Группа ВТБ: российский авторынок в 2024 году достигнет 1,4-1,5 млн штук



По данным ВТБ и «Открытие Авто», декабрь стал самым успешным месяцем года для российского авторынка (128,9 тысячи автомобилей). Итоговый результат за 12 месяцев оказался выше прошлогоднего на 440 тысяч сделок и составил 1,13 миллиона легковых и LCV автомобилей. В 2024 году с учетом амбициозных планов дистрибьюторов могло бы состоятся порядка двух миллионов сделок, однако увеличившиеся ставки автокредитования и продолжающийся рост стоимости машин едва ли позволит рынку подняться выше 1,4-1,5 млн штук, прогнозируют эксперты группы ВТБ.

Инфляционные ожидания, активность китайских марок и желание дилеров закрыть планы с хорошими показателями позволили декабрю стать самым «урожайным» месяцем 2023 года. Впрочем, похоже, что свою роль сыграли и годовые финансовые премии клиентов. Дилеры отмечали, что немало покупателей приходило в автосалоны с наличными. Таким образом, за исключением ноября, вся вторая половина года оказалась для нашего рынка относительно успешной, несмотря на сложности. Еще более высоким объемам бизнеса в масштабах года помешал отнюдь не недостаток машин, а цены, которые скорректировались вследствие переоценки курса рубля и повышения ставок утилизационного сбора.

Покупателей нашли 128 930 автомобилей с учетом параллельного импорта, на 9% больше, чем в ноябре. Итог года – 1,13 миллиона машин (+58% или +440 тысяч автомобилей) к провальному 2022 г. (687,4 тысячи машин).

Российские 42%

В зачете марок ведущую роль в развитии рынка традиционно обеспечил АвтоВАЗ. Несмотря на то, что Lada не смогла выполнить первоначальный годовой план, 352,6 тысячи машин, отгруженных дилерам, в нынешних условиях можно считать успехом. Прирост продаж относительно 2022 года составил 87%, относительно 2021 – 1%.

При этом крупнейший российский автопроизводитель продолжал умело пользоваться монопольным положением в сегменте бюджетных седанов. Модель Granta можно было встретить в салонах дилеров по цене заметно выше одного миллиона рублей, а за топовые модели Vesta даже по РРЦ стали просить более двух миллионов. Это в 3-4 раза выше, чем те же машины предлагали в момент их дебюта на рынке. Для Granta он состоялся в 2012 году, для Vesta – в 2015.

Тем не менее, по Granta в 2023 году был поставлен рекорд продаж в 206,1 тысячи машин. Это в два с лишним раза больше, чем годом ранее. Яркий успех в продажах продемонстрировали и отечественное семейство вседорожников Niva – 92 тысячи (+137%). Хотя за много десятков лет на конвейере ни трех-, ни пятидверная модификации так и не смогли обзавестись таким важным атрибутом любого современного кроссовера, как автоматическая коробка передач. В противовес продажи Vesta, составлявшие в лучшем для нее 2021 году 113 тысяч «штук», в 2023 оказались скромными - всего 49,3 тысячи. Столько машин АвтоВАЗ отгрузил салонам. Реальных же покупателей успели обрести 41,2 тысячи а/м.

Относительно высоким ежемесячным уровнем сбыта (2,4 тысячи машин в декабре, +26% к ноябрю) могли порадоваться продавцы «Москвичей». Роль сыграли скидки до 490 тысяч и появление второй модели в семействе. Если бы тех же темпов марка придерживалась и раньше, она вполне могла бы рассчитывать на то, что обнародованные ее планы продаж на 2023 год (сначала 40 тысяч, а позже 27 тысяч «штук») оказались бы реализованы. Однако по отчетам дистрибьютора за 12 месяцев дилерам было продано 15 тысяч машин, из которых до конечных покупателей добралось 13 тысяч.

И наконец, УАЗ, ГАЗ, «Соллерс» и Evolute реализовали за прошедший год суммарно порядка 104 тысяч машин. В целом за отечественными брендами по итогам года 470 тысяч сделок или 42% рынка.

Китайцы и еще один «иностранец»

По итогам года благодаря параллельному импорту в десятке ведущих иностранных брендов, помимо китайских марок, удалось удержаться KIA (34 тысячи а/м), Hyundai (26 тысяч) и Toyota (22 тысячи). Все продемонстрировали двузначное падение продаж относительно прошлого года. Однако уже в декабре, помимо отечественных и китайских марок, место удалось сохранить лишь еще одному «иностранцу» – Kia (1,8 тысячи а/м). В 2024 году топ-10, наверняка, покинет и он.

Желания и возможности

«Как мы и прогнозировали, общий объем продаж в 2023 году не превысил 1,14 миллиона автомобилей. В январе-феврале текущего года от рынка не стоит ждать тех же темпов, что он показал в декабре. Морозы, ударившие по активности многих клиентов в мегаполисах в первой декаде января, и затяжные праздники не позволят рынку выйти больше, чем на 60-65 тысяч сделок. Не достигнет декабрьских рекордов и февраль. Хотя, учитывая переполненность многих складов «китайцами», этот период может быть выгоден для покупки новой машины. Деньги, «замороженные» в «металле», для дилеров становятся все дороже, и продавцы будут идти на уступки. Порядка 35% машин, завезенных из Поднебесной в прошлом году, к началу января оказались не распроданы», - прокомментировала руководитель «Открытие Авто» Марина Дембицкая.

«При сохранении нынешних экономических условий традиционное оживление рынка начнется в весенние месяцы. Продавцы будут мотивировать покупателей к сделке аргументами про подорожание. На самих дилеров будут давить новые амбициозные планы дистрибьюторов», - добавил вице президент ВТБ, начальник управления партнёрских продаж авто Владимир Высоцкий.

Эксперты группы ВТБ отметили, что в совокупности китайские марки планируют реализовать на российском авторынке порядка 1,25 млн автомобилей. АвтоВАЗ, в свою очередь, хотел бы продать полмиллиона машин. Естественно, что не останутся в стороне ГАЗ, УАЗ, «Москвич» и «Соллерс». Возьмут свое и те, кто продолжит ввозить машины по параллельному импорту. При реализации всех этих планов, российский авторынок мог бы приблизиться к двум миллионам «штук». Однако увеличившиеся ставки автокредитования и продолжающийся рост стоимости машин едва ли позволит ему подняться выше 1,4-1,5 миллиона сделок. В то же время AEB прогнозирует рост рынка на 15% или до 1,3 миллиона «штук».



  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent

При комментировании тех или иных материалов запрещены:
Призывы к войне, свержению существующего строя, терроризму. Пропаганда фашизма, геноцида, нацизма. Оскорбления посетителей сайта. Разжигание межнациональной, социальной, межрелигиозной розни. Пропаганда наркомании. Публикация заведомо ложной, непроверенной, клеветнической информации. Содержащие ненормативную лексику. Информацию противоречащую УК РФ.






Колымские колонки