Анатолий Широков: Я убежден, что не будет таких задач, которые мы не смогли бы выполнить.



МАГАДАН. КОЛЫМА-ИНФОРМ. Магаданская областная Дума VIII созыва начала работу в обновленном составе. Он изменился на треть, что для региона является значительным изменением. В число депутатов вошли люди, которые ранее не занимались парламентской работой, но готовые предлагать новые идеи и разбираться в непростых механизмах областного законотворчества. У всех есть опыт предпринимательской и иной деятельности, что будет несомненным плюсом при принятии решений, важных для экономики Колымы. Две трети состава – это опытные депутаты, которые работают в региональном парламенте не один созыв, глубоко владеющие вверенными им вопросами.

Председателем Магаданской областной Думы избран Анатолий Иванович Широков, - политик с большим опытом и багажом знаний в сфере экономики и особенностях развития Дальнего Востока и Крайнего Севера. Он был депутатом регионального заксобрания IV-V созывов (2009-2014), занимал пост сенатора от исполнительного органа государственной власти Колымы с 10 октября 2014 года в течение 11 лет, был заместителем председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера. В сентябре 2028 года стал председателем регионального заксобрания.

Он считает, что деятельность областного парламента, «на земле» позволяет сообща решать насущные проблемы избирателей, соблюдение баланса интересов между регионом, бизнесом и государственной властью делает принятие решений более эффективным, а для того, чтобы Колыму лучше слышали на федеральном уровне, нужно больше работать.

- Анатолий Иванович, до периода Вашей деятельности в Совете Федерации вы два созыва были депутатом Магаданской областной Думы. Изменился ли принцип работы заксобрания региона за это время?


- Работа депутата всегда отражает жизнь общества. Процессы, которые были актуальны 10-15 лет назад, и те, которые идут сегодня в России в целом и у нас в области, меняются, деятельность законодательного собрания территории становится более многозадачной.

Анатолий Широков: Я убежден, что не будет таких задач, которые мы не смогли бы выполнить.


С одной стороны, нам приходится включаться в вопросы, которые внешне не являются сферой компетенции заксобрания: это организация работы или участие коллектива областной Думы в оказании содействия нашим землякам, которые находятся в зоне СВО: в плетении сетей, материальной помощи и так далее.

С другой стороны, хотя Россия и ведет непростую войну, она развивается. Мы это видим по особенностям федерального бюджета и по проекту областного бюджета на следующий год. Появляются возможности решения экономических задач, развития территории, увеличения валового регионального продукта, строительства спортивных объектов, жилья, школ.

Векторов деятельности появляется больше. Как и седьмой, так и действующий восьмой созыв областной Думы - это очень квалифицированный состав депутатов, которые в полной мере отвечают этой ситуации многозадачности. У каждого есть большой жизненный опыт, у большинства - опыт законодательной деятельности.

- Какие задачи вы ставите перед собой на посту председателя Магаданской областной Думы?


- Мы должны наполнить доходную часть бюджета и исполнить расходную. Правительство под руководством губернатора очень рационально пользуется бюджетными деньгами. Мы это видим по объему строек и иных мероприятий. Магаданская область сегодня - единственный субъект Российской Федерации, который оплачивает летний отдых детей за счет бюджетных средств.



Правительство региона очень разумно идет по бюджетному пути, и задача Думы – это поддерживать. Так же работает федеральный парламент. Он рассматривает вопросы отраслевого развития, взаимодействия секторов экономик и социальной сферы. Масштаб другой, но мы работаем на земле, берем конкретную проблему и с коллегами ищем решение. Я убежден, что не будет таких задач, которые мы не смогли бы выполнить. Главное - найти баланс интересов, тогда развитие получается равномерным. Поиск и нахождение такого баланса - это очень серьёзный навык. Но на то и парламент: одна голова – хорошо, а двадцать одна – лучше.

- На чем бы вы хотели сосредоточить свое внимание в ближайшую сессию, кроме основного вопроса – формирования и исполнения бюджета?


- Мы, как законодательное собрание региона, можем работать с разными экспертными сообществами, в режиме рабочих групп и комиссий. У населения есть большие вопросы к работе управляющих компаний. Мы должны попытаться включиться в регулирование этой проблемы. С одной стороны, мы заинтересованы, чтобы люди получали качественные услуги ЖКХ. Этого же хочет управляющая компания, но почему не срабатывает? Надо искать баланс, обсуждать, гармонизировать интересы граждан и УК. Часто стороны забывают про обязанности и говорят только о собственных правах.

- Какие проекты вы продолжите на посту председателя областной Думы, из тех, которыми вы занимались на посту сенатора?


- Один из них был инициирован правительством Магаданской области, а вносили его мы с коллегами из Сахалина и Якутии. Он касается преференциальных мер в режиме Особой экономической зоны, она сегодня работает и для Магадана, и для Курильских островов, для IT-компаний, чтобы они, входя в состав резидентов, получали меры стимулирования для участников ОЭЗ. Это уменьшает их издержки, увеличивает возможности по развитию цифрового контента повседневной жизни. Например, есть компании такси, сервисы доставки еды, если они зайдут в ОЭЗ, то получат преференции по налогам, а мы вправе требовать установить другую цену. Льготы по таможенным сборам позволяют ввозить более совершенное оборудование. А улучшения получат жители. Цифровые технологии могут внедряться в горной и рыбодобывающей отраслях.



- Анатолий Иванович, в статусе сенатора вы продвигали многие идеи, актуальные для Севера. Какие из них получили развитие?


- По поручению губернатора нужно было решать с Аэрофлотом вопрос дотирования стоимости авиаперелетов. Нам говорили: так не пойдет, мы коммерческая компания, должны зарабатывать. А как жить людям с другой стороны Уральского хребта? Приходилось аргументировать, что у нас есть конституционное право передвижения по стране. Почему наши дети не должны летать на юг отдыхать потому, что это далеко и дорого? И эта работа во главе с губернатором, а он был проводником вопроса по установлению льготных авиатарифов для нашей территории, потом распространилась на весь Дальний Восток и была очень продуктивной.

- Какие вопросы были самыми сложными?


- Я бы отнес к ним вопросы регулирования рыболовной отрасли Дальнего Востока, когда федеральный регулятор задавал условия, при которых рыбодобывающие компании Дальнего Востока, в финансовом отношении заведомо более слабые, чем московские, просто теряли бы возможность работать. Например, Федеральное правительство, Росрыболовство предложили, чтобы рыболовные участки, право пользования которыми завершается, переходили в общий котел, и оттуда через аукционы заново устанавливалось право пользования. Кто больше даст денег, тот получает участок.

Но что делать, если люди уже вложились в эти участки? Там есть морозильные и перерабатывающие мощности, жилые постройки, там работают местные жители. Что будет с ними? Нам ответили, мол, это уже на волю нового хозяина. В реальности условная большая компания может подогнать свои суда к участку, забрать рыбную квоту и уйти, не создавая рабочих мест и предприятий, которые бы отвечали за прибрежные поселки.

Мы добились, чтобы для добросовестных пользователей продление права пользования участками было автоматическим. Если компания платит налоги, участвует в социальной жизни, то она в уведомительном порядке еще 20 лет продолжает пользоваться этим участком. Тем самым мы сохранили участки за дальневосточниками. Если бы они пошли предложенной схеме, мы бы лишились на Дальнем Востоке рыболовной промышленности. Нам удалось это предотвратить благодаря позиции группы сенаторов и депутатов и поддержке Валентины Матвеенко.



Много было споров по поводу инвестиционных квот. Нам удалось из 18 предложений Правительства РФ отбросить 15, добиться, чтобы инвестквоты не распространялись на моллюсков, то есть на креветки, трубач и так далее. Иначе это усложнило бы работу и еще больше подняло цену. Мы ушли от того, что хотело Росрыболовство: если компания добывает свыше 5 тысяч тонн, то с них взимаются дополнительные налоги и так далее. Но мы не сумели отбить требование рыбаков о том, чтобы новые инвестиционные рыболовные квоты вступали бы с 2025 года, их провели с 2023 года.

В Совете Федерации я постарался научиться всегда, в любой самой сложной ситуации, искать баланс интересов. Если говорить о госуправлении, всегда есть три стороны: отрасль, крупное предприятие, субъект Федерации и Российская Федерация. Между ними должен быть баланс интересов. Если его нарушить хотя бы в одной стороне, система рухнет, ничего не будет работать.

- Какие вопросы нужно будет, так сказать, «довести до ума»?


- В Магаданской областной Думе мы продолжим, с учетом поддержки наших союзников в отраслевых объединениях и в федеральном парламенте, работу по вопросу о техногенных комплексах горной добычи. Сегодня требования к целиковым и техногенным объектам россыпной добычи одинаковые. Чтобы получить возможность добывать золото из техногенного, несколько раз перемытого объекта, нужно выполнить те же процедуры, что и с целиковым. Это нужно пересмотреть. Россия добывает около 345 тонн золота в год, а на территории Магаданской области, по расчётам специалистов, в техногенных отвалах находится от 300 до 1000 тонн золота. Если удастся упростить требования и ввести их в эксплуатацию, то мы получим дополнительно от 2-3 до 5 тонн золота в год, до 8 миллиардов рублей налогов в областной бюджет и до 2000 рабочих мест.

- На каком этапе находится этот вопрос?


- У нас есть конкретные предложения. Свою позицию мы высказали на МАЙНЕКСе в марте этого года в Магадане, ее поддержали недропользователи Дальнего Востока. Зафиксировали ее в августе на Всероссийском форуме россыпников в Хабаровске. Определённая поддержка у нас есть в Совете по недропользованию при Совете Федерации, происходит накапливание отзывов и мнений. После этого будем готовить законопроект.

- На Ваш взгляд, что нужно делать депутатам маленького региона, чтобы их предложения чаще принимались во внимание на федеральном уровне??


- Я бы ответил коротко: работать надо. Как сказать, маленький Магадан или большой? Россия добывает 345 тонн золота, 54 из них – колымских. В условиях мировой экономической турбулентности это серьезный вклад Магадана в национальный валовый продукт. У нас много линий, по которым мы можем увеличивать потенциал страны. Например, наша рыбная продукция.

Один из проектов, и губернатор о нем говорит, это строительство железной дороги. Это возможность получать уголь, продукты питания и т.д., по ценам ниже, чем морской перевозкой с перевалкой, и вывозить нашу продукцию. Прокладка железной дороги актуализирует эксплуатацию месторождений Яно-Колымской золотоносной провинции. Это колоссальные ресурсы.

Много скепсиса было по поводу Ленского моста. Я думаю, что это строительство выйдет за пределы 2030 года, но, тем не менее, стройка идёт. Есть поручение Президента по разработке проекта моста через Алдан. Это для нас важнейшее решение. Если мы получим это плечо из Якутии, то, как минимум, уголь из Южной Якутии поедет через Магадан. А это значит, понадобится дополнительный терминал.

Второе – это строительство морского логистического центра. Рыбаки привезли рыбу, сдали здесь на переработку и заморозку. Мы переработали и повезли в ЦРС. Это важно, потому что порты во Владивостоке, Совгавани, Находке всегда полные, они приходят на одну железную дорогу. Дополнительное плечо позволит Магадану стать вторым по объему портом на Дальнем Востоке. Этот проект, по подсчётам, займет девять лет или больше. Но это надо делать.

Мост через Алдан нам нужен. Таким образом, продолжается сшивка страны. Эти проекты, которые были начаты в конце XIX века с Транссиба, должны продолжиться. Они имеют конкретное приземление в виде цены тонны угля, килограмма огурцов, и так далее.

- Железная дорога связана и с развитием Севморпути. Что ждет Магадан в связи с этим?


- Сегодня мы говорим о трансарктическом транспортном коридоре, он должен начинаться в Санкт-Петербурге и заканчиваться во Владивостоке, а еще лучше в КНР. Китайцы уже проводят свои контейнеровозы по Севморпути и тратят 20 с лишним дней вместо 40 дней через Суэцкий канал, а Россия гарантирует ледокольное сопровождение. Это огромный канал перевозки грузов, который по замыслу должен включать Магадан как один из портов Дальнего Востока и ключевой порт для Северо-Востока России.

Севморпуть сейчас очень активно работает. Советский рекорд перевозок по СМП составлял 7 миллионов тонн груза, а в прошлом году Россия перевезла 37,9 миллионов тонн, это серьезная разница. Модифицируются старые, строятся новые порты. Сейчас уголь тяжело вывозить по Транссибу на Дальний Восток, чтобы доставлять в Юго-Восточную Азию, железная дорога забита. Его везут из Кузбасса в Мурманск. Там запущен новый терминал, где переваливают десятки тысяч тонн угля. Россия в основном сейчас возит углеводороды. На сегодняшний день работает «Атомфлот». В этом году проходит эксперимент по доставке грузов северного завоза. Для Арктической зоны - это одна история. А есть еще восточная зона, наша, и в следующем году эксперимент будет у нас.



- Каковы перспективы вхождения в Арктическую зону части Магаданской области?


- Арктическая зона – это условия для бизнеса, которые государство создает, чтобы компаниям было выгодно работать. А куда идёт бизнес, там создаются рабочие места, там платят высокую зарплату, налоги поступают в большем объеме. Границы Арктической зоны определяются Указом Президента. Это позволяет муниципальному району получить арктические преференции. Там, где тяжелее всего, государство подставляет плечо, это правильно.

Сейчас в Арктическую зону входят части Республики Коми, Мурманской и Архангельской областей, часть Ненецкого и Ямало-Ненецкого автономного округов, Республики Карелии, часть Красноярского края, Якутии, полностью в нее входит Чукотка. Вопрос вхождения части территории Магаданской области в Арктическую зону находится в стадии обсуждения. Это серьезная работа и конечное слово, безусловно, за Президентом.



  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent

При комментировании тех или иных материалов запрещены:
Призывы к войне, свержению существующего строя, терроризму. Пропаганда фашизма, геноцида, нацизма. Оскорбления посетителей сайта. Разжигание межнациональной, социальной, межрелигиозной розни. Пропаганда наркомании. Публикация заведомо ложной, непроверенной, клеветнической информации. Содержащие ненормативную лексику. Информацию противоречащую УК РФ.






Колымские колонки