отрицательная динамика сохраняется.
Квартет ведущих китайских брендов продолжает продавать новые машины значительно лучше других марок из КНР. Привычным лидером остается Haval. В мае марка реализовала 13,2 тысячи машин (-10% к апрелю 2024 г.) У нового суббренда – Haval Pro - уже есть 30 дилеров, которые начали продажи новинки – паркетника H3. На подходе еще два вседорожника. Эти действия должны помочь выйти на совокупные продажи в 50 тысяч машин в текущем году.
Бизнес Geely сократился до 10,5 тысячи сделок (-9% к марту). Новое поколение кроссоверов Coolray и Atlas заметно подорожало относительно моделей-предшественников, выйти на прежние объемы продаж будет затруднительно. Падение в рамках 4-6% можно видеть у Сhery и Jaecoo.
В брендах Поднебесной «второго эшелона» динамика бизнеса в мае была разнонаправленной. Но у некоторых за счет низкой базы наблюдался рост.
Так, китайско-белорусский Belgee продал в мае 3,2 тысячи кроссоверов X50 (+1% к апрелю) и анонсировал скорый дебют вседорожника X70 - аналога Geely Atlas Pro. Родственный Chery бренд Jetour сохранил объемы мая на апрельском уровне (3,1 тысячи шт.) и похвастался тем, что бестселлером марки стал вседорожник T2: продано 922 авто (+24% к апрелю). Tank вновь смог удержаться на уровне выше двух тысяч машин. В то же время его годовые планы в 42 тысячи машин уже кажутся недостижимыми, так как за пять месяцев дилеры заключили немногим более 10 тысяч сделок. BAIC и GAC остаются в компании тех иномарок, по которым заключается немногим более тысячи контрактов в месяц. Все остальные марки из Поднебесной находили в мае лишь сотни клиентов.
Завозимые дилерами самостоятельно Zeekr и Li Xiang также теряют клиентов. Продавать их по прежним ценам больше не будут в силу новой налоговой политики государства.
Так или иначе, у китайских компаний есть все шансы, если не удвоить прошлогодние результаты продаж, то приблизиться к этому, и впервые в истории нашего авторетейла продать порядка миллиона новых автомобилей.