Анатолий Широков - об ипотеке, образовании, дальневосточной авиакомпании и фильме Дудя


МАГАДАН. КОЛЫМА-ИНФОРМ. Член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера ответил на вопросы портала «Твой Дальний Восток».

- Доступная ипотека под 2% - одна из инициатив, которая может дать толчок развитию этого макрорегиона? Насколько она востребована и есть ли какие-то первые результаты этой меры соцподдержки?

- Нет и не может быть какой-нибудь одной инициативы, которая бы стала своеобразной «пилюлей», «таблеткой», способной решить проблемы Дальнего Востока. Программа «дальневосточной ипотеки» – это не самодостаточная величина, а часть, значимая, государственной политики, реализуемой здесь сегодня. Именно комплексный характер мы видим в решениях Президента России В.В. Путина, касающихся Дальнего Востока, в деятельности его Полномочного представителя в макрорегионе Ю.П. Трутнева, в работе Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики во главе с А.А. Козловым.

«Дальневосточная» ипотека была введена президентом России около полугода назад. Очень быстро она стала набирать популярность: на сегодняшний день мы имеем около 29 тыс. заявок, из которых около 17 тыс. уже рассмотрено. Почти 8 тыс. договоров уже подписано. Совсем недавно Правительство России поддержало предложение Минвостокразвития о том, что дальневосточный гектар можно будет получить в собственность не через 5 лет, как установлено первоначально, а быстрее. Но в том случае, если владелец гектара станет участником «дальневосточной ипотеки».

С моей точки зрения, все сказанное свидетельствует о правильности идеи, положенной в основание этой программы.

- Это одинаково эффективно для всех регионов?

- Дальний Восток – он разный. И условия жизни в его регионах разные. Например, в городе Магадане, по моим сведениям, от 1,5 до 2 тыс. квартир продается. Это жилье, в основной своей массе добротное, обихоженное и имеющее потенциал использования. Но купить его молодые семьи на льготных условиях не могут, так как это – вторичный рынок, не новое жильё. К тому же новое жилье, которое сегодня начало строиться, имеет много «адресатов». Нужно переселять людей из ветхого и аварийного жилья, давать жилье детям-сиротам, и какое-то количество и в продажу надо пускать… Поэтому получается, что купить новое жилье на льготных условиях все желающие молодые семьи, молодежь не могут. Ведь у Магаданской области практически все населенные пункты – городские, сельских – почти нет.

Поэтому, с моей точки зрения, есть смысл для некоторых дальневосточных регионов сделать и вторичный рынок жилья доступным с использованием «дальневосточной ипотеки».

«Дальневосточные вузы должны получить преференции»

- Насколько острой вам кажется проблема образования на Дальнем Востоке? Есть очевидный флагман ДВФУ. Хватает ли жителям Дальнего Востока сильных вузов, чтобы после окончания школы они не уезжали учиться в другие регионы?

ДВФУ – сильная образовательная школа, флагман безусловный. Динамично развивается федеральный университет в Якутске. Но означает ли, что этими двумя вузами мы сможем «закрыть» потребности в кадрах для макрорегиона? Убежден – нет! Надо сохранять и развивать, например, Хабаровское вузовское сообщество с его знаменитыми научными школами и направлениями. Необходимо поддержать региональные вузы Дальнего Востока, в силу их фактически «регионообразующего» значения в Петропавловске-Камчатском, Южно-Сахалинске, Магадане, Благовещенске, Биробиджане. Сегодня, по моему мнению, вузы Дальнего Востока, как в общем и социальная составляющая развития регионов, должны получить некие преференциальные правовые основы работы. Как это сделано в реальном секторе дальневосточной экономики: территории опережающего развития, свободный порт Владивосток и т.п.

Иначе получается вот что, смотрите: прежнее руководство Минобрнауки России проводило так называемую «оптимизацию» высшей школы. Например, если до этой «оптимизации» на 1 преподавателя должно приходиться 10 студентов, то после неё – на 1 преподавателя 12 студентов. От этого зависит и сумма средств, выделяемых вузу из федерального бюджета. Часть преподавателей были, естественно, «оптимизированы», то есть сокращены.

Более того, как нам удалось недавно выяснить с коллегами из АРЧК, федеральный бюджет сегодня серьёзно недоплачивает преподавателям университета, например, в г. Магадане, если считать среднюю годовую заработную плату соответствующей «майским» указам Президента. Это недостаток вузу приходится «добавлять» в фонд заработной платы, оголяя другие статьи расходов: лабораторная база, учебно-методическое обеспечение… В результате уровень зарплаты «оптимизируемого» корпуса преподавателей выдерживается, но качество необходимого обеспечения учебного процесса в вузе снижается. При этом специально установленный для вузов России территориальный коэффициент в Магадане ниже, чем в Москве. И если бы это была только магаданская «история»!

Что мы видим в итоге: ослабление дальневосточных вузов ведет к тому, что значительная часть молодежи уезжает в центральные районы страны за хорошим образованием с весьма призрачными перспективами возвращения. А мы на Дальнем Востоке получаем дефицит кадров, необходимость их привлечения извне макрорегиона.

Вспомним здесь вновь о «дальневосточной ипотеке» для молодых семей: приезжай на Дальний Восток, получай хорошее образование, достойную работу и возможность купить собственное жилье на льготных условиях. Это я о комплексности развития…

- Вы давно говорите о необходимости выделять региональным авиакомпаниям больше средств на господдержку. Как это могло бы решить проблему транспортной доступности для Дальнего Востока? Возможно, проблему могло бы решить создание единой Дальневосточной авиакомпании?

- На Дальнем Востоке авиация обеспечивает три вида сообщения: магистральное, региональное, местное. Магистральное – с центром страны, региональное – между субъектами ДВФО, местное – внутри субъектов.

Сегодня вся эта система оказалась под жестким ударом последствий пандемии коронавируса, отрасль «просела» на 90% примерно. Крупные авиакомпании были внесены правительством в перечень системообразующих организаций, которые могут претендовать на меры государственной поддержки. А мы вместе с коллегами из Минвостокразвития сумели создать условия для включения некоторых дальневосточных региональных авиакомпаний и аэропортов в это перечень.

Но этого для отрасли явно недостаточно. Поэтому, по поручению президента, решением правительства было выделено 23,4 млрд. руб. на поддержку авиаперевозок в России. Значительную часть из этих средств получили «большие» компании – «Аэрофлот», «S7», «Ютейр». Это те компании, которые в условиях пандемии резко сократили полеты, а значит, и свои расходы.

Региональные же компании Дальнего Востока не сокращали полеты по своим маршрутам потому, что, кроме них, в отдаленные населенные пункты не полетит никто. Это значит, что пассажиры, товары первой необходимости и даже продукты питания туда некому будет доставить. Поэтому у них не было возможности сократить свои издержки.

Принятые сегодня нормы компенсации в 365 руб. за одного не полетевшего пассажира не обеспечат возможность региональным компаниям выйти из сложного экономического положения. Это, в свою очередь, может привести к тому, что во втором полугодии они будут вынуждены остановить свою деятельность. И тогда кто полетит в тайгу и тундру? Это большой вопрос.

О дальневосточной авиакомпании. Конечно, необходимость объединения авиаотрасли на Дальнем Востоке для достижения более заметной координации её функционирования – назревший вопрос. Но здесь теперь важно максимально тонко подойти к реализации этого объединения, которое могло бы еще обеспечить и эксплуатацию отечественных воздушных судов, дав заказы российскому авиапрому. С моей точки зрения, создание одного юридического лица в этом случае недостаточно эффективно. Ведь тогда эта АК будет должна обеспечить авиасообщение не только на региональных маршрутах, но и на местных линиях. И если сегодня мы обладаем парком отечественных воздушных судов, способных летать между регионами ДВФО, то для местных линий такого количества еще не создано. Поэтому именно местные линии в этой случае «просядут». Ну и уж слишком громоздкий получается механизм, трудноуправляемый.

Мне ближе давно существующая идея, которую совсем недавно озвучил директор АК «Аврора» К.П. Сухоребрик. Если такую компанию создавать в виде альянса уже действующих в макрорегионе авиаперевозчиков? Тогда от государства понадобится только регулирующая роль: определить каждой компании маршрутную сеть, скоординировать расписание, обеспечить поддержку в приобретении отечественных воздушных судов… То есть здесь больше управленческое решение, и, заметьте, менее затратное для государства. И важно, чтобы именно дальневосточникам было удобно пользоваться своей системой авиасообщения. А то, что таким альянсом будет закрыта дорога другим авиакомпаниям приходить на Дальний Восток, это не совсем верно. Здесь хватит места летать всем!

- Вы были одним из тех, кто добивался присвоения Магадану звания «Город трудовой доблести». Помимо исторической справедливости, почему это важно?

- Я отношусь к тем людям, кто, не будучи магаданцем по рождению, стал им в жизни. Я очень благодарен этому городу за свою биографию, хотя он никогда не предлагал мне простых решений. Для меня, как для многих, Магадан – это судьба, это смысл, это, как говорят, «место силы».

И, занимаясь историей Северо-Востока России уже скоро 30 лет, я всегда думал о том, что отношение к нему в общественном сознании как к «столице ГУЛАГа», как к городу, где «зэки, золото и мерзлота», несправедливо. Потому, что история Магадана, как и история любого другого города, многоцветна, она не может быть написана только черной краской. А каков вклад Магадана, области в развитие нашей страны? Он объективно велик. Поэтому я уже несколько лет обдумывал идею о почетном звании для Магадана. Но только внесенный недавно президентом В.В. Путиным и принятый федеральный закон позволил мне перевести свои мысли в конкретные дела, которые были включены в общую работу многих магаданцев.

Мы все вместе считаем Магадан достойным Почетного звания РФ «Город трудовой доблести». Да, в Магадане не делали автоматы и пулеметы, не выпускали танки, не растили хлеб для фронта. Но в годы войны Магадан, Дальстрой дали стране более 360 т химически чистого золота, более 19 тыс. т оловянного концентрата, сотни миллионов рублей перечислили магаданцы, колымчане в фонд обороны, несколько железнодорожных составов с продуктами и подарками для солдат и офицеров нашей армии.

К нашей радости, эксперты Российской Академии Наук на основании подготовленных нашей группой историков, архивистов, работников музея материалов признали Магадан достойным присвоения Почетного звания Российской Федерации «Город трудовой доблести». Теперь слово за оргкомитетом «Победа», в компетенции которого находится присвоение этого высокого звания российским городам.

«Для меня Магадан – это замечательные люди, для Дудя - страх»

- Наверняка вы смотрели фильм Дудя «Колыма». Как оцениваете выписанный им образ Магадана и всей территории вокруг?

- Я посмотрел этот фильм. Что же, прекрасный видеоряд, мастерские съёмки… Но я не отношусь к числу тех, кто фильм этого блогера (там нет «журналисткости», если позволите) оценил высоко.

Для меня Магадан, Колыма – это не родина моего страха. Напротив, это прекрасный свежий морской воздух, это необычайной красоты природа, замечательные люди, с которыми я здесь познакомился, и которые стали моими друзьями. Это и испытания. Да, куда же без них… Но не страх! Тут совершенно другие чувства. Те, например, которые я испытал, когда смотрел фильм нашего магаданского журналиста Анастасии Якубек «Я свободен» о композиторе В.П. Задерацком, которому пришлось быть в колымских лагерях. Магаданский журналист показала Человека, которому творчество дало возможность пережить самые суровые испытания, победить страх.

Так что важно для нас сегодняшних и для наших детей завтрашних – страх или Человек? Уверен в том, что никто, по крайней мере, из колымчан, магаданцев, не забудет никогда о тех трагических временах в истории нашего края.
Анатолий Широков - об ипотеке, образовании, дальневосточной авиакомпании и фильме Дудя


Комментарии


  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent

При комментировании тех или иных материалов запрещены:
Призывы к войне, свержению существующего строя, терроризму. Пропаганда фашизма, геноцида, нацизма. Оскорбления посетителей сайта. Разжигание межнациональной, социальной, межрелигиозной розни. Пропаганда наркомании. Публикация заведомо ложной, непроверенной, клеветнической информации. Содержащие ненормативную лексику. Информацию противоречащую УК РФ.






Колымские колонки